Новости
Резиденты красноярского бизнес-инкубатора предложили морозучстойчивые механические парковки
Подчинить третье измерение
Человеческая цивилизация сделала очередной рывок в развитии, когда в городах раннего Средневековья люди стали ощущать нехватку места для своих домов. Население старинных полисов увеличивалось, а территория всё также была ограничена городскими стенами. И вот тогда-то в сознании горожан произошёл переход к трёхмерному пространству - они поняли, что жилища можно строить не только вширь, но и ввысь. Так появились первые двух- и трёхэтажки.
Говоря начистоту, за прошедшие с тех пор столетия люди так и не отошли от стереотипа двухмерности. В третье измерение перебрались только здания. Эти компактные и потому удобные вместилища людей расставлены в современном городе, который остался двухмерным и продолжает задыхаться от тесноты.
И вот уже в городах XXI века снова в полный рост встала проблема нехватки места. На этот раз для автомобилей. Они пока ещё выполняют ту функцию, ради которой были изобретены - передвижение по улицам быстрее пешехода. Однако найти местечко для стоянки своего авто водителю становится всё труднее. Да что там - несложные подсчёты показывают, что пространство, занимаемое людьми на улицах города, значительно уступает пространству, необходимому автомобилям. Потребность расширения парковок не только вширь, но и ввысь стала очевидной.
Раньше остальных эта потребность стала очевидной жителям американского города Чикаго. Именно там в 1937 году появился первый АНЭТ - автомобильный накопитель элеваторного типа. У этого устройства есть много других названий: роторная парковка, парковочная система вертикального циркуляционного типа, патерностер. Принцип его действия заключается в том, что в конструкцию, представляющую собой элеватор с 9-16 платформами для машиномест, въезжает автомобиль. Механизм поднимает авто над землёй, освобождая место следующему автолюбителю. В отличие от подземного гаража такая механическая парковка занимает гораздо меньше места и не требует строительства капитального сооружения из железобетона. Соответственно требуется гораздо меньше денег, чтобы решить проблему того, где оставить машину, скажем, клерку, приехавшему на работу в центр Красноярска.
Сейчас АНЭТ нашли широкое применение в дальневосточных странах и в США. В Японии первые АНЭТ появились в 1962 году, и теперь в Стране восходящего солнца работает более десяти тысяч таких конструкций. Казалось бы - вот решение проблемы парковок в Красноярске. Однако хотя в мире и производятся различные модели подобных устройств, но большинство из них в наших природно-климатических условиях работать попросту не смогут.
Своё решение предложила фирма-резидент Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора (КРИТБИ) ООО «Паркматика». Инноваторы разработали механизированную систему парковки, спроектированную с учётом особенностей эксплуатации в условиях морозов, характерных для Сибири. В отличие от зарубежных аналогов, отечественная элеваторная парковка основана на оригинальной кинематике. Для установки именно этой системы требуется площадь около 30 квадратных метров.
- Электронную модель будущей парковки нам удалось разработать благодаря технологии лазерного сканирования и 3D печати, предоставленной центром прототипирования КРИТБИ, - говорит Дмитрий Макаренков, технический директор ООО «Паркматика». - Вслед за электронной моделью в КРИТБИ изготовлен прототип будущей парковки, на котором мы смогли отработать все нюансы нашей технологии.
В ближайшее время опытный образец будет собран, и начнётся его тестирование на прилегающей территории бизнес-инкубатора. В течение полугода на нём будут парковаться работники фирмы-резидента. Предполагается, что в дальнейшем основными покупателями парковочных систем станут ТСЖ и корпоративные клиенты.
Элеваторные парковки могут быть самого разнообразного вида. Резиденты КРИТБИ, например, пока остановились на наземной вертикальной конструкции. Но не у каждого здания может найтись рядом подходящее место. Поэтому АНЭТ можно обустроить и под землёй, и частично над землёй - комбинированные. По направлению движения тягового органа их классифицируют на вертикальные и горизонтальные. Другими словами элеваторную парковку можно смонтировать не только рядом со зданием, как показано на иллюстрации, но и, допустим, в цокольном помещении с не очень высокими потолками, но имеющим достаточную длину. Вариантов множество.
Нюанс:
В обычных одноуровневых парковках, согласно стандартам, на одно парковочное место приходится 21-28 квадратных метров на один автомобиль. Данная система позволяет сократить площадь на один автомобиль в 10-15 раз.
Ольга РУХУЛЛАЕВА, министр инвестиций и инноваций Красноярского края:
- Проект создания механизированной парковки находится на важном рубеже - тестировании своего первого готового изделия. Если всё пройдёт успешно - впереди производство опытной партии и далее серийная сборка. Самый сложный этап пройден, дальше должно начаться самостоятельное развитие. Но министерство всё равно будет держать проект на карандаше и помогать резидентам выстраивать взаимоотношения с городскими властями, проектными и строительными организациями. С учётом сегодняшней дорожно-транспортной обстановки в городе, думаю, такие парковки однозначно будут востребованы.