Новости
Высшее образование в России нуждается в реформе
Дружить будем, жениться погодим
Крах российского высшего образования предрёк недавно Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» правительственного Агентства стратегических инициатив, выступая на совещании ректоров в Твери. По словам Пескова, в ближайшие десять лет государство будет постепенно уменьшать финансовое содержание университетов и институтов, выжить им поможет только поддержка профильного бизнеса, которую надо начинать искать уже сейчас, причём это стоит делать не только техническим вузам, но и медицинским и педагогическим.
Хотя заявление Дмитрия Пескова университетские круги приняли неоднозначно, необходимость связей с компаниями-работодателями признают все представители высшей школы. Все вузы сегодня этого сотрудничества ищут, но находят далеко не все. Крепче всего дружба с бизнесом получается у ведущих университетов и крупных предприятий: нефтедобытчики и банки участвуют в подготовке специалистов под себя, поддерживают студенческий спорт и культуру, институты в свою очередь помогают повышать квалификацию сотрудников фирм-партнёров. Но как углубить и упрочить эти связи, а главное как распространить их на все вузы, пока не ясно никому.
- Действительно, высшее образование в нашей стране сейчас нуждается в современных образовательных подходах, обновлении преподавательского состава, развитии научной мысли и более тесных отношениях с бизнес-структурами, - говорит проректор по экономике и развитию Сибирского федерального университета Павел Вчерашний. - Сложилось так, что у нас сегодня слишком много вузов, в которых большое количество бюджетных мест, система высшего образования носит социальный характер и даже является неким гарантом общественного спокойствия.
Чтобы не создавать напряжения в социуме, процесс реформирования должен быть небыстрым, осмысленным и последовательным.
- Пока даже примерно не видна модель перехода вузов страны на бизнес-рельсы, - говорит Павел Михайлович. - Подобное реформирование потребует изменений во многих областях - от законодательства до психологии людей, и технологию изменений нужно вырабатывать сообща властью, бизнесом и высшей школой через широкое общественное обсуждение.
Примеры отношений крупного бизнеса с большими университетами общеизвестны. Институт нефти и газа СФУ тесно сотрудничает с компанией «Роснефть», специалисты компании участвуют в аттестации студентов, организуют практику, заботятся об условиях обучения.Восточно-сибирский банк Сбербанка России участвует в конференциях и конкурсах студентов института экономики, управления и природопользования СФУ. Со следующего учебного года топ-менеджеры банка планируют читать лекции в институте.
- У нас есть отлаженная годами система взаимодействия с профильными вузами - целевое обучение, - говорит заместитель начальника Красноярской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Олег Злотников. - Мы заказываем вузам подготовку специалистов по востребованным и дефицитным профессиям, принимаем на себя связанные с этим расходы, гарантируем выпускникам трудоустройство.
Топ-менеджер подчёркивает, какие бы изменения ни происходили в государственном образовании, мы всегда будем заинтересованы, чтобы к нам приходили подготовленные, квалифицированные молодые специалисты. И в дальнейшем будем искать пути решения связанных с этим вопросов.
Но даже это плотное сотрудничество масштабным не назовешь. Одно дело вести занятия, принимать практикантов и дарить призы победителям КВН, строить спортзалы и покупать технику для лабораторий и совсем другое - взять на баланс хотя бы отдельный факультет вуза. Известный крупный российский нефтяной концерн, к примеру, выделяет на разные проекты каждому из институтов-партнёров четыре миллиона рублей в год, но вряд ли компания сегодня и в будущем готова тратить на кадры для себя больше. Тем более что содержание даже небольшого профильного института (на тысячу человек) обходится государству, как минимум, в 80-100 миллионов рублей.
Кто принудит к этому бизнес, если на его век кадров хватит, а развитие экономики в целом и социальные проблемы его интересуют лишь отчасти? Далеко не каждая отрасль в стране сегодня процветает и далеко не каждый вуз готовит специалистов для бизнеса. Педагогические или медицинские институты, наверное, могли бы содержать профессиональные объединения, но они в стране слабы или отсутствуют.
- Какой предприниматель будет вкладывать в подготовку педагогов? - недоумевает Людмила Мезит, проректор по образованию и учебно-методической деятельности педуниверситета имени Астафьева. - Непонятно, как убедить богатых нефтяников и газовиков в том, что они должны учить будущих специалистов. Идея же привлечь неких толстосумов к поддержке гуманитарных вузов вообще утопия. Подготовка педагогов должна быть в приоритете государства всегда, по крайней мере я на это очень надеюсь.
Высшую школу должен содержать не бизнес, а налог на образование с бизнеса, считает коллега проректора.
- Предприниматели в сфере сельского хозяйства сегодня сами находятся в столь сложном положении, и говорить о возможной поддержке ими образовательных учреждений по меньшей мере смешно, - говорит Николай Цугленок, ректор Красноярского аграрного университета. - Уповать на то, что бизнес добровольно начнёт кормить высшую школу, я бы не стал. А вот если начать брать особый налог на образование, в полтора процента с прибыли, с тех частных предприятий, которые сейчас пользуются интеллектуальным трудом российских специалистов, в своё время окончивших бесплатные советские институты, суммы сборов хватило бы всем российским вузам.
Идею содержания институтов коммерсантами вуза своего профиля Николай Цугленок находит несерьёзной.
- Ни одни аграрный университет за рубежом не существует за счёт бизнеса, это нонсенс, - говорит он. - Единственное вложение бизнеса в зарубежные агроуниверситеты - это разовая спонсорская помощь от выпускников в виде приобретение оборудования для университета.
Ректор приводит в пример США, где агровузы финансируются в равных долях их казны города, страны и платы студентов за обучение: «При этом годовой бюджет агроуниверситета штата Айова вдвое больше, чем суммарные бюджеты 59 сельскохозяйственных вузов нашей страны».
Не стоит забывать о том, что есть у нас в стране и такие институты, переход которых на баланс какой-либо корпорации невозможен в принципе.
- Нашему вузу, готовящему высококвалифицированных инженеров для областей, напрямую связанных с обороноспособности страны, едва ли возможно остаться без поддержки государства, - уверен ректор Сибирского государственного аэрокосмического университета Игорь Ковалёв.
При этом сотрудничество с бизнесом в отдельных узких сферах университет развивает. На базе университета создано около 20 малых инновационных предприятий, ведущих научные разработки и выпускающих уникальную инновационную продукцию, в прошлом году вуз выручил 300 миллионов рублей за различные, в том числе и научные проекты.
Представители власти всех уровней в грядущую катастрофу высшего образования, кажется, в принципе не верят. Согласно государственной программе развития образования, утвержденной в конце прошлого года, к 2020 году на обеспечение государственного задания вузам планируют выделять 543 миллиарда рублей, что вдове больше, чем сейчас. Планируется существенное увеличение средней заработной платы преподавателям вузов, продолжится финансирование научных исследований в вузах.
- Мне кажется, уместнее прогнозировать не уменьшение доли государственного участия в вузах в будущем, а увеличении вклада бизнеса в ведущие вузы страны, - говорит Захар Власов, главный специалист отдела по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки Красноярского края. - За последние шесть лет на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы только СФУ был выделен один миллиард рублей из бюджета и из средств крупных компаний. И доля частного вливания ежегодно растёт, что говорит о росте интереса концернов к сотрудничеству с вузами.