Новости
Платок превращается в кошку
Здесь можно узнать о традициях материнского пестования
«Петрушка, не стесняйся, выходи к ребятишкам». Тряпичная кукла, как по волшебству, появляется из рук Анны Дзюмы. «Здравствуйте, здравствуйте, а зачем вы сюда пришли?», - приветствует Петрушка малышей. «На занятие, играть и петь», - наперебой отвечают малыши и их мамы.
Семейный клуб «Фольклор с мамой» работает в центре социальной помощи семье и детям «Октябрьский» уже четвёртый год. Примечательно, что занятия ведёт волонтёр Анна Дзюма - человек увлекающийся, неравнодушный и очень любящий детей.
- По профессии я педагог-фольклорист, работаю воспитателем в детском саду, а семейный клуб дело моей души, - рассказывает Анна Валерьевна. - Некоторое время работала в школе, в детском фольклорном ансамбле. Родители с удовольствием наблюдали за творческой деятельностью своих ребят, радовались их успехами. Но на определённом этапе взросления детей расставляли приоритеты по-иному. Мамы и папы не понимали ценности русской фольклорной традиции, считали, что дополнительные занятия, к примеру иностранным языком, важнее. Но это не так. Ведь русский фольклор - это богатейший пласт культуры, который формирует общечеловеческие ценности. Сейчас я осознала, почему родители так ведут себя, - они просто не пережили в полной мере период детства, в их памяти не осталась радость от совместной игры с мамой, со сверстниками.
Потом Анна ушла в отпуск по уходу за ребёнком. Когда Саше было чуть больше года, подруга пригласила молодую маму и её сына на занятия в группу пестования для родителей.
- Раньше, когда в семье рождался ребёнок, почти каждое его действие сопровождалось материнскими напевами, поговорками, - говорит Анна Дзюма. - Мать пестовала - любила, нянчила, холила, лелеяла своего малыша. На занятия в группу пестования приходили мамочки, они играли со своими ребятишками. Нам с сыном очень понравилось такое времяпрепровождение. После первого занятия у меня были такие ощущения, будто вдыхаешь воздух от свежескошенной травы, притомившейся на солнце. Я поняла, как важно ребёнку играть со мной и как это нужно мне.
После рождения второго малыша Анна Валерьевна решила, что сама может и хочет показать молодым родителям систему взаимодействия с ребёнком, основанную на принципах народной педагогики. Так в центре появился клуб «Фольклор с мамой».
Малыши в возрасте от полутора до трёх лет приходят сюда вместе с мамами два раза в неделю.
- Мамочки осваивают колыбельные песенки, потешки, приёмы массажа, ребятишки знакомятся с шумовыми и музыкальными инструментами, народной игрушкой и другими элементами народного быта, - рассказывает Анна Валерьевна.
У малышей и их родителей развивается фантазия. Где ещё можно увидеть, как платок становится кошкой, птицей, конфетой или ушками зайчика? Или как в тарелке с манной крупой появляются различные явления природы? Любое действие сопровождается песенными напевами.
- Начиная с полутора лет, ребёнок нуждается в социальном окружении, в общении со сверстниками, - отмечает волонтёр центра. - Закрепить коммуникативные умения и навыки помогают народные игры, ведь они основаны на живом общении, живых эмоциях. В игре ребёнок учится подчиняться и руководить, уступать и настаивать на своём, вступать в разнообразные отношения с участниками процесса.
В клубе обязательно проводят традиционные праздники - Рождество, Масленицу, Пасху. К их организации подключаются и мамы - на Масленицу они шили малышам народные костюмы. Некоторым ребятишкам наряды так понравились, что они теперь ходят в них на все встречи. Вообще, почти все предметы, которые используются во время занятий - музыкальные инструменты, игрушки, - ручной работы. Многое сделал сама Анна Валерьевна. Например, расписала и украсила лентами шест, который используется во многих играх. Также раскрасила узорами деревянную лошадку, сшила лоскутные мячики, набила их грецкими орехами и горохом… Всех задумок мастерицы не перечислить.
- Занятия в клубе развивают малышей. Улучшаются их физические показатели, умственные, коммуникативные характеристики, - перечисляет Анна Дзюма. - Хорошую оценку получают изменения показателей психического состояния детей, которые наблюдаются у невролога. Снижается возбудимость, приходит в норму мышечно-двигательное напряжение. Происходят большие перемены в развитии речи, дети становятся общительнее, доверительнее к окружающему миру.