Новости
Готовы к труду и обороне?
ГТО, или «Готов к труду и обороне», - эта аббревиатура знакома в нашей стране тем, кто застал времена Советского Союза. Похоже, что скоро знать её будут и все современные школьники. Президент РФ Владимир Путин, обеспокоенный плохим здоровьем подрастающего поколения, предложил вернуть в образовательные учреждения старую систему спортивной подготовки. Более того, оценку за ГТО хотят учитывать при поступлении в вузы. Путин поручил Минобрнауки и Минспорта предметно заняться этим вопросом. На пользу или во вред пойдёт подрастающему поколению физкультурный комплекс, каким именно он должен быть в современных условиях, потянем ли предлагаемую систему? Эти и другие вопросы мы обсудили на круглом столе «Нужно ли возвращаться к нормам ГТО».
В беседе участвовуют:
- Тигран АРУТЮНЯН, профессор РАЕ, член научно-методического совета по физической культуре СФО.
- Владимир ГРИЦЫНА, преподаватель по физической культуре СОШ № 56.
- Владимир МУСИЕНКО, заместитель руководителя Красспорта.
- Андрей ВОЙДА, мастер спорта международного класса по боксу, директор СДЮСШОР имени Валова.
- Елизавета ЛЕБЕДЕВА, спортивный врач научно-практического центра спортивной медицины.
Владимир Мусиенко:
- Для начала расскажу, как комплекс ГТО действовал в советское время. Когда я работал на производстве, на предприятиях жёстко по разнарядке начальники цехов отпускали специально раньше с работы людей для сдачи этих норм. Многие приходили в спортивный зал вообще без спортивной формы, причём женщины в платьях и туфлях на каблуках, мужчины в рубашках и брюках. Тем не менее к вечеру отчитывались, что сегодня из 200 претендентов на сдачу комплекса ГТО 199 человек успешно выполнили нормативы. Так что главное, чтобы возврат к прежней системе опять не превратился в показуху и погоню за цифрами. Вообще, если посмотреть в основу комплекса, то он довольно продуманный и показывает реальную физическую готовность человека в целом к жизни. И если с умом подойти к внедрению норм ГТО, продумать, какие именно и в какой форме их вводить, то такой шаг реально станет пропагандой физической культуры и спорта.
- А не получится так, что как раз, наоборот, обязательная сдача комплекса вызовет неприязнь к урокам физкультуры? Ведь не факт, что нормы ГТО окажутся всем по силам.
Владимир Мусиенко:
- Приведу личный пример. В школе на уроках физкультуры я не преуспевал, просто учился хорошо, вот мне автоматом вместе с аттестатом и выдали золотой значок ГТО. Хотя реально я на такой результат не тянул. Спортом начал заниматься только после того, как мне исполнилось 20 лет, стимулом для этого послужили как раз нормативы. Когда я учился в институте, нас повезли на военные сборы, где мы проходили армейские тесты: бегали три километра, подтягивались и так далее. Так вот, глядя на свои результаты, я задумался: если сейчас подтягиваюсь всего восемь раз, что дальше-то со мной будет? Вернулся домой, повесил турник и начал заниматься. Впоследствии в подтягивании мне принадлежал рекорд Красноярского края - 54 раза! Армейские тесты стали своего рода для меня зеркалом, я понял, что в физическом развитии нужно сделать шаг вперёд.
Тигран Арутюнян:
- Владимир Иванович, вы всех-то по себе не равняйте. Таких, как вы, единицы. В последние двадцать лет системе физического воспитания в нашей стране нанесён колоссальный ущерб. И резко входить в нормы ГТО нельзя. Согласен с тем, что вводить комплекс нужно, но аккуратно, гибко по отношению к детям. У нас слишком печальная статистика по смертельным случаям на уроках физкультуры.
Владимир Мусиенко:
- Для занятий физической культурой в школе ребёнок предоставляет медицинскую справку о состоянии здоровья, на основании чего учащегося определяют либо в основную медицинскую группу, либо он должен заниматься лечебной физкультурой, либо его вовсе освобождают от нагрузки. И смертельные случаи в школе связаны с недостаточным обследованием врачом конкретного ребёнка, а не с тем, что учитель в погоне за какими-то нормами загнал школьника в могилу.
Тигран Арутюнян:
- Приведу пример конкретных таких случаев. Девочка из основной медицинской группы умерла во время весеннего кросса. Когда стали выяснить причину трагедии, оказалось, что у школьницы было плохое самочувствие на протяжении последних трёх дней. Она рассталась с мальчиком, сильно переживала по этому поводу и пребывала в стрессе. Мама о сложившейся ситуации знала, да и визуально по ребёнку можно было определить - что-то не так. Это один момент, другой - все мы знаем, что детей сейчас от компьютера невозможно оторвать. Родители же далеко не все обращают на эту проблему внимание. И вот представьте, ребёнок всю ночь просидел за компьютером, играл, утром выпил какой-нибудь энергетический напиток и отправился в школу, где вряд ли на его состояние обратят внимание педагоги. У нас в городе недавно проходил конкурс «Учитель года», некоторые из его участников элементарно начинали урок физкультуры с пробежки: никакого визуального осмотра учащихся, ни замера пульса у школьников, не говоря уже о постепенном вхождении в двигательную активность. Вместо того чтобы проверить у ребёнка сердцебиение и уже потом решить, а может ли учащийся вообще бежать, всех берут под одну гребёнку: равняйсь, смирно, побежали.
Андрей Войда:
- Чтобы избежать смертельных случаев и травматизма, нормы ГТО нужно подвести к тому, чтобы этот комплекс выполнялся систематически, допустим, два-три раза в неделю, а не так, что настало время сдачи тестов раз в полгода - все пришли и стали его выполнять. Причём я бы начал не с детей, а со взрослых, чтобы люди относились к этому осознанно, задумывались о своём здоровье. Говоря же о состоянии здоровья детей, приведу пример из своей практики. Когда работал тренером-преподавателем, набрал группу ребят и организовал для них обследование в спортивном диспансере. Из двадцати пяти человек только два оказались абсолютно здоровыми, у всех остальных были различные отклонения.
- Напрашивается вопрос: как дети будут сдавать нормы ГТО, если у большинства из них имеются какие-либо отклонения по состоянию здоровью? И что делать ребятишкам с ограниченными возможностями?
Владимир Мусиенко:
- Но ведь у нас же занимаются спортом инвалиды, причём успешно! Просто их занятия и нагрузки адаптированы под ту или иную категорию. Возьмём детей с ослабленным здоровьем, пробежать десять километров они не смогут, но пройти пять километров вполне по силам. Просто нормы должны быть дифференцированными для разных групп здоровья. Кстати, раньше так и было.
Елизавета Лебедева:
- Действительно, во времена Советского Союза ребятишек распределяли по группам здоровья. Была основная группа, где школьники занимались обычной базовой физической культурой, а также специальные медгруппы с градациями в зависимости от наличия у ребёнка того или иного заболевания. Для каждой группы существовали свои нормативы. К сожалению, с развалом Союза не только рухнула система физвоспитания, но и произошёл распад спортивной медицины. А за всем тем, о чём мы сейчас говорим, как раз стоит спортивный врач. Каждому ребёнку выдаётся справка от педиатра о том, к какой группе физического развития относится учащийся. На основании неё спортивный врач расписывает соответствующую нагрузку этому школьнику, а педагог или тренер индивидуально выстраивает для него процесс физподготовки. Так что если нормы ГТО будут гибкими и всё выше сказанное мною будет учитываться в паспорте здоровья, то я только за!
Андрей Войда:
- Необходимо учитывать и физиологические особенности организма. Я уже был мастером спорта СССР, а подтягивался только девять раз, зато отжимался хорошо. В своё время на спортивных сборах мы тоже сдавали определённые нормативы. Там мальчишки подтягивались по 20-30 раз, но при этом уступали мне в тактическом мастерстве. Почему? Причина в моём высоком росте и длинных мышцах - для прохождения одних видов испытаний это хорошо, для других становится проблемой.
Тигран Арутюнян:
- Елизавета сейчас затронула тему медицины в школах, но у нас её практически нет - одна медсестра или фельдшер на три образовательных учреждения в лучшем случае.
Владимир Мусиенко:
- Если честно, то сегодня общая медицинская практика вообще далека от спорта. На личном опыте убедился, когда приходил на обследование. У меня, как и у всех людей, занимающихся активной физической нагрузкой, низкий пульс. И это нормально, просто сердце экономно работает. Но когда врачи в поликлинике видят результат исследований, начинают разбираться, выискивать причину. Приходится долго объяснять, почему пульс низкий. Я уже не говорю про рекомендации медиков. За всё время моей работы в Красспорте ещё никто из горожан к нам не обратился и не сказал, что врач посоветовал заняться каким-то определённым видом спорта.
Елизавета Лебедева:
- Сейчас, слава Богу, спортивная медицина вновь возрождается. Недавно ознакомилась с новым проектом, суть его в том, что в поликлиническую сферу собираются внедрять спортивных врачей. И это правильно, потому что без них, как говорится, никуда.
- Хорошо, но где же взять сразу столько специалистов, ведь Вы же говорите, что спортивная медицина только начала возрождаться?
- В связи с предстоящей Олимпиадой в Сочи в Красноярском медуниверситете идёт интенсивный набор на это направление на ординатуру. Обучение продолжается два года, это, конечно, не быстро, но всё же лучше, чем перепрофилирование, где курсы длятся всего четыре месяца, которых, на мой взгляд, недостаточно для спортивной медицины.
- Владимир Иванович справедливо подметил, что в поликлиниках врачи сейчас, к сожалению, не дают рекомендаций пациентам в плане занятий физической культурой. В вашем научно-практическом центре спортивной медицины в прошлом году проводилось тестирование школьников и как раз давались такие рекомендации.Расскажите об этом подробнее.
Елизавета Лебедева:
- Это была бесплатная и довольно обширная программа, которая проводилась в 2011-12 годах. Любой родитель мог обратиться к нам со своим ребёнком в возрасте от шести лет и старше. Они приходили со своей амбулаторной картой, и спортивный врач смотрел, какие есть у обратившегося медицинские противопоказания, и каким видом спорта, даже при наличии заболевания, ребёнок может заниматься. Затем спортивный психолог проводил тест, и уже исходя из его результатов специалисты делали вывод, в какую секцию родители могут определить своё чадо. Здесь же выдавались адреса и телефоны спортивных школ города. Программа, безусловно, нужная и полезная, но будет ли она реализовываться в этом году, сказать не могу. Слишком уж она объёмная и занимает много времени, а у нас помимо этого на каждого спортивного врача приходится по тысячи спортсменов. И пока мы работали в этом плане только со своими подопечными, которые хотели сменить профиль.
- То есть опять встаёт вопрос нехватки спортивных врачей, а что же будет, когда введут нормы ГТО?
Елизавета Лебедева:
- Я уже говорила о внедрении спортивных врачей в поликлиническую сферу, также эту нагрузку могли бы взять на себя центры здоровья.
- Ещё один момент, который касается учёта норм ГТО при поступлении в вуз. Если, к примеру, ребёнок по всем показаниям относится к основной медицинской группе, но физически слаб и не может по этой причине выполнить нормативы, получается что он ущербный и в плане интеллекта? Существует масса примеров, когда человек не силён в физкультуре, зато прекрасно решает сложнейшие математические задачи и так далее. Не получится ли, что таким учётом можно элементарно сломать человеку жизнь?
Владимир Мусиенко:
- Я, если честно, не могу понять, причём здесь только вузы. У нас все стопроцентно должны идти только в университеты и институты? Или тем, кто учится в ПТУ, физическая подготовка не нужна?
Тигран Арутюнян:
- Лично я против того, чтобы за нормы ГТО ставили оценки, в таком случае учителя физкультуры просто будут подгонять детей под нужные показатели. А ведь идея-то введения комплекса заключается в мотивации детей к двигательной активности, для этого школьников нужно оценивать по приросту личных физических качеств. К примеру, мальчик с избыточным весом подтягивается всего лишь один-два раза. Спустя месяц занятий он улучшил результат и стал подтягиваться пять раз. Тогда возникает интерес: если я справился, значит, могу ещё лучше. Поэтому нормы ГТО можно учитывать как дополнительный бонус, к примеру при поступлении на факультет физической культуры и спорта. Но ставить оценку за то, что выполнил или нет, нельзя.
Владимир Грицына:
- Самое сложное, с чем мне пришлось столкнуться в школе, как раз мотивация. Чтобы стимулировать своих учащихся, я создал систему мониторинга, рейтинговые инструменты и так далее. Одно время мы с коллегами хотели даже ввести что-то наподобие ГТО, но упёрлись в стену финансового обеспечения. Призы, значки, грамоты - к этому бюджет школы был не готов. Когда я услышал инициативу о возрождении в России норм ГТО, мне она понравилась. В последнее время я замечаю по своим ученикам, что они стали больше заниматься спортом вне школы, и в их кругах это теперь даже модно. В социальных сетях тоже отмечается мода на спорт, и мне кажется, что нормы ГТО могут стать хорошим ключом к поднятию мотивации. Теперь возникает много вопросов: как, где, когда всё это реализовывать. Мое мнение на этот счёт однозначно - проводить нормы ГТО только в добровольном порядке с жителями городов и сёл в виде спортивных праздников, на которых у них будет возможность сдать этот комплекс и тут же получить поощрения. С учениками школ проходить нормативы можно в рамках дня здоровья. Людям это должно быть интересно. Необходимо понимать, что соревновательный момент следует исключить. Каждый человек имеет право выбирать себе путь к совершенствованию своих физических качеств самостоятельно, и подход в этом большом деле должен быть разносторонним. Нужно учитывать здоровье людей, экологическую ситуацию, питание, режим, медицинское сопровождение. Необходимо рассчитать систему званий и поощрений так гибко, чтобы ученики в школах, вузах и просто взрослые люди могли поверить в себя и достигать этих вершин. Нужно это нам сейчас? Я думаю, что да. Всё, что делается для популяризации спорта и активного образа жизни, должно жить и процветать.