Новости

Министр инвестиций и инноваций Красноярского края Ольга Рухуллаева: «Для привлечения инвесторов нужен понятный бренд края»

Министр инвестиций и инноваций Красноярского края Ольга Рухуллаева: «Для привлечения инвесторов нужен понятный бренд края»

Министр инвестиций и инноваций Красноярского края Ольга Рухуллаева
Министр инвестиций и инноваций Красноярского края Ольга Рухуллаева
Продвижение региона на общероссийском и международном рынке - задача не простая. Между тем без частных инвестиций многие инвестпроекты в крае невозможно реализовать. Об инвестиционной политике края, роли власти в поддержке бизнеса и способах привлечения инвесторов в регион рассказывает министр инвестиций и инноваций Ольга Рухуллаева.

- Первая задача, из тех, что мы себе ставим, - создание бренда, имиджа Красноярского края как территории открытой и привлекательной для инвесторов, - начинает Ольга Владимировна. - Присматриваясь к новым территориям, инвесторы резонно задаются вопросом: почему необходимо вкладывать средства именно в тот или иной регион? И мы просто обязаны дать на него адекватный ответ. Во-вторых, необходимо переходить с точечной поддержки проектов, реализуемых в крае, на комплексную. И это не только развитие и создание инфраструктуры, но и обеспечение начинающих бизнесменов услугами, которые они на первых порах сами себе позволить не могут, но без которых их проект рискует так и остаться на бумаге. Приведу пример. В бизнес-инкубаторе для резидентов работает центр прототипирования с дорогостоящим оборудованием, которое в одиночку малые и средние предприятия купить не могут.

- Идея создания бренда края обсуждается уже на протяжении многих лет. Есть ли у краевых властей понимание, как продавать регион?

- В своё время магистральным направлением краевые власти выбрали привлечение крупных инвесторов, благодаря этому многие задачи в регионе были решены. В начале 2000-х годов объём налоговых отчислений в бюджет был небольшим, и только реализация крупных проектов позволила эти поступления увеличить в разы. Сейчас перед нами стоит другая задача. Мы научились работать с инвесторами, продолжаем решать проблемы неурбанизированных, но богатых ресурсами территорий. Однако в какой-то момент некоторые предприятия начали терять свои конкурентные позиции на рынке, более того, ряд организаций свернул свою деятельность. И сейчас на первое место вышел вопрос поддержки малого и среднего бизнеса. Для территорий, прежде всего сельских, это зачастую вопрос выживания. Так как новые производства - это не только рабочие места, а ещё и способ удержания на местах высококвалифицированных кадров. Я убеждена, имидж у края должен ассоциироваться с территорией, где работает высокоинтеллектуальный, умный бизнес.

- А реально ли придумать такой универсальный шаблон продаж региона? Ведь каждый инвестор требует индивидуального подхода.

- Безусловно, каждый инвестиционный проект требует отдельного внимания. Но есть несколько общих вопросов, которые задают абсолютно все инвесторы. В частности, их интересует, какие конкретно площадки для размещения бизнеса могут предложить краевые власти, какие есть льготы и преференции. Что вполне логично. Предприниматели хотят, чтобы срок вывода продукции на рынок был максимально сжат. Также бизнесменов волнуют вопросы наличия рынка сбыта и квалифицированных кадров.

Потенциал Красноярского края не реализован, следовательно, средств в регион вкладывается недостаточно. Необходим трансфер зарубежных технологий, чтоб процесс шёл быстрее.

- Ольга Владимировна, по Вашим оценкам, когда бренд у края наконец появится?

- Придумать бренд - полдела. Необходимо, чтоб он ещё работал. Вот когда инвесторы, вложившие деньги в край, получают положительный опыт работы в регионе и начинают среди коллег говорить, мол, знаете, а в Красноярском крае можно вести дела, то тогда имидж начинает работать. Думаю, чтобы добиться такого эффекта уйдёт как минимум три года. Тут главное, чтобы установленные правила игры были понятны, прозрачны и принимаемы всеми участниками процесса. Более того, они должны быть неизменны. Нельзя сегодня требовать одно, а завтра другое.

- Крупные инвестпроекты, которые реализуются в крае сейчас, по большому счёту у всех на слуху. А какие новые крупные программы только зреют в стенах краевого правительства и начнут реализовываться в ближайшее время?

- Сейчас правительство края готовит план развития северной территории - Ангаро-Енисейский кластер. Суть его в том, что благодаря развитию инфраструктуры в некоторых северных территориях края, в частности Северо-Енисейского, Енисейского и Мотыгинского районов, мы создаем условия для доступа к природным ресурсам. Чтобы собрать всех заинтересованных в развитии Ангаро-Енисейского кластера лиц, ушёл целый год. Инвестпрограмм много, и все они должны быть скоординированы, ведь синхронность действий - это одно из условий успешной реализации всей идеи. В рамках конкретно этого проекта правительство края планирует привлечь федеральные средства на строительство дорожной инфраструктуры. Бизнес со своей стороны вкладывает деньги в производство, которое там развивается, создаёт дополнительные рабочие места, приносит налоги. Этот проект уже получил поддержку на всех уровнях и в частности в федеральных министерствах. Большую роль в его продвижении играют лично губернатор края, вице-губернатор Гнездилов Андрей Алексеевич, оказывается поддержка депутатами Законодательного собрания края. Я надеюсь, что нам удастся совместными усилиями его успешно реализовать.

- Практика показывает, что не все задумки воплощаются в жизнь. Притормозилась реализация проекта по созданию лесохимического комплекса, строительству железнодорожной ветки Кызыл - Курагино.

- Если не пытаться что-то делать, то ничего и не будет. Такие примеры единичны, в большинстве своём проекты успешно реализуются. В обоих случаях, о которых вы упоминаете, сбой произошёл не по вине чиновников. Проблемы возникли у самих инвесторов. Для запуска проектов нужно надёжное финансирование, а этого пока нет.

- По Вашему мнению, бизнес охотно вкладывает деньги в край?

- Потенциал Красноярского края не реализован, следовательно, средств в регион вкладывается недостаточно. Необходим трансфер зарубежных технологий, чтоб процесс шёл быстрее. И тут создание бренда и повышение открытости территории важны. Уже сейчас есть площадки, которые мы можем предложить инвесторам: промышленный парк в Железногорске, Красноярский технопарк. Количество таких проектов должно расти.

- Говоря об инновационном производстве, нельзя не сказать о работе бизнес-инкубатора. Ему уже почти два года. Оправдывает ли он вложения?

- Любая технология не появляется молниеносно. Сначала необходимо сделать опытный образец, найти инвестора, затем выполнить уже промышленный образец, апробировать его, только потом можно приступать к налаживанию производства. Только после стартует срок окупаемости вложенных инвестиций, и только тогда можно будет увидеть реальную отдачу. Сегодня мы можем говорить, что есть точки роста, которые такой эффект, мы надеемся, дадут. Так, в бизнес-инкубаторе чётко выстроилась специализация, связанная с машиностроением, приборостроением. Второе направление, которое ярко себя проявило, - космос и информационные технологии. Намечается ещё ряд точек роста, но о них говорить пока рано.

- В большинстве своём резиденты бизнес-инкубатора получают субсидии. Не губительна ли для предпринимателей такая тепличная атмосфера?

- Субсидии предоставляют на конкретный срок, сейчас резиденты безвозмездно занимают площади бизнес-инкубатора, но со второго года работы в КРИТБИ они начнут платить небольшую арендную плату, на следующий год - ещё больше, и так постепенно она вырастет до рыночного уровня. Тот же алгоритм и за пользование услугами центра прототипирования. Постепенно предприниматели полностью отправляются в свободное плавание. Резиденты, кстати, это понимают и самостоятельно привлекают частные инвестиции.

Вот вы сказали - тепличная атмосфера. Если говорить образно, то всё, что мы должны сделать в крае вместе в ближайшее время, - это создать такую вот тепличную атмосферу не только для инноваторов, а для всех заинтересованных инвесторов и бизнесменов, тогда и всё больше новых инвестпроектов будет активно оседать в крае и системно реализовываться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА