Новости
Танцуя любовь и борьбу
Они рассказали японцам сказки про Сибирь
Бородачи в кургузых кацавейках и лохматых шапках - так американцы изобразили на плакатах артистов ансамбля танца «Енисейские зори» перед их концертами в Вирджинии. Каково же было удивление зрителей, когда перед ними предстали russian siberian- юные красавицы и красавцы, с первых минут покорившие зал яркостью и мастерством. Эту историю до сих пор вспоминают с улыбкой в созданном более сорока лет назад муниципальном ансамбле «Енисейские зори» имени Геннадия Петухова. Дипломанты и лауреаты престижных конкурсов советских времён и современности, любимые красноярские танцоры и сегодня блистают по всему миру. С 2001 года художественный руководитель «Енисейских зорь» - Игорь ГОРЛОВ, заслуженный артист России.
- Игорь Викторович, Вы уроженец солнечной Украины. Помните свою первую мысль, которая посетила, когда ступили на сибирскую землю?
- Город любви и согласия (смеётся) - примерно так подумалось. Когда я сошёл с самолёта, понял, что здесь очень холодно. Было минус тридцать пять мороза, кругом темень. А я легко одет, какое-то лёгкое пальто или плащик, тонкая шапочка. Конечно, потом постепенно и к климату привык, разглядел красоту Сибири, край стал моим вторым домом. Но не забываю Украину, часто туда летаю.
- Как Вы относитесь к уличным танцам, очень популярным среди современной молодёжи: рэпу, рейву, брейку и прочим?
- Знаете, возможно, кого-то обижу, но скажу откровенно - я эти танцы не считаю серьёзным искусством. Это явление пришло к нам с Запада, эти танцы не несут никакого послания зрителю, они исполняются под иностранную музыку, непонятно, о чём там поётся. Искусство же должно воспитывать, а чему учат нас зарубежные танцы?
- А чему учат нас классические? В частности, те, что танцуют «Енисейские зори»?
- Наши танцы учат знать и любить свою Родину. Главное послание, которое мы несём своим зрителем, можно выразить в нескольких словах - это любовь, борьба и юмор. Танцуя, мы рассказываем об истории Сибири, о том, какими были наши предки, говорим об исторических событиях - покорении края, казачестве, северных народах и о многом другом, из чего складывается история страны.
- И такой посыл способны понять молодые зрители?
- Конечно, могут. «Енисейские зори» часто выступают перед школьниками, студентами, учащимися техникумов. Концерты идут с большим успехом и под громкие аплодисменты. После них многие дети становятся постоянными зрителями. Ведь беда народа в том, что они видят много образцов западной культуры либо слепков с неё. Сегодня и театральное искусство, и живопись, и литература находятся, на мой взгляд, в каком-то кризисе. Мне не кажутся приемлемыми современные форматы спектаклей, все эти нелепые концептуальные перфомансы, инсталляции, модные и странные. Мне кажется, это всё слепое подражание чужим веяниям, наносное, то, что вскоре исчезнет с культурного горизонта.
- И останется только классика?
- Безусловно. Балет должен быть балетом, опера - оперой. Нашей стране, с её замечательными традициями в творчестве, нужно гордиться своими достижениями в искусстве, а не перенимать сомнительный опыт других стран.
- К слову, о других странах. Ваш коллектив объездил полмира, побывал в США, Австрии, Корее, на Филиппинах, в Италии, Франции, Голландии, были в прошлом году в Японии и Китае. Где больше всего понравилась жизнь, а где вызвало симпатию искусство?
- Пожалуй, больше всего впечатлил Китай. Я бывал там с разницей в несколько лет, последний раз - в прошлом году. Поразило, как изменилась страна в экономическом плане. Народ старательный, трудолюбивый. Мне очень импонирует Пекинская опера, это реальное, истинное искусство.
Открыл для себя Японию - это совершенно иной для нас мир, люди другой ментальности, древней, незнакомой культуры.
- А как прошли выступления ансамбля в этих странах?
- В Китае мы были на фестивале «Харбинское лето», где собрались лучшие творческие коллективы отовсюду. Нам доверили участие в открытии мероприятия. Готовясь к нему, моим ребятам пришлось быстро учить движения незнакомых ранее китайских танцев. Без ложной скромности скажу - справились достойно. Затем дали несколько сольных концертов в разных городах, показали коллекционные номера «Красный яр», «Большой сибирский пляс», «Снегири». Концерты прошли с успехом.
- А в Японии ансамбль также выступил достойно?
- Мы довольны и вояжем в Японию. Побывали на масштабном российско-японском международном фестивале, дали четыре концерта в разных городах этой страны, на наши концерты собрались несколько тысяч зрителей. Провели даже один благотворительный концерт в поддержку жертв и пострадавших во время катастрофы на АЭС «Фукусима-1».
Вроде бы японцы - народ не очень эмоциональный, но это только внешнее впечатление. Помню реакцию зрителей во время первого концерта, который проходил в одном из лучших залов Токио. Все наши номера принимали на ура, аплодировали трюкам, интересным танцевальным сюжетам. Свободных мест не было. Потом японцы всё повторяли: «Мы сегодня посмотрели сказки, много сказок».
- Игорь Викторович, за столько лет коллектив наработал огромный репертуар, всех номеров, конечно, не перечислишь. Расскажите о жемчужинах коллекции «Енисейских зорь» и о том, над чем работаете сейчас.
- Сейчас я ставлю украинский гопак, есть желание поставить венгерский «Чардаш». О репертуаре в целом скажу, что у нас все номера замечательные, сложно выделить что-то. Есть большая хореографическая сюита «Покорители Енисея», поэтический «Белый ковёр Сибири», весёлые «Енисейские казаки на пикнике» - номер, навеянный картинами нашего великого художника Василия Сурикова. Забавны шуточные танцы - такие как «Чалдонская веселуха». Интересны и ярки постановки «Русское раздолье», «Сибирские забавы», «Русь златая», «Северная сюита». Эти произведения хорошо иллюстрируют начало нашей беседы, где мы с Вами говорили о том, какой смысл в нашем искусстве.
- К слову, о «Северной сюите». От Вашей коллеги слышала мнение, что русскому артисту сложно научиться танцевать танцы северных народов, так как там особые движения, которые могут чётко выполнить только те, кто в этом народе родился. Вы с этим согласны?
- Не уверен. Мы же сибиряки, для нас малая родина северных народов - наша, потому нам проще всё освоить (смеётся). Мне кажется, что гораздо труднее, чем северные - индийские, где много мелких жестов, особая механика движений, их действительно сложно выучить. Но на самом деле русский артист может научиться всему, если упорно трудиться, а чтобы стать хорошим танцором, иначе и нельзя.
- Игорь Викторович, то, что видит зритель, - это финальный аккорд громадной работы, выплеск всех сил артиста. Как после напряжённых выступлений отдыхает ансамбль, есть ли у него корпоративные традиции? И как релаксируете Вы сами?
- Все вместе мы празднуем 8 Марта и 23 Февраля, Новый год. После череды майских выступлений традиционно выезжаем на природу, на шашлыки. Народ в коллектив молодой, 18-25 лет, все упорно работают, репетируют и отдыхают тоже с удовольствием, нам приятно общаться.
Я же лично люблю отдыхать во время чтения книг, с большим интересом читаю историческую литературу - художественную и публицистическую. На дачу выезжаю, там тоже хорошо.
- Какая Ваша самая большая профессиональная радость как худрука? Чем довольны, а что печалит?
- Боюсь, отвечу банально, но меня радуют успехи ансамбля. Очень вдохновляет поддержка управления культуры администрации Красноярска в лице Натальи Валерьевны Малащук, она наш друг и соратник. Огорчают какие-то ошибки, которые случаются у артистов во время концертов.
Досье:
Игорь Викторович Горлов родился 22 сентября 1959 года в городе Запорожье, Украина.
С 1970-го по 1976-й танцевал в заслуженном ансамбле народного танца Украины «Запорожец».
В 1978 году окончил хореографическую студию при Государственном академическом заслуженном ансамбле Украины им. П. Вирского.
С 1980-го по 2001 год - артист балета Государственного академического ансамбля танца Сибири им М. Годенко.
В 1999 году получил звание заслуженного артиста России. Окончил Кемеровский институт культуры.
С 2001 года является художественным руководителем МУК «Ансамбль танца «Енисейские зори» им Г. Петухова».