Новости

Манипулировать детским сознанием некорректно

Манипулировать детским сознанием некорректно

Нас атакуют говорящие пони

_Почти каждый взрослый проходит через это - вопли и истерики своих чад возле прилавков магазинов. Бакуганы, паровозики Чаггингтон, говорящие пони, магнитики и игрушечки в йогуртах и творожках… _

Сегодня от изобилия игрушек кружится голова, причём, в первую очередь у нас. Ребятишки, начиная лет с трёх, уже хорошо ориентируются в этом многообразии. Помогает им в этом реклама детских товаров на телевидении, которые малыши смотрят с огромным удовольствием и интересом. Производители кукол, конструкторов и так далее успешно манипулируют детским сознанием.

Вопрос корректности рекламы в детских программах и передачах обсуждается не первый год. Психологи постоянно предупреждают о вреде телевизионного спама для неокрепшей ребячьей психики, тем не менее, реклама детских товаров в России на ТВ - одна из самых распространённых и действенных. Более того, вполне возможно, что в скором времени такой рекламы станет больше. Инициативная группа депутатов Госдумы - режиссёр Станислав Говорухин, актрисы Мария Кожевникова и Елена Драпеко - разработали поправки к закону «О рекламе». Деятели культуры предложили увеличить продолжительность и допустимое количество рекламных блоков в детских передачах и фильмах. По их мнении, необходимо изменить диапазон продолжительности детских телепередач, в которых допускается размещение рекламы. Авторы поправок считают необходимым дать возможность прерывать даже 12-минутную передачу рекламным роликом (не считая того, что 1,5-минутную рекламу можно размещать до и после таких коротких программ), но при этом ограничить его продолжительность 1 минутой (текущее законодательство запрещает любую передачу длительностью менее 15 минут прерывать рекламой). Для роликов, чьё суммарное время превышает 25 минут, предлагается узаконить две рекламные паузы общей длительностью в 2,5 минуты, и «пограничную» рекламу продолжительностью по 2,5 минуты каждая. И так далее - по нарастающей. При этом депутаты предлагают обозначить товары и услуги, которые не могут рекламироваться в детских и образовательных программах.

Для чего это нужно? По словам члена комитета по культуре и «звезды» сериала «Универ» Марии Кожевниковой, привлечение средств рекламодателей, приведет к увеличению количества детского контента на телевидении и развитию его производства. Сейчас телеканалы не заинтересованы в отечественной анимации из-за высоких закупочных цен и запрета на рекламу в детских передачах, пояснила актриса и депутат. Поэтому наши дети смотрят низкокачественные и дешевые иностранные мультфильмы. «Ограничение по рекламе в детских передачах привело к тому, что телевизионные компании не ставят в эфир детские передачи, им это невыгодно, - сказала ещё один из авторов проекта Елена Драпеко. - Если разрешить рекламу хотя бы детских продуктов и детских вещей, то мы можем получить увеличение объема детского вещания». Якобы медиамаганты, как только у них появятся «лишняя» копейка, тут же начнут заказывать новые качественные детские программы и инвестировать средства в развитие отечественной мультиндустрии.

Виктор Евграфов работает в журналистике, в том числе и на телевидении, несколько десятков лет. В 70-80е годы он был одним из авторов сверхпопулярной в нашем крае детской передачи «Волшебный луч». Виктор Владимирович писал сценарий для программы, был кукловодом - играл мальчика Кадрика. По популярности «Волшебный луч» превосходил даже сегодняшние самые раскрученные телевизионные шоу. Писем и рисунков от юных красноярцев приходило в редакции огромное количество. Виктор Евграфов уверен, что подобные воспитательно-образовательные программы нужны и сегодняшнему поколению ребятишек. Только сегодня у руля многочисленных российских телеканалов стоят поклонники «золотого тельца», единственная цель которых заработать. Инициатива депутатов Госдумы ему, по меньшей мере, кажется странной. «Всё это - бред, - говорит Виктор Владимирович. - Я уверен, что деньги от рекламы пойдут в карман владельцев каналов, а никак не на благое дело воспитания подрастающего поколения. Кино и передачи для детей в России убиты окончательно. Оно умерло после кончины Ролана Быкова, он даже в девяностые годы находил силы и возможности заниматься детьми. А сейчас и при наличии денег за это никто не желает браться, потому что затратно и заработать на этом невозможно».

В Госдуме пока принимать поправки не торопятся. 8 апреля состоялось заседание экспертного совета по рекламе при комитете по экономической политике и предпринимательству, где обсуждался вопрос о частичной отмене запрета на рекламу в детских телепрограммах. Такая реклама - палка о двух концах, посчитали парламентарии. «С одной стороны, разрешение рекламы в детских передачах приведет к повышению их рентабельности. Появятся новые телепередачи - за рекламу детских товаров многие сегодня готовы платить, - сказал председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Игорь Руденский. - Но нужно учитывать, что дети реагируют на ролики очень эмоционально. Поэтому реклама на детском телевидении должна носить консервативный характер». То есть там не должно быть промоушена гигиенических товаров, лекарств и так далее. «Реклама формирует не только предпочтения подрастающего поколения, но и спрос со стороны родителей - понятно, что дети сами ничего не приобретают, они требуют покупок от родителей, - высказался вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. - А взрослые имеют очень разный уровень дохода. И детская реклама не должна создавать социального напряжения в семьях». На заседании было решено обратиться в экспертам по этому вопросам - телевизионщикам, производителям телепродукции для детей, психологам.

Психологи же, как правило, утверждают, что реклама - это опиум не только для ребят, но и для всего народа. «Реклама создаётся для того, что манипулировать сознанием человека, - говорит Наталья Стряпухина, заведующая отделением психолого-педагогической помощи центра социальной помощи семье и детям «Качинский». - Музыкальные ритмы, цветоряд специально подобраны так, чтобы воздействовать на подкорку головного мозга. Часто на неё покупаются взрослые люди, а что же говорить о малышах, которых реклама просто завораживает. Детьми, особенно младшего возраста, информация в ролике принимается за чистую монету. Говорить о нравственных критериях в рекламе не приходится - в борьбе за средства потребителя все средства хороши. И это проблема и задача мамы - объяснить своему чаду, что она не покупает батончик ребёнку не потому что его не любит, а потому что у сына или дочки аллергия на шоколад. На мой взгляд, априори размещать рекламу в детских программах некорректно, ведь при её помощи производители манипулируют сознанием самой беззащитной аудитории».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА