Новости
Председатель правительства Красноярского края Виктор Томенко - о корректировке бюджета
Рост зарплаты и детские сады
В Законодательном собрании края начали обсуждать проект корректировки бюджета. Что изменилось в главном финансовом документе края? Почему к нему приковано большое внимание средств массовой информации? Об этом разговор с председателем правительства края Виктор Томенко.
- Весенняя корректировка бюджета - явление традиционное. По итогам первого квартала делаются уточнения, прогнозы корректируются в соответствии с текущей ситуацией в части поступления доходов, предусмотренных в бюджете обязательств, внешних факторов. Но каждый год есть свои особенности. Например, в 2009 году это был кризис, когда пришлось секвестировать бюджет, отменять некоторые направления расходов и частично пересматривать принципы бюджетной политики. В 2011-м, напротив, во время весенней корректировки мы включили в бюджет целый ряд дополнительных расходов, так как экономика края начала восстанавливаться.
- Виктор Петрович, а в этом году особыми условиями стали майские указы президента?
__- __Даже не собственно указы президента, а последовавшие за ними «дорожные карты». Большинство из них были приняты в самом конце года, поэтому они не могли быть учтены при формировании и утверждении бюджета. В то же время эти документы конкретизировали положения целого пакета майских указов, подписанных президентом сразу после вступления в должность. Все они направлены на решение ключевых проблем, накопившихся в нашей стране. Главой государства было сформулировано около 40 задач, часть из них носит общефедеральный характер, например создание 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест к 2020 году. Эту задачу нужно будет решать всем регионам вместе. Что касается края, то для нас ключевыми сегодня и наиболее финансово ёмкими вопросами являются поручения по повышению уровня заработной платы бюджетников, ликвидации очереди в детские сады для детей от трёх до семи лет, обеспечению доступности жилья, решению проблемы аварийного и ветхого жилого фонда. В числе приоритетов также выделение бесплатных земельных участков многодетным семьям, повышение качества государственных и муниципальных услуг и ещё целый спектр важнейших направлений для работы.
Мы предполагали поэтапно продвигаться из года в год, чтобы к 2018-му, обозначенному президентом как рубежный, выйти на целевые показатели. Тем более что в крае был создан неплохой задел по всем этим моментам, например с 2007 года активно решается проблема ветхого и аварийного жилья, по многим категориям бюджетников губернатором в 2012-м приняты решения о росте заработной платы опережающими темпами и так далее.
Но после утверждения федеральных «дорожных карт» мы ещё раз провели анализ, сверили с ними те планы, которые уже внесены нами в бюджет 2013-2015 годов. Выяснилось, что по некоторым направлениям в целом по стране взяты более быстрые темпы, и чтобы выйти на них, нам требуются дополнительные средства.
- А в федерации денег пробовали просить?
- Конечно, особенности межбюджетных отношений таковы, что, если с более высокого уровня власти пришли новые задачи, сразу стараешься попросить денег на их выполнение. И мы, конечно, тоже по этому пути идём. В бюджете края на 2013 год уже предусмотрены 1,6 миллиарда рублей из федерального бюджета на выполнение майских указов. Накануне Нового года было подписано соответствующее соглашение с министерством финансов Российской Федерации.
Для всех субъектов на эти цели в 2013 году в федеральном бюджете заложено 100 миллиардов рублей. Больше половины из них - 60 миллиардов - уже распределены. Сумму, которая выделена краю, я назвал. Осталось ещё 40 миллиардов рублей, которые также придут в регионы. И мы надеемся, что Красноярский край будет и среди получателей «второго транша».
Кроме того, в этом году из федерального бюджета краю выделено чуть более четырёх миллиардов на выполнение различных целевых программ, и в предстоящей корректировке мы также учитываем эти поступления. Именно на эту сумму увеличивается доходная часть бюджета.
- Собственные доходы краевого бюджета пока не увеличиваются?
__- __По итогам первого квартала нет. Налогоплательщики края в настоящее время не пересматривают свои прогнозы, да этому и нет объективных причин. Основные факторы, заложенные в прогноз социально-экономического развития края, на сегодняшний день подтверждаются. Где-то с небольшими отклонениями, но их вполне можно будет учесть к концу года.
- Где же тогда нашли средства на дополнительное повышение зарплаты, детские сады, снос ветхого жилья?
- __По итогам года у нас сложились остатки средств - чуть более четырёх миллиардов рублей, __они будут направлены на финансирование ключевых вопросов, поставленных президентом в указах. Кроме того, мы провели серьёзную работу по поиску внутренних источников в утверждённом бюджете, ещё раз оценили эффективность запланированных расходов, их соответствие масштабам задач, на решение которых они направлены. Оценили наши планы с точки зрения реализуемости, в том числе проверили готовность технической документации. В итоге начало строительства некоторых объектов решено сдвинуть на более поздние сроки. При этом ни один из них не вычеркнут совсем. Даже те, которые не нашли своего отражения в представленном варианте бюджета 2013-2115 годов, остались в реестре, будем к ним возвращаться обязательно. В то же время то, над чем мы уже работаем, - все наши крупные стройки: онкологический диспансер, четвёртый мост, театр имени А. С. Пушкина, 15 школ в территориях, более 20 детских садов, больница в Богучанах, поликлиника в Курагино и так далее, - всё это, конечно, продолжает финансироваться и будет сдано в соответствии с графиками.
Кроме того, основная часть конкурсных процедур в первом квартале завершена, по результатам торгов сложилась экономия, которую мы также учитываем в корректировке наряду с экономией, которая сформировалась в результате реализации программ энергоэффективности, других организационных и технических мероприятий по повышению эффективности расходов всей нашей сети бюджетных учреждений.
Хочу подчеркнуть, что при актуализации расходов мы чётко ставили условие: все социальные обязательства должны выполняться, в том числе и инициативные. Напомню, например, что в нашем крае действует более мягкая по сравнению с другими территориями шкала по оплате жилищно-коммунальных услуг. Это, конечно, даёт возможность большому числу жителей получать субсидии, но и требует серьёзных средств. В 2013 году в бюджете на эту меру поддержки населения предусмотрено 1,9 миллиарда рублей. Огромная сумма, но мы считаем, что это было важнейшее, выверенное решение, и отказываться от него сегодня считаем неприемлемым.
- Губернатор края при внесении бюджета 2013 года принял ещё одно решение, которое предотвратило резкий рост оплаты за ЖКХ, - сохранил субсидии ресурсоснабжающим организациям, край воспользовался переходным периодом и не перешёл на оплату этих услуг по факту…
__- __Это была принципиальная позиция губернатора, её полностью поддержали депутаты. И край оказался в числе тех регионов, которым удалось обеспечить спокойствие и стабильность в части уровня оплаты за ЖКХ в этот переходный период. Если бы мы сразу перешли на стопроцентную оплату коммунальных услуг, в крае плата возросла бы где-то на тридцать процентов, а в северных территориях - вообще в три-четыре раза. Это абсолютно недопустимо, и на сохранение стабильности краевой бюджет направляет в этом году порядка пяти миллиардов рублей.
- Возвращаясь к тем приоритетам указов, о которых Вы сказали, о каких суммах на них идёт речь в корректировке?
__- __На повышение заработной платы бюджетникам дополнительно к тому, что уже утверждено в бюджете, в этом году будет направлено 3,1 миллиарда рублей. На строительство детских садов плюсом выделяется 800 миллионов Подчеркну, что это позволит нам начать строительство всех объектов, подготовленных с точки зрения проектных решений и изыскательских работ. На переселение из аварийного жилья добавляем один миллиард. Кроме того, почти такую же сумму регион получит из федерального фонда реформирования ЖКХ. Это ключевые, как я уже говорил, направления. Пока эти суммы не в полной мере закрывают потребности края, чтобы мы могли достичь установленных указами показателей, поэтому работа по изысканию источников финансирования, безусловно, будет продолжена.
- В какие суммы оценивается их решение за пределами 2013 года?
__- __На решение проблемы ветхого и аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года, нам необходимо более восьми миллиардов рублей. Но мы рассчитываем, что федеральный бюджет увеличит софинансирование на эти цели и в следующем году, и в 2015-м.
Ещё более серьёзная сумма - всего около 40 миллиардов рублей - нужна на детские сады, если решать проблему очередности только через новое бюджетное строительство. Расчёт этот произведён с учётом того, что сейчас у нас в очереди по краю стоит около 30 тысяч детей в возрасте от трёх до семи лет, при этом рождаемость с каждым годом растёт, а стоимость одного места при строительстве составляет порядка 1-1,1 миллиона рублей. Ожидать, что мы получим такие большие деньги из федерации, не стоит. Поэтому мы ищем самые разные пути её решения. Кроме строительства новых детских садов за бюджетный счёт рассматривается ещё около десяти дополнительных вариантов. Это государственно-частное партнёрство при возведении садов, возвращение зданий, переданных когда-то под другие цели, реконструкция и расширение действующих учреждений, создание в школах так называемых образовательных округов - школы и детского сада под одной крышей, создание групп кратковременного пребывания и так далее… Всё это в комплексе должно позволить нам решить поставленную задачу по ликвидации очереди в детские сады для ребятишек трёх - семи лет к 2016 году.
- Виктор Петрович, какой реакции на внесённый документ Вы ожидаете от депутатов? Одобрения, поскольку речь действительно идёт о важных социальных расходах, или критики?
- Мы всегда стараемся взаимодействовать с Законодательным собранием конструктивно. Содержание проекта корректировки бюджета, конечно же, обсуждалось и до её официального внесения, и каких-то существенных противоречий у нас нет. Но с учётом того, что в краевом парламенте 52 депутата и каждый из них имеет свою точку зрения, какая-то дискуссия, возможно, будет. Напомню, что бюджет 2013 года тоже принимался непросто. Мы выходили на предельный дефицит - 15 процентов от собственных доходов. Поэтому изначально применялся жёсткий подход по расходам, новые объекты в обязательства не включались. Мы вели непростые переговоры с депутатами и в итоге пришли к консенсусу. Рассчитываю, что и по представленной сейчас корректировке результат будет таким же, потому что цели у нас общие - принимать решения в интересах жителей края.
Задачи, поставленные Владимиром Путиным
Довести зарплату:
учителей - до средней по экономике региона в 2012 году
воспитателей детских садов - до средней в области общего образования в 2013 году
работников учреждений культуры, социальных работников - до средней по региону к 2018 году
врачей - до 200 процентов от средней по региону к 2018 году
Привязать зарплату бюджетников к эффективности труда
Решить проблему очередей в детские сады за четыре года