Новости
Любимые места Арэга Демирханова
Где может назначить место встречи архитектор? Самый очевидный ответ — возле задний, простроенных по его проектам. Если, конечно, таковые имеются. У Арэга Демирханова подобных объектов в Красноярске немало. Что там дома — с его участием в городе возводились целые архитектурные ансамбли! Однако старт нашей прогулке был дан не на ступеньках БКЗ или КИЦа и не на Театральнойплощади. Арэг Саркисович ждал нас возле здания речного вокзала.
Сам народный архитектор России свой выбор места для прогулок по Красноярску объясняет просто: здесь очень красиво. С одной стороны — потрясающее здание речного вокзала, как говорит наш герой, “хорошая советская архитектура, очень пропорциональная, очень грамотная, любовно сделанная”. А с другой — невероятный вид на Енисей.
— Мы находимся в миллионном мегаполисе, но когда смотрим на противоположный берег, то в первую очередь видим силуэты Саян, — отмечает Арэг Демирханов. — Кто поверит, что там, на правом берегу, живёт и работает полмиллиона человек? Этот ландшафт — главное достоинство Красноярска на уровне любых мировых стандартов. В этом наш секрет, и мы должны быть благодарны тем первопроходцам, которые выбрали это необыкновенное место.
Стоит признать, что у Арэга Саркисовича есть удивительное свойство — видеть то, что большинство людей не замечают. Ведь сколько раз здесь ходила и просто не обращала внимания на тот удивительный факт, что из самого центра города можно увидеть великолепные окраины: сопки, Столбы.
Впрочем потрясающий вид пускай и главная, но не единственная причина привязанности архитектора к этому месту.
— Я жил, по существу, на берегу Енисея, на крыше этого дома, — показывает Демирханов на одну из шестнадцатиэтажных свечек на Дубровинского. — Там находилась моя мастерская. Это были самые лучшие годы моей творческой зрелости, почти 20 лет, серьёзный кусочек жизни. И всё это время передо мной расстилалась такая красота!
Кстати, тут же, совсем недалеко от любимого Демирхановым речного вокзала, находится ещё одно знаковое для нашего героя место — площадь Мира, которая объединяет созданных им “трёх богатырей” Стрелки: БКЗ, здание Культурно-исторического центра и вантовый мост. Весь абрис этого берега Арэг Демирханов обрисовал своей рукой. Придумал, а потом защитил в Москве градостроительный ансамбль.
— Мне говорили: зачем здесь мост? Тут пешком можно по отмели пройти, а ты мост какой-то затеваешь, — вспоминает архитектор. — Пришлось убеждать. Теперь это место любят красноярцы, на велосипедах катаются, гуляют. Он живой. Но главное действующее лицо здесь всё-таки наша природа и Енисей.
Выход к Енисею имеет и другой знаковый для Демирханова объект — Культурно-исторический центр. Сам архитектор называет стиль, в котором построено это необычное здание, органическим.
— На правом берегу у нас стоят знаменитые Столбы, и здесь, на левом, хотелось создать что-то вроде их продолжения. Словно подошёл скульптор-гигант и вырезал здание из скал. Это природа, только чуть рафинированная человеком, но очень естественная для этого места, пейзажа и климата.
У третьего “богатыря” Стрелки — здания Большого концертного зала — своя судьба. Не так давно объект пережил капитальную реставрацию. Вспоминаю, как несколько лет назад, когда работы здесь ещё велись, Арэг Саркисович в разговоре упомянул: мол, очень переживает за то, каким предстает его творение после реконструкции. Сегодня говорит, что доволен результатом.
— Конечно, поменялись концепции, осовременились интерьеры, концертный зал сейчас цветной, европеизированный. Ну что поделаешь, время, время... — подтверждает Демирханов. — И всё равно, каждая стеночка осталась на своём месте, сохранились все объемы, вместимости. Добавили лишь фойе, и это замечательно; закрытые лестницы, и это тоже замечательно; переделали инженерное оборудование, и это прекрасно!
Вообще, Демирханов любит хвалить. Его восхищения достойно всё: природа, город, архитектура, люди, с которыми работал когда-то и работает сейчас, а также, что греха таить, собственные замыслы и творения. Наверное, именно это и привлекает к нему: на фоне повседневных дрязг и разборок так приятно слышать тёплые слова о ком-то, о чём-то. Но это же подмывает сказать: “Ну всё Вам нравится в Красноярске. Разве так можно? Вам же должно что-то не нравиться”!
— Вы мне задаёте каверзный вопрос, а я Вам отомщу за него, — тут же реагирует Арэг Саркисович. — Вы спросите врача: что вам нравится в ваших больных, а что не нравится? А, как я вас! Меня нельзя спрашивать, что мне не нравится, потому что на самом деле я бы всё переделал, такая у меня профессия. И не верьте тому архитектору, который говорит, что ему нравится всё. Он лукавит.
А потом, в доказательство своих же слов, Демирханов обращает внимание на решение “пятого фасада” набережной рядом с речным вокзалом. И в ответ на недоумённый взгляд поясняет.
— Мы с вами любуемся великолепными четырьмя фасадами здания, а пятый — это то, по чему мы ходим. Если хотите, он даже главнее стен. Обратите внимание, что находится у вас в поле зрения, если вы не задираете голову. Правильно, асфальт! Старый и неинтересный. А представляете, если бы этот ярус был вымощен, причём торцовкой, деревянными срезами, по которым можно босиком ходить. Пятый фасад в Красноярске ещё требует многолетнего, бережного, любовного отношения. Вот когда мы решим эту проблему, тогда наш город будет просто сумасшедшей красоты.
Решать проблему Арэг Саркисович готов. У него есть концепция, есть проект нового облика левобережной набережной, в том числе и с преобразованным “пятым фасадом”, но делиться своими задумками мэтр не торопится. Более того, утверждает, что не имеет права даже говорить об этом: “Сейчас проходит конкурс, и конкуренты могут мои идеи забрать, — смеётся Демирханов. — Ну а если без шуток, то набережной наконец-то уделяется пусть и запоздалое, но всё же справедливое внимание”.
Уже под конец нашей прогулки Арэг Саркисович признаётся, что в Красноярске у него есть ещё одно любимое место — пешеходный мостик между площадью Театральной и административной рядом с мэрией. С этой точки можно увидеть и нашу часовенку, и великолепный мост, по которому двигаются машины. Поэтому, возвращаясь в редакцию, я специально прохожу здесь и задерживаюсь, чтобы посмотреть на город, его уникальный ландшафт, и вспоминаю слова архитектора: “Для меня главный объект в городе — человек. Главнее его не бывает. Но надо, чтобы он умел любоваться и был добрее, краше”.