Новости
Хорошая квартира
И пол помыть, и шнурки завязать…
Казалось, что может быть проще, чем сделать себе бутерброд?.. Но лёгкость приготовления этого нехитрого блюда - иллюзорна. Да, нарезать хлеб и колбасу может без проблем и младший школьник, но… Мы забываем о том, что среди нас есть и те, для кого это настоящая премудрость, которую постигают день за днём. Речь идёт о людях с ограниченными физическими возможностями.
Ещё пару десятков лет назад дети, имеющие серьёзные органического поражения центральной нервной системы, считались необучаемыми. Как правило, всех их ждал один и тот же жизненный сценарий: изолированное существование в четырёх стенах под опекой родных или в специализированном доме-интернате. Сегодня специалисты - медики, социальные педагоги, психологи - всё чаще говорят о том, что необходимо ломать существующие стереотипы по отношению к данной категории инвалидов. Зарубежный и российский опыт показал, что человек с тяжёлыми нарушениями психики может быть не просто включён в жизнь, но и полезен обществу. Но для этого людям, которые целиком и полностью зависят от нас, окружающих, нужно попытаться дать путёвку в жизнь, помочь вписаться в окружающую действительность. Достижения на этом фронте есть в нашем городе.
- Политика, направленная на включение лиц с инвалидностью в жизнь общества, позволяет достичь положительных результатов в их социализации, - рассказывает Зоя Бердникова, директор городского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». - В 2011 году на базе нашего учреждения была создана учебно-тренировочная квартира для подростков с инвалидностью. Это типовая четырёхкомнатная квартира, состоящая из прихожей, гостиной, спальни, кухни и санузла. Сегодня там занимаются двенадцать подростков от 12 до 18 лет. Наши специалисты обучают нехитрым навыкам самообслуживания: готовить простые блюда, мыть посуду, убирать квартиру, соблюдать элементарные правила безопасности, общаться с чужими людьми… Некоторых приходится учить самостоятельно кушать. В помещении оборудованы также две мастерские - полиграфическая и ткацкая, в которых дети с ограниченными возможностями приобретают первичные трудовые навыки. При создании учебного центра мы, конечно же, изучали опыт своих коллег из других регионов России. Больше всего нам подошла программа центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Пскова. Их работа с детьми с тяжёлыми нарушениями здоровья стала для нас предметом для подражания.
На прошлой неделе в «Радуге» прошёл круглый стол «Поддерживаемое проживание. Развитие сети квартир кратковременного проживания», где социальные работники и педагоги, родители детей-инвалидов из Красноярска, Владимира, Барнаула, Самары и Пскова обсуждали проблемы и делились опытом.
Надо сказать, что псковский центр, как и ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» из Владимира, имеют двадцатилетний опыт работы с особыми детьми. Члены этих организаций разрабатывают и реализуют программы по обучению самостоятельному проживанию инвалидов, их подготовке ко взрослой самостоятельной жизни. Так, в Псковской области, начиная с начала девяностых годов, удалось многого достичь для того, чтобы люди с тяжёлой формой инвалидности, имеющие нарушения интеллекта, аутизм, детский церебральный паралич, множественные нарушения, были включены в активную жизнь общества.
Центр лечебной педагогики Пскова посещают около сорока детей в возрасте от шести до 18 лет и несколько молодых людей до 25 лет (им предоставляется возможность провести сутки и более в отделении учебного проживания). Каждое утро детей собирают автобусы и привозят в центр, где с ними проводятся групповые и индивидуальные занятия по предметно-практической деятельности, изобразительному творчеству, коммуникации, музыке, физическому развитию, самообслуживанию, трудовой подготовке и др. На основе индивидуальных программ обучения с ребятишками работают специальные педагоги, логопеды, специалисты лечебной физкультуры, воспитатели.
Всё, что делается в учебных центрах, в обязательном порядке должно иметь продолжение в семье, считают специалисты. Только тогда можно рассчитывать на позитивные изменения в развитии ребенка.
- Часто помехой для развития социально-бытовых навыков у детей-инвалидов является чрезмерная опека со стороны родственников, - говорит Зоя Бердникова. - Конечно, для родителей проще и быстрее завязать шнурки ребёнку самому, чем ждать, пока малыш сделает это самостоятельно. Но это позиция ошибочная. Поэтому мы учим не только детей азбуке жизни, но и родителей по-иному относиться к своему драгоценному чаду. Нужно думать о перспективе, ведь рано или поздно их сын или дочь вырастет, и что будет с ним, если он так и не овладеет навыками самообслуживания? Нужно давать возможность человечку проявить себя. Вы не представляете, сколько радости приносит подростку, когда он сам впервые помоет руки или испечёт блин… И эти мгновенья счастья в жизни особенного ребёнка дорого стоят.