Новости

Одежда ученика должна быть деловой и светской

Одежда ученика должна быть деловой и светской

Как в лучших школах Лондона

Модельер Вячеслав Зайцев представил коллекцию школьной формы. Основные цвета моделей — синий, серый, белый и красный. Девочкам модельер предлагает блузку или водолазку, юбку, сарафан, брюки, жилет, кардиган или кофту. Мальчикам — рубашку или водолазку, костюм, брюки, жилет, кардиган или кофту. Стоимость такой формы составит от трёх до трёх с половиной тысяч рублей за комплект. Правда, что входит в этот комплект, не уточняется. По словам Зайцева, на создание коллекции его вдохновило то, “как опрятно, аккуратно и стильно одетышкольники в Лондоне”.

  • Обязанность ходить на занятия в школьной форме отменили в нашей стране более двадцати лет назад. Сейчас образовательные учреждения самостоятельно решают, как должны быть одеты учащиеся, - отмечает Ирина Лютикова, заместитель руководителя главного управления образования администрации Красноярска. - Решение об этом принимается на общеродительских конференциях, управляющих советах и закрепляется в уставах учреждений. Новый закон “Об образовании”, который вступит в силу с первого сентября, также оставляет это право за учебными заведениями.

Недавно Президент РФ Владимир Путин высказался за возвращение школьной формы. “Нужно принять какие-то федеральные решения, которые обязали бы регионы вводить форму, и дать возможность и регионам, и муниципалитетам определяться с деталями”, — сказал он. В свою очередь Министерство образования и науки России уже разработало и направило в регионы документ об установлении единых требований к одежде учеников. Теперь школы должны учитывать их, но окончательное право выбора фасона и цвета формы остаётся за каждым конкретным учреждением. Причём решение о введении требований к одежде школьников должно приниматься всеми участниками образовательного процесса — учениками, родителями, педагогами с учётом материальных затрат малообеспеченных и многодетных семей.

Интересно, что некоторые российские регионы оказывают финансовую поддержку родителям, доход которых не позволяет приобрести форму, и организациям, производящим одежду для школьников. Их опыт министерство приводит в пример остальным и указывает, что такие подходы “способствуют выполнению требований указа президента “О мерах социальной поддержки многодетных семей”. В данном указе говорится, что регионы должны обеспечивать одеждой и спортивной формой для посещения школьных занятий ребят из многодетных семей.

Удобство и эстетичность, устранение признаков социального, имущественного и религиозного различия между учениками, предупреждение психологического дискомфорта, укрепление имиджа учреждения — основные цели установления единых требований к внешнему виду школьников.

Согласно документу, школы могут устанавливать несколько видов одежды — повседневную, парадную и спортивную. Парадный наряд можно будет носить в дни проведения праздников и торжественных линеек. От повседневной формы он будет отличаться только “светлой сорочкой или праздничным аксессуаром”. По сути, это будет тот же комплект одежды, только немного украшенный. Отличительные знаки учебного заведения — эмблемы, нашивки, значки и галстуки — допускаются. Самое главное, что одежда ученика “должна соответствовать общепринятым в обществе нормам и носить светский характер”.

Сегодня в большинстве красноярских школ разрешён свободный стиль одежды. В уставах некоторых заведений прописано, что форма обязательна только для учеников начальной школы, в других всем ребятам предписано придерживаться делового стиля.

— В нашем учреждении обязательно форму носят ученики первой ступени и пятиклассники, — рассказывает Александра Пронина, директор гимназии № 3. — Сейчас мы проводим большую разъяснительную работу с родителями, показываем варианты школьной одежды для учеников средней ступени. Планируем, что форму будут носить ребята до седьмого класса, а старшеклассникам оставим деловой стиль одежды. В гимназии уже проводилось дефиле вариантов формы для учеников и попечительского совета. В принципе модели одежды родителей устроили, дискуссии вызвал цвет — мы предлагали синий.

Александра Ивановна положительно относится к возвращению школьной формы для всех учеников.

— Мы пытались вернуть единую форму одежды несколько раз, — вспоминает она. — Первый раз — в 90-е годы прошлого века. Тогда это предложение вызвало абсолютное отторжение со стороны родителей. Возможно, на такое отношение повлияли негативные воспоминания мам и пап о советской школьной форме. Потом всё-таки нам удалось ввести форму в начальной школе. Причём и это произошло не с первой попытки.

Оказалось, что лёгкая промышленность страны не готова предоставлять ученикам одежду. Сотрудники гимназии вместе с родителями заключили договор с одной из фирм на поставку формы.

Но предприятие не справилось с заказанным объёмом работ. Сейчас ребятам заказывают польскую одежду в одном из магазинов города.

Для примера: стоимость сарафана для девочки — около 1 400 рублей, жилетки и брюк для мальчика — порядка 1 600 рублей.

Родители по-разному относятся к возвращению единой формы.

— Я за введение единого стиля одежды в школе, ведь форму можно сделать стильной и красивой, — говорит мама будущей первоклассницы Анна. — Уже в детском саду мы столкнулись с проблемой одежды. Девочки старались перещеголять друг друга в нарядах. Каких только претензий я не слышала от своей дочки: “Эти каблуки не цокают, это платье без вышивки, эта юбка без страз”. Воспитательные беседы не помогали. А ведь есть семьи, которые не могут позволить покупать яркую, модную одежду. Неужели их дети всегда должны чувствовать себя хуже других?

Тема одежды для учеников не первый год обсуждается на родительских форумах во Всемирной сети. Любопытный нюанс: большинство мам и пап, дети которых ходят в школу в форме, положительно оценивают такой порядок. Но их не устраивает качество и цена одежды. “Материал так себе, закатался, — пишет мама под ником Рыжунька. — Многие жаловались на то, что им не понравилось, как сшили”. “Материал просто ужасный! — поддерживает тему Millissa. — У меня половые тряпки выглядят приличнее, чем эта форма после пары месяцев ношения. Притом что я заказывала два комплекта, чтобы носить посменно. Голимая синтетика низшего качества! Этот учебный год дохаживаем в обычных брюках и жилетках, а во второй класс пойду в ателье шить из похожих по цветам материалов”. Есть и ярые противники одинакового стиля: “Я против формы, — пишет Eva.ru. — Смешно до коликов, когда в защиту формы говорят, что вот в Оксфорде тоже форма. Та форма — знак принадлежности к статусному образовательному учреждению, её и правда носят с гордостью!!! А какой первый аргумент в пользу формы у школьной администрации? Она дисциплинирует!!! Вот, у нас идёт возвращение к дисциплинарному обучению. Никто не должен выделяться, толпой проще управлять... Так зачем же мы тогда говорим такие слова красивые — “индивидуальный подход”, “открытое мышление”... Всех в форму цвета... и строем в столовую... бррр...”.

Возврат к единому стилю одежды в школе сейчас обсуждают и учителя. На днях директор одного из учебных заведений края предложила педагогам придумать форму для учителей. Или хотя бы общие элементы в одежде — шарфы или эмблемы. Педагоги подумали, что это шутка…

Между тем опрос, проведённый исследовательским центром портала Superjob.ru, показал, что только четверть респондентом против возвращения единой школьной формы. Почти сорок процентов эту идею поддерживают, ещё 29 считают, что у каждого заведения должна быть своя форма.

  • Несколько лет назад мы проводили опрос среди родителей - выясняли, как они относятся к школьной форме, - говорит Ирина Лютикова. - Более 50 процентов высказалось в пользу формы. И наша позиция - в учебных заведениях должен быть деловой стиль одежды. И форма только приветствуется, особенно в начальной школе. С одной стороны, она дисциплинирует, с другой - формирует чувство общности с классом, учебным заведением. Психологи видят в одинаковой одежде дополнительные плюсы: она сглаживает социальное неравенство, воспитывает хороший вкус. И, что также очень важно, приучает ребёнка одеваться в соответствии с моментом времени и места.

Психологи видят в одинаковой одежде массу плюсов: она сглаживает социальное неравенство, воспитывает внутреннюю дисциплину и хороший вкус, формирует чувства общности и сплочённости с классом, школой. И самое главное — приучает ребёнка одеваться в соответствии с моментом времени и места.



НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА