Новости
Стоит ли ужесточать меры по неплатежам
Долг после качества
Вы исправно платите за квартиру? А ваши соседи? Над этими вопросами в начале апреля задумались в правительстве России, когда некоммерческое партнёрство ЖКХ «Развитие» предложило принять законопроект, по которому у коммунальщиков появилась бы возможность отбирать жильё у злостных неплательщиков.
Весьма спорный документ был размещён на сайте Министерства регионального развития, которое, справедливости ради, отнеслось к нему настороженно, но решило обсудить в интернет-пространстве. Из смысла законопроекта вытекает, что если сумма задолженности превышает пять процентов от рыночной стоимости недвижимости, при этом должник до сих пор не предпринимает мер, чтобы погасить долг, и взыскать у него нечего, следует предоставить право отбирать жилплощадь. Разумеется, через суд. При этом алгоритм следующий: судебный орган выносит решение в пользу истца, оценивает стоимость квартиры и выставляет её на аукцион. Победитель аукциона должен предложить сумму не ниже 80 процентов от установленной оценочной стоимости. Разница между вырученной после продажи квартиры суммой и размером задолженности передаётся должнику. Если у человека не останется крыши над головой, то авторы законопроекта предлагают встать на очередь для получения социального жилья. А пока она не подойдёт, человеку вроде как разрешается пожить в приюте.
В принципе можно было бы даже и не рассказывать обо всех хитросплетениях документа (который, кстати, уже забраковали), если бы на федеральном уровне эту тему не муссировали из года в год. Причём бьются за принятие законопроекта в том или ином виде не народовольцы и чиновники, а жилищно-коммунальные компании. Свою позицию они объясняют следующим образом: все расчёты, как правило, ведутся с ресурсоснабжающими организациями, и претензии от РСО в случае недоплаты предъявляются не к жильцам, а к УК (кроме электроэнергетиков, с которыми жильцы рассчитываются без посредника). Оказавшись в тисках, жилищники идут в суд за взысканием долга. Суд выносит решение в их пользу, приставы приходят в квартиру, и тут выясняется, что взыскать с человека нечего. Ведь существует определённый минимум для жизни, благодаря которому буквально всё поставить на молоток нельзя (к примеру, холодильник, плиту, кровать). Вот и получается, что человек продолжает не платить, долг множится, компании подсчитывают убытки, а приставы обновляют статистику по неисполненному производству.
- Несмотря на то, что большинство красноярцев исправно платят за жилищно-коммунальные услуги, с каждым месяцем долги жильцов по квартплате растут, - рассказывает пресс-секретарь ГУК «Жилфонд» Оксана Кольк.
- На сегодняшний день долг жителей перед управляющими компаниями составляет более одного миллиарда рублей. Однако если раньше в судебные инстанции мы обращались только после того, как владелец квартиры не платил в течение полугода, то сейчас требования ужесточились, и повестку должник может получить уже через три месяца. Но мы входим в положение граждан, если они не могут заплатить по объективным причинам. Для таких людей у нас разработаны различные программы. Жильцы приходят в отдел регистрационного учёта и расчётов с населением и заключают соглашение с управляющей компанией о рассрочке платежа.
Впрочем, вряд ли причины, по которым жители не платят по ЖКХ, носят только материальный характер. Как считают эксперты, многие граждане недовольны качеством оказываемых услуг. А поскольку не все из них юридически грамотны, то единственный способ достижения справедливости для них видится в неплатежах.
- Перед тем как взыскивать с жителей долги, необходимо доказать, что тот тариф, по которому сегодня граждане платят за жилищно-коммунальные услуги, во-первых, обоснован, а во-вторых, качество оказываемых услуг соответствует нормативу, - считает депутат Красноярского городского Совета Елена Пензина. - Если вы видите, что в вашем доме неэффективное управление жилищным фондом, работы проводятся некачественно или вообще не проводятся, при этом в квитанциях об оплате фигурируют большие суммы, то вопрос о том, за что же я плачу, вполне справедлив. Все мы знаем, что ситуация на рынке жилищно-коммунальных услуг далека от идиллии. Если бы у граждан не было обоснованных претензий к ресурсоснабжающим организациям, к управляющим компаниям, тогда можно было бы думать об ужесточении мер по взысканию долгов. Но пока мы не видим нормальной работы коммунальщиков и жилищников и часто получаем нарекания, что отопление в квартире ниже нормы, что вместо горячей воды течёт холодная, что протекают крыши. К тому же неплатежи составляют всего три-четыре процента от общей части населения. Поэтому организациям ЖКХ не стоит поднимать панику и тем более прибегать к таким радикальным мерам, как обращение взыскания на квартиры.
Спор о том, что должно быть прежде, качество оказываемых услуг или их оплата, уже давно стал напоминать извечный вопрос: что первым появилось на свет - курица или яйцо. С 1990-х годов людей убеждали, что страна перешла на рыночную экономику, поэтому «утром деньги - вечером стулья». Позже была затеяна реформа ЖКХ, затем появился информационный бич ветшания сетей, в итоге песня о должном качестве затянулась лет на 20. Многочисленные письма и обращения в нашу редакцию также показывают, что самым проблемным остаётся вопрос о недобросовестной работе жилищников. Так может пора заняться качеством, и долги исчезнут сами собой?
Размер задолженности жителей перед ООО ГУК «Жилфонд» по оплате ЖКУ (тыс. руб.)
Район | На 01.02.2013г. | На 01.03.2013г. | На 01.04.2013г. |
Ленинский | 417 680 | 426 119 | 434 464 |
Кировский | 288 678 | 284 533 | 292 389 |
Свердловский | 254 140 | 264 301 | 264 247 |
Советский | 407 727 | 408 114 | 423 177 |
Центральный | 67 113 | 80 638 | 85 966 |
Железнодорожный | 157 977 | 182 580 | 197 588 |
Октябрьский | 204 082 | 208 932 | 212 015 |
Итого: | 1 797 400 | 1 855 221 | 1 909 848 |