Новости

В Красноярске идёт наработка новых технологий в самой милосердной отрасли

В Красноярске идёт наработка новых технологий в самой милосердной отрасли

Семье в поддержку

Правительство России в конце марта одобрило проект федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Этот документ во многом закрепляет на бумаге те положения, которые уже применяются на практике. На самом деле сфера социальной защиты населения бурно развивается в последние годы в России. Красноярск - в числе тех городов, где активно идёт наработка новых технологий в самой милосердной отрасли. О том, какие практики используются в нашем городе сегодня, рассказала Наталья БОБРОВА, руководитель главного управления социальной защиты населения администрации Красноярска.

- Социальные технологии за рубежом давно доказали свою эффективность. Мировой опыт свидетельствует о том, что при их помощи можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации и т. д. И мы уже также убедились в том, что социальные технологии(это совокупность приёмов, методов решения той или иной социальной проблемы) позволяют достигать хороших результатов, в том числе в работе с детьми и семьями.

Приведу лишь один пример. В центре социальной помощи семье и детям «Октябрьский» уже несколько лет существует театральная студия «Аншлаг». Но это не обычная студия: благодаря ей в учреждении реализуется технология социальной работы с детьми из семей группы риска, а также многодетных, неполных, малообеспеченных семей. В процессе социализации решается сразу несколько задач: преодоление замкнутости, тревожности, развитие навыков конструктивного взаимодействия, раскрепощение ребёнка, снятие мышечных зажимов, коррекция детско-родительских отношений через привлечение родителей к участию в совместной социально значимой деятельности и др.

И театральная деятельность даёт свои результаты. В процессе работы над образами у детей, посещающих студию, происходит развитие личности, они лучше усваивают социальные формы поведения. Перевоплощаясь в те или иные образы, ребёнок изживает в себе комплексы, избавляется от страхов, выплёскивает свои переживания, обретает внутренний покой и душевное равновесие. На примере литературных персонажей дети учатся адекватно реагировать на различные жизненные ситуации. Привлечение внимания детей к тем, кто нуждается в их участии, заботе, способствует пробуждению высоких моральных качеств, таких как отзывчивость, милосердие, сострадание, желание помочь. Также занятия в группе вместе с родителями способствуют улучшению психологической обстановки в семье.

- Многие помнят первые строки романа Льва Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». С этими словами трудно не согласиться. Но перенося их на службу социальной защиты населения, невольно задаёшься вопросом: можно ли к работе с «несчастливыми» семьями - а к ним наверняка можно отнести многие семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, - применять универсальные технологии? Или поможет только индивидуальная работа?

- Универсальные технологии существуют - их можно применять широко, учитывая, однако, индивидуальные особенности как территории, где они реализуются, так и семьи, ребёнка, с которыми ведётся работа. Вот, скажем, сейчас в социальных учреждениях города созданы ресурсные паспорта районов, в которых расположены центры. Технология одна - собрать в единый документ информацию обо всех ресурсах района, которые могут потребоваться при решении конкретных проблем клиентов. Допустим, не может мама устроиться на работу, и специалисты центра находят в ресурсном паспорте данные о центре занятости, помогают записаться женщине на приём. Этим паспортом могут воспользоваться все сотрудники центра, в любой момент посмотреть интересующую информацию. И такая технология, которую первыми применили в центре «Радуга», сегодня используется во всех наших учреждениях.

Одна из инновационных технологий социальной поддержки семей с детьми-инвалидами, также реализуемая сразу в нескольких центрах, - служба домашнего визитирования. Её цель - с одной стороны, выявить потребности таких семей, с другой - активно включать детей с особенностями здоровья и их родителей в социум. Для этого социальный работник знакомится с семьёй, выясняет, в каких услугах она нуждается. На основании полученных данных формируется паспорт потребностей семьи, и обеспечиваются условия для получения ими необходимых реабилитационных мероприятий.

Для решения проблем, с которыми сталкиваются семьи, используется районный ресурс. И здесь как раз подспорьем может стать ресурсная карта района. Так две технологии пересекаются.

- Наверняка в работе даже с одним ребёнком иногда нужно применять сразу несколько технологий для получения эффекта.

- Действительно, чтобы добиться хороших результатов, требуется использование нескольких технологий. Тогда рождаются программы. Например, с целью создания благоприятных условий для развития жизненного потенциала семей в Красноярске реализуется целевая программа «Успешная семья - успешный город». Выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, работа с дезориентированными подростками, поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями - вот три основных направления программы, для реализации которых используются разные практики, технологии, мероприятия.

С прошлого года действует ещё один общегородской проект - «Полезное дело - достойная жизнь». Его цель - создание условий для нормализации жизни подростков-инвалидов и их семей через организацию центров дневной занятости. Финансирует проект российский Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках проекта запланированы разные мероприятия, но ключевое направление - работа дневных центров занятости детей-инвалидов на базе восьми социальных учреждений. Там организована работа керамической, полиграфической, пазловой, сувенирной мастерских. Дети с тяжёлыми ментальными и физическими нарушениями не только могут содержательно проводить досуг и получать профессиональные навыки. Например, на занятиях лепкой у ребёнка развивается мелкая моторика рук, тем самым оказывается положительное влияние на формирование умственных способностей в целом. Не случайно известный русский педагог Василий Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев». То есть в увлекательной форме специалисты проводят реабилитацию ребят, используя при этом разные техники.

- Используемые сегодня в сфере социальной защиты населения города технологии заимствованы за рубежом? И появляются ли у нас свои эксклюзивные практики?

- За границей социальная служба начала развиваться давно, поэтому, конечно, нами используется уже обкатанный опыт других стран. Например, служба домашнего визитирования впервые появилась в Великобритании, а уже позже эта технология распространилась в мире. А Швеция является родиной лекотеки - технологии, применяемой сразу в нескольких наших центрах. Лекотека - это специально организованное пространство с различными игрушками, дидактическими материалами и игровым оборудованием для малышей от шести месяцев. Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития с привлечением к работе родителей. Основной метод - игра. Играя, дети учатся познавать окружающий мир и общаться. Наблюдая за другими детьми и взрослыми, ребёнок легче усваивает навыки социализации.

К сожалению, часто специалистам наших учреждений приходится работать уже с хроническими семейными кризисами, когда приходится изымать ребёнка из семьи. И перед системой профилактики сейчас стоит задача выявлять семейное неблагополучие на ранней стадии кризиса. Этому способствует применяемая службой социальной защиты населения технология «куратор случая». В чём её суть? Когда подростка и его семью ставят на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних, за ним закрепляют куратора. Задача куратора - вывести семью и ребёнка из социально опасного положения с помощью специалистов разных ведомств и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С подростком проводится реабилитационная работа. Семьям пытаются помочь за счёт активизации их внутреннего потенциала. И эта технология даёт свои результаты. Если 2010 году 40 процентов подопечных реабилитационных приютов для несовершеннолетних были возвращены в родные семьи, то в 2011 году - уже на 20 процентов больше. Дети остались со своими родителями.

Специалисты, работающие в службе социальной защиты города, - люди неравнодушные, творческие. Они находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы. И управлением соцзащиты администрации города большое внимание уделяется обучению специалистов, работающих с семьёй и детьми, новым технологиям, успешно применяющимся в других регионах России и мира в целом. И эти технологии сейчас используются в социальных учреждениях города, но не бездумно, а с учётом наших особенностей. Разрабатывают в центрах и собственные проекты. Например, специалистом по социальной работе центра соцпомощи семье и детям «Октябрьский» Медведевой А. Н. в прошлом году создана программа «Школа компетентного родителя». Её цель - сформировать у родителей, воспитывающих детей-инвалидов, позитивное отношение к своему особенному ребёнку и перспективам его развития, снизить уровень психоэмоционального напряжения, помочь родителям создать реабилитационно-образовательную среду в семьях.

В сегодняшнем выпуске «Призвания» рассказывается и о других проектах, используемых нашими центрами в работе с детьми, семьями. Практики применяются самые разные. Тем самым нам удаётся, с одной стороны, оказывать поддержку целым категориям семей, с другой - применять в работе индивидуальный подход, потому что в каждом случае нужно учитывать особенности ситуации. В любом случае, в центре применяемых технологий, практик - семья или ребёнок, которые нуждаются в помощи.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА