Новости

Звенелки и шумелки учат дружбе и общению

Звенелки и шумелки учат дружбе и общению

«Ля-ля» на пользу лялям

Развлекаться под музыку, сидя на светлом ковре в большой комнате, полной мягких разноцветных кубиков, малышам с мамами весело и интересно. Такое обычное с виду занятие по социализации в городском центре социальной помощи семьей и детям «Первомайский» не только приносит его участникам радость, но и развивает их во всех отношениях.

Чистые звуки старенького фортепиано и слова наивной песенки зовут присоединиться к детско-взрослому хороводу, что мы и делаем. И вот уже с четырёхлетним Артуром и двухлетним Глебом и их мамами изображаем, как топчется медведь, звеним в колокольчики, наслаждаясь высоким громким звуком, поём про весну, тихо и громко стучим в барабаны. Потом вместе поднимаем обруч выше-ниже, показывая, как встаёт солнышко, поём про него и громко хлопаем в ладоши. А ещё садим семена кошачьей травки в маленькие горшочки и поливаем водой, чтобы к Пасхе они взошли и красиво зазеленели. Серьёзный Артур случайно просыпает свои зёрнышки, но, подумав, соглашается взять семена из моей ладони. Вся группа улыбается, ведь для мальчика с диагнозом «ранний детский аутизм» такой контакт с незнакомым человеком ещё одна маленькая победа. Озорной Глебка, с любопытством поглядывающий на гостей из газеты, охотно помогает всем убрать лейки и стульчики, хотя до прихода на занятия, по словам его мамы, мальчик также имел трудности с общением и не был особо активным. Уроки социализации помогают малышам с особенностями здоровья лучше понимать этот мир и своё место в нём, заводить товарищей и учат самовыражению.

Занятие ведёт социальный педагог центра «Первомайский» Наталья Гилязитдинова. Индивидуальной и групповой работой в области детской реабилитации специалист успешно занимается уже пять лет, не раз её достижения были отмечены наградами. В своей деятельности педагог опирается на мировой опыт и свои личные наработки, музыкотерапия - одна из технологий её комплексной методики.

- Музыка в целом гармонизирует человека, раскрепощает, развивает память, внимание, - говорит Наталья Гилязитдинова. - В нашей группе сегодня постоянно занимается шесть семей дошкольников, главная цель курса - социализация особенных детей, имеющих разные проблемы со здоровьем.

Педагог рассказывает, что музыкотерапия помогает ребятам с ограничениями развивать речь, улучшать координацию движений, что особенно важно для малышей с поражениями нервной системы, укреплять эмоции и волю, расширять представления об окружающей действительности. Основные навыки социализации закладываются на занятиях через совместные упражнения - хоровые песенки, передачу друг другу предметов, танцевальные движения, хороводы.

- У меня есть мальчик, который вообще не говорил, - делится Наталья Гилязитдинова. - И случилось так, что, когда на занятии я намеренно недопела фразу, он вдруг подхватил её, подпел мне! Это была настоящая победа и для меня, и для его мамы.

Каждое занятие начинается одинаково - с традиционного песенного приветствия, завершается так же особым образом: взрослые и ребята передают друг другу зажжённую свечу и прощаются. В этом однообразии нет никакой мистики, но заложен глубокий смысл.

- Детям с особенностями здоровья важна стабильность, что-то привычное, знакомое, - поясняет педагог. - Потому в занятия включены определённые ритуалы, повторяющиеся осмысленные действия, это успокаивает и расслабляет ребят.

Уроки социализации идут обычно дважды в неделю, длятся максимум полчаса и всегда проходят живо и разнообразно. В арсенале специалиста кроме музыкальных инструментов - ксилофонов, бубнов, металлофонов и прочих гремелок и пищалок - разноцветные ёжики, помогающие развитию речи через массаж ладошек, полезная дорожка из цветных палочек, стимулирующая подошвы ног и уберегая их от плоскостопия. Есть ещё гигантский мягкий конструктор, дающий возможность детской фантазии разгуляться как следует, ведь из него можно сделать что угодно: хоть дом, хоть горку, хоть кораблик.

Социальный педагог говорит, что, посещая группы, все дети меняются к лучшему. Но наибольший эффект от занятий можно достичь только когда усилия по реабилитации ребёнка прилагаются и дома.

- Очень многое зависит от активности родителей, - говорит она. - Мы ориентируем родителей на конкретный результат, помогаем им разработать домашнюю программу сопровождения.

Семейные занятия хороши ещё и тем, что они сближают взрослых и детей. Родители помогают детям выполнять задания и сами учатся правильно взаимодействовать с ребятами, лучше понимать их через общую игру. Когда взрослые не ленятся и следуют рекомендациям социального педагога, физическое и эмоциональное состояние детей улучшается значительно.

- Мы занимаемся с сентября, - говорит Ая, мама Артура. - Вижу, что сын стал гораздо общительнее, раньше он всегда держался особняком, а теперь берёт за руки других ребят.

Женщина говорит, что в центр мальчик идёт охотно, выполняет все задания, видно, что ему интересно.

- Сын начинает радоваться с порога тому, что мы пришли сюда, - делится Анастасия. - Для Глеба здесь, можно сказать, второй дом, ему всё привычно. Замечаю, что он становится более открытым, лучше идёт на контакт.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА