Новости
Нужна ли школьнику математика?
Возлюби таблицу умножения
Есть такая анекдотичная фраза: «Мне уже давно за тридцать, а я всё жду, когда же мне пригодится косинус прямого угла». Тригонометрия - наука точная, для многих сложная и в дальнейшем ненужная. Зачем проходить её в школе? И вообще, нужно ли изучать математику в том объёме, в каком сегодня она даётся в школе, если ты вовсе не собираешься связывать свою судьбу с точными науками? Если верить последним исследованиям - нужно!
Как выяснили социологи, большинству россиян в жизни очень пригождаются школьные уроки математики. Более того: есть прямая зависимость между склонностью к точным наукам в школьные годы и высокими заработками, карьерными успехами во взрослой жизни. Таковы данные опроса, проведённого социологами Фонда «Общественное мнение».
Многие сегодня ставят под вопрос школьную программу, ссылаясь на опыт зарубежных стран, где всё чаще детей приучают орудовать калькуляторами, а не навыками счёта. Под вопрос ставится надобность изучения всеми школьниками алгебры и начала анализа.
И зря. По данным опроса, подавляющему большинству россиян - 90 процентам - в жизни очень даже пригодились знания, полученные на уроках математики, алгебры и геометрии. Причём эти занятия, как правило, нравились тогдашним ученикам. Из того, что они проходили в школе, почти всем пригодились навыки устного счёта и других базовых арифметических операций. Умение подсчитывать дроби и проценты в повседневной жизни использует больше половины населения. Знания по геометрии пригождаются каждому четвёртому россиянину. Без них не рассчитать количество линолеума на пол, не построить теплицу на даче, не сшить себе одежду.
После школы 16 процентов опрошенных не забывают, для чего нужны уравнения и функции, потому что эти познания периодически требуются. Почти столько же людей «в быту» применяют математические формулы. Каждый десятый знает ответ на вышеупомянутый анекдот, поскольку использует на практике тригонометрические категории.
И только знание логарифмов, интегралов и производных практически у всех россиян во взрослой жизни ушли в историю памяти. Впрочем, о том, что все эти знания давались в школе, не жалеет три четверти наших сограждан.
Педагог-математик по образованию Елена Глухова не работает по специальности, её профессия вообще далека от точной науки, однако она признаётся, что именно математика помогает ей в жизни.
- Это очень красивая наука, она дисциплинировала меня, привила любовь к логике, сделала стройной картину мира, - говорит Елена. - Кроме того, если задуматься, вся наша жизнь сегодня состоит из цифр и вычислений. Математика помогает просчитать формулу кредита, проанализировать ценник в магазине. Даже гуманитарию не обойтись без неё. Овладение математикой развивает ум, учит мыслить логично, развивает память и мышление в целом, это пригодится везде. Эта наука позволяет увидеть тенденции и закономерности жизни.
И, наконец, самое интересное. Чаще других говорили, что уроки математики им в школе нравились, те россияне, которые сейчас получают высокие зарплаты, граждане с высшим образованием вне зависимости от их специальности, а также продвинутые, обеспеченные, успешные. И наоборот - чаще других не любили математику люди со средним образованием и ниже, а также с доходом не выше четырёх тысяч рублей.
Под вопрос можно ставить изучение любого предмета, аргументируя это тем, что он никогда не пригодится в жизни. Однако никогда не говори «никогда». Знания по физике иногда могут потребоваться в кулинарии, химия помогает собрать домашнюю аптечку или вывести пятно, биология - выращивать растения дома и на даче. Нет исследований, которые бы, подобно данным опроса, выявили, изучение каких дисциплин в дальнейшем помогают заработать больше денег. Но одно здесь очевидно: школьную программу в полном её объёме лучше знать, чем не знать, думая, что не пригодится.