Новости
Как заманить кадры в школу
Пришёл на практику - остался навсегда
Без профессии учителя невозможно представить жизнь ни одного нормального общества, государства. Несмотря на то, что сегодня это одна из востребованных профессий на рынке труда, учителей в России не хватает. Нет, педагогические вузы выпускают достаточное количество специалистов, но часть из них до школы так и не доходят. Труд педагога тяжёл, и потенциальные преподаватели уходят в другие специальности, ни дня не отработав в школе. Ведь сегодня такое понятие, как «распределение», не существует, и заставить отрабатывать за полученное образование молодого человека никто не вправе.
Как восстановить цепочку между педагогическими вузами и школами, как сделать, чтобы вчерашние выпускники трудоустраивались по специальности, а не пополняли ряды офисных работников? Эти вопросы обсуждали на выездном заседании рабочей группы Министерства образования и науки РФ по институциональным изменениям в педагогическом образовании. Встреча проходила в Красноярском педагогическом университете имени В. П. Астафьева. Наш вуз предложил собственное видение решения данной проблемы, представив на суд коллег из других регионов проект «Новое в педагогическом образовании: педагогическая интернатура, универсальные образовательные модули и знаниевая мотивация через университетские сети интересного».
- Ситуация в школах сегодня характеризируется большим демографическим разрывом, - сказала исполняющая обязанности ректора КГПУ Ольга Карлова. - Костяк педагогических коллективов составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста. Можно сказать, что на данный момент бабушки учат внуков. Молодёжь же, приходящая в школу, довольно беспомощна: они не владеют техниками и технологиями, которые необходимы в современном учебном процессе.
Согласно вузовскому проекту, в краевом центре будет ежегодно утверждаться список школ, где существует необходимость в новых кадрах. В этих общеобразовательных учреждениях старшекурсники - студенты четвёртых и пятых курсов - будут проходить длительную и углублённую стажировку (интернатуру) под руководством двух наставников: куратора из университета и педагога школы. Будущим учителям предстоит проходить практику в школе не две-три недели, как это было раньше, а работать в школе три учебных четверти. Главная задача - ввести плавно, но уверенно будущего учителя в профессию, погрузив его в реальную среду, дать необходимые практические навыки. Кроме того, нужно, чтобы студент окончательно и самостоятельно определился с будущей профессией. Если кто-то решит, что стоять у доски и заниматься воспитанием ребятишек - всё же дело не для него, - это тоже результат. Потому что учитель - не только профессия, но и призвание. Чужаки в школе не нужны. Сверхзадача же интернатуры - побудить студентов после окончания вуза вернуться на работу в учебное заведение, где они проходили производственную практику.
По словам представителей вуза и городской власти, этот социально значимый проект может устранить кадровый дефицит в школах и детских садах Красноярска. На сегодняшний день 79 образовательных учреждений поддержали инициативу КГПУ и предлагают свои площадки для работы студентов в следующем учебном году.
- Для нас очень значимо, что выездная сессия рабочей группы Министерства образования России проходит в Красноярске, - сказал глава города Эдхам Акбулатов. - Обеспечение образовательных учреждений города кадрами - серьёзный вопрос. Сейчас в краевом центре строятся новые школы и детские сады, и важно, чтобы в них работали квалифицированные специалисты, причём работали качественно и эффективно, опираясь на современные программы и методики. Красноярский педагогический университет вышел с целым рядом инициатив к администрации города. В частности, специалисты вуза предлагают создать педагогическую интернатуру. Чем она может быть полезна городу? Благодаря этому новшеству, мы надеемся, будущие педагоги, получая практические навыки на рабочем месте, после окончания вуза вернутся в школы, где они проходили практику. И таким образом мы решим кадровую проблему с учителями и воспитателями. Мы обсудили данную тему на заседании общественного совета по образованию и пришли к выводу, что предложение педагогического университета очень актуально и интересно. Уже сейчас от образовательных учреждений Красноярска мы имеем около 300 заявок - столько человек учебные заведения готовы принять к себе на стажировку. Мы планируем, что педагогическая интернатура заработает в Красноярске уже в этом году.
- Ситуация с педагогическим образованием в стране довольно тяжёлая, - отметил директор департамента образовательных программ института образования НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак. - Качество подготовки учителей оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что мы запоздали с реформами в области подготовки педагогических кадров: во всех развитых странах она прошла в 90-е годы прошлого века. Это уже третья встреча, которая проходит в рамках работы комиссии по институциональной реформе педагогических вузов. Первая состоялась в Санкт-Петербурге, вторая - в Ярославе. В Сибири же мы собрались впервые. Нам показалась любопытной идея красноярского педагогического университета по поводу организации интернатуры и реализации современных программ. Мы думаем, что мысли, высказанные руководством вуза, могут лечь в основу некоторых положений институциональной реформы педобразования.