Новости

Лир победил Алису

Лир победил Алису

Мы остались без «Маски»

На днях были подведены итоги самого престижного театрального конкурса России - «Золотая маска», которая была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Лауреаты премии определяются на ежегодном фестивале спектаклей-номинантов.

19-й Фестиваль «Золотая маска» проходил Москве c 28 января по 15 апреля. За это время театральными экспертами и критиками было отсмотрено множество премьерных работ со всей России и зарубежья. Церемония вручения премий «Золотая маска» состоялась 16 апреля на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

В этом году два красноярских театра стали участниками всероссийского фестиваля: Красноярский театр им. А. С. Пушкина и Театр юного зрителя. Две премьерные работы участвовали во внеконкурсной программе, где нет победителей и побеждённых. Тем не менее оказаться в числе спектаклей, которые по решению ведущих театральных критиков допущены для спецпоказов в столице, очень почётно. Это говорит о высоком уровне и неординарности поставок. Красноярский театр юного зрителя представил наш город в проекте - «Новая пьеса». Работа главного режиссёра ТЮЗа Романа Феодори «Подросток с правого берега» включили в число 12 спектаклей, поставленных по текстам современных драматургов. «Театр молодых режиссёров серьёзно задумывается о своей социальной роли,- пишет московская критика. - В этом смысле спектакль Красноярского ТЮЗа - неровный, пафосный, с избытком неравноценных текстов, безусловно, значимый социальный проект».

Хрестоматийная сказка Ершова «Конёк-горбунок» в постановке главрежа театра драмы им. Пушкина Олега Рыбкина вошла в шорт-лист «Маски плюс». В данной категории приняли участие спектакли не только из России, но и из стран СНГ, Балтии, Европы.

«Спектакль по всем известной детской сказке, камерный и весь какой-то рукотворный, оказался интересен не только детям,- написала столичный критик Анна Банасюкевич. - Если зрители помладше следили за историей, то взрослые наслаждались музыкальными стилизациями, злободневной иронией и взаимоотношениями актёров со своими героями. (…) При всех аллюзиях на реальность это сделано в красноярском «Коньке-горбунке» изящно, с тонкой иронией, с сохранением ощущения чудесного мира, рождённого из ничего, на глазах верящего в его подлинность маленького зрителя».

За «Золотую маску» в этом году боролся спектакль Красноярского театра имени А. С. Пушкина «Путешествие Алисы в Швейцарию». Его премьера состоялась в мае прошлого года в рамках красноярского фестиваля «Драма. Новый код». Главная героиня спектакля - молодая женщина Алиса, жизнь которой из-за болезни можно назвать разве что существованием. Она обращается за помощью к практикующему эвтаназию врачу Густаву Штрому. Спектакль поставлен по пьесе драматурга Лукаса Бэрфуса. Автор, избравший темой своего произведения чуть ли не главную этическую проблему современности, родом из Швейцарии - одной из немногих стран, где добровольный уход из жизни разрешён законом.

Наш спектакль претендовал на три «Маски»: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссёра» (Олег Рыбкин), «Лучшая женская роль» (Наталья Горячева). Для Олега Рыбкина - это уже шестая номинация на «Золотую маску», а заслуженная артистка Наталья Горячева, сыгравшая роль Алисы Галло, - первая красноярская актриса, получившая такое признание. Вот как отреагировала столичная критика на «Алису»: «В каком-то смысле пьеса, несмотря на чётко выстроенную сюжетную линию, - это дискуссия, в которой тема смерти как философской и моральной проблемы поворачивается то одной, то другой стороной, - написала московский журналист портала Weekend Анна Банасюкевич.- Ещё и поэтому важна документальность, какая-то даже научность в интонации, отказ от театральной живописности в пользу театральной эссеистики. В спектакле есть, может быть, пара моментов, когда актёры начинают интонировать или играть на открытой эмоции, с резким вскриком, как у Алисы, или с кокетливо-трагическим растягиванием слов, как у доктора, специалиста по эвтаназии, Густава Штрома. Тогда история сразу мельчает и возникает неловкость, как бывает всегда, когда об априори больной теме разговаривают штампами, но это лишь неизбежные неверные всполохи на фоне общей безукоризненности сложно выстроенной, верной почти в каждом своем звуке, партитуре спектакля».

Несмотря на благожелательную критику, ни одной «Маски» красноярцам, увы, не досталось. Понятно, что им пришлось непросто: противники были более чем достойные. За «Золотую маску» Олегу Рыбкину пришлось сражаться с такими мэтрами столичных подмостков, как Кама Гинкас, Томас Остермайер, Миндаугас Карбаускис и другие. Но в номинации «Драма. Работа режиссёра» победил Марат Гацалов, поставивший спектакль «Август: графство Осейдж» в новосибирском театре «Глобус». Лучшим драматическим спектаклем малой формы стала постановка «Антитела» театра «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга. Среди соперниц у актрисы театра имени Пушкина Натальи Горячевой были Чулпан Хаматова, Галина Коновалова, Роза Хайруллина… «Золотую маску» получила актриса театра-студии Олега Табакова Роза Хайруллина. Её назвали лучшей драматической актрисой сезона за исполнение роли Лира в спектакле «Лир» театра «Приют комедианта».

«Маску» пушкинцы домой не привезли, но в любом случае участие в столь именитом конкурсе сразу двух театров из Красноярска - событие, которое трудно переоценить. Остаётся надеяться, что и в следующем году у нас будут спектакли, которые не стыдно представить в Москве, и, может быть, фортуна улыбнётся нам.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА