Новости
Денис Рехсон: У нас больше клубов под названием «ларёк»
Небо поманило его, когда он впервые полетел с родителями из Алма-Аты в Москву. В столице мама купила по просьбе сына книгу про самолёты - и началось… Сколько раз ему попадало от родителей за то, что он сбегал с уроков в аэропорт и часами там любовался, как взлетают и заходят на посадку самолёты, Денис Рехсон, командир авиационно-спортивного клуба «Лётная гвардия» регионального отделения ДОСААФ России Красноярского края, даже не берётся подсчитывать. Тем не менее в клуб «Икар» его привели не мама с папой, и не он сам туда пришёл. О том, кто определил подростка в лётчики, о небе и многом другом, Денис Рехсон делится с нашими читателями.
Жёлтый снег
Я родился и вырос в Казахстане в Алма-Ате. Когда учился в пятом классе, мы решили с мальчишками во дворе старого военного госпиталя залить горку. Воды поблизости не было, зато рядом в нашей школе стояли огнетушители. Сторож дядя Петя частенько любил пригубить и заснуть, мы этим воспользовались и проникли в школу через окно второго этажа. Вытащили 32 огнетушителя, большие такие, старого образца. Ну никак мы, тогда ещё совсем пацаны, не могли предположить, что жидкость в них жёлтого цвета. Горку заливали уже в темноте, и на этот нюанс внимания не обратили. Утром отправились в школу, а там уже милиция работает, разглядывает горку жёлтого цвета. И мы тут как тут в одежде, с вечера вымазанной этой жёлтой жидкостью. В общем, нас под белы рученьки и к участковому инспектору. А тот после разбирательства взял да и распределил всех участников той злополучной операции по заливу горки по разным секциям и клубам по нашим интересам. Один из товарищей постоянно что-то взрывал и поджигал, его отвели в секцию «Юный друг пожарного». В дальнейшем он поступил в пожарное училище, потом в институт, дослужился до начальника пожарной части. Ещё одного друга Алексея, который постоянно смешивал всякие жидкости, делал опыты, отправили в кружок юного ракетчика. Сейчас он защитил кандидатскую диссертацию, доцент, заведует кафедрой химического факультета одного из вузов. Третий одноклассник, мой тёзка Денис, попал в кружок авиамоделирования, так до сих пор разные модели самолётов и собирает, вся квартира в них. Ну а меня отвели в клуб «Икар» при ДОСААФ.
Первый раз я поднял в небо Як-52, тогда мне было 18 лет. Ощущение - как будто заново родился, хотелось кричать, что мы и делали. Среди нас была одна девчонка, так она плакала на протяжении шести часов с небольшими перерывами. Мы все за неё сильно переживали, но врач сказал: «Не трогайте её, это эмоции». Лично я пребывал в эйфории четыре дня. Помню, нам выдали синего цвета комбинезоны для курсантов, так я его практически не снимал. На следующий день снова были полёты, а мы ещё от первого не отошли, почти до утра не спали, разговаривали, делились впечатлениями и гордились, что смогли самостоятельно взмыть в небо. Сейчас смотрю на своих учлётов и прекрасно понимаю, что они переживают, когда впервые взлетают на дельтаплане. Сначала бегут- ничего не получается, и вот раз на пятый или шестой после инструкторских наставлений отрываются от земли и кричат! Тут у нас у одной девочки очень долго не получалось подняться на дельтаплане, как она напрягалась, землю была готова грызть, и наконец-то ей удалось оторваться буквально на 15 метров. Так ей эта высота словно тысяча метров над землёй!
В небе должен быть порядок
В нашей школе пилотов при ДОСААФ сейчас занимается сорок ребят, часть из них уже подготовлены к третьему разряду пилота - дельтапланериста, скоро будут сдавать экзамен. В настоящее время идёт оформление документов на два гектара земли в Сухобузимском районе на горе Дрокино, хотим там сделать посадочную площадку. В ближайшее время состоится собрание, где мы вместе с руководством гражданской авиации обсудим ряд вопросов организации и урегулирования полётов. Одно время там активно занимались парапланеристы, дельтапланеристы, мотопарапланеристы, но стихийно. А ведь в этом месте заходят на посадку пассажирские самолёты, поэтому здесь я полностью поддерживаю руководство гражданской авиации: «аборигенов», так мы называем незаконно летающих, здесь быть не должно, в небе нужен порядок. Ориентировочно со следующего года и мы планируем, что наши ребята сядут на самолёт. Сейчас председатель регионального отделения ДОСААФ Андрей Лещенко всячески нас поддерживает в этом направлении и делает всё для развития нашего авиационно-спортивного клуба. Летом обязательно поедем с ребятишками на сборы, возможно, побываем ещё на соревнованиях в Алма-Ате. Четверых ребят хотим отправить в Москву на выставку авиасалона МАКС. Парни собираются в дальнейшем связать свою жизнь с авиацией, один мечтает поступить в авиационно-инженерный институт, остальные в лётное училище. И я очень рад. Ведь любая авиация, будь то спортивная, гражданская или военная, заставляет думать, причём нестандартно: быстро оценивать ситуацию, оперативно принимать решения. Иными словами, мыслить здраво. Появляется выдержка, спокойствие, сплочённость, уважение к старшим пилотам. То есть настоящие мужские качества. В последнее время, не знаю по какой причине, но к пилотам гражданской авиации относятся как к водителям маршрутки, мол, линейный маршрут, вылетел из одной точки, сел в другой - всё! На самом деле это тяжёлый и серьёзный труд, нужно постоянно учиться, поддерживать себя в хорошей физической форме, нести ответственность за жизнь и здоровье других людей, разбирать чужие ошибки при полётах, анализировать, делать выводы. То же самое и в спортивной авиации. За год существования нашей лётной школы я наблюдаю, насколько меняются наши воспитанники, какими они пришли и какие сейчас. Это небо и земля. У ребят появился огонь в глазах, пришла какая-то романтика. У нас двое подростков из неблагополучных семей, поначалу ходили как ёжики колючие, закрытые, сейчас стали более раскрепощёнными, позитивными, у них появилась цель - полёты!
Болтало как осиновый лист
В небе может произойти всякое, так что нужно быть готовым ко всему, в этом я убедился на собственном опыте, когда ещё летал на дельтаплане. Рядом с Алма-Атой есть гора, её высота тысяча метров. В тот день погода была хорошей, по метеопрогнозам ухудшений не ожидалось, вот мы и стартанули. На высоте 800 метров поймали шквальный ветер около 15-17 метров в секунду. Нас болтало как осиновый лист. Аппарат оказался практически неуправляемый, пытаешься его вывести, направить к земле, а восходящие потоки этого сделать не дают. Мне тогда было всего 17 лет, нельзя сказать, что я испугался, но запомнил надолго и сделал определённые выводы. О своей жизни в тот момент как-то даже не думал, все мысли были о том, как правильно предугадать следующий шаг, приземлиться. Тем не менее небо для меня - это жизнь. Там, несмотря ни на что, чувствуешь себя спокойнее, чем на земле, оно неотрывно от тебя. Я вот смотрю на ребят, которые к нам приходят, и сразу вижу, останется или нет. Если начал заниматься ради интереса, ради острых ощущений, считаю, что это не то. Если пришёл себе что-то доказать, побороть страх, тоже не то. А вот если горят глаза, если пришёл осознанно, значит, небо - это их стихия. Таких ребят у нас большинство. У этих подростков особое отношение и к технике, для каждого из пилотов это своё, родное. Ведь когда ты садишься в самолёт, помимо твоих личных навыков ты чувствуешь свою машину, знаешь все нюансы, поведение. Ты с ней как единое целое: разговариваешь как с человеком, благодаришь, если вынесла тебя в нестандартной ситуации. Вы сели, вы на земле, всё хорошо!
Замечательный сосед
В своё время, когда ещё только собирался открывать авиационно-спортивный клуб, столько всего наслушался: «Да зачем тебе это нужно, столько ответственности, усилий - и ради чего? Всё равно ничего не получится!». Но вышло иначе, клуб создан и функционирует, а тогда я отвечал: «Если так размышлять, то давайте сядем сложа руки, да ещё и на одну лавочку с молодёжью и с пивком, или в ночной клуб рванём! Кому лучше от этого будет? И что тогда вообще с нами со всеми станет года через два?». Считаю, что руководитель клуба, инструктор, тренер - это как командир воздушного судна, который, кстати, обязательно проходит через инструкторство. И как от командира зависят сплочённые действия экипажа, так и от инструктора дисциплина, настрой коллектива. Командир тоже своего рода должен быть педагогом. И, может быть, мои слова кому-то покажутся громкими, но я хочу изменить чью-то жизнь в лучшую сторону, мне нравится работать с детьми. Вы посмотрите вокруг. Молодёжь, пьющую пиво на лавочке, мы видим, увы, чаще, чем играющую в футбол. И я считаю, что виновато в этом не подрастающее поколение, которое пьёт и курит, а мы - взрослые, которые не смогли ничем их увлечь и заинтересовать. Раньше жил с семьёй в микрорайоне Северном, где для меня примером стал мой сосед. Ему где-то около шестидесяти лет, у него два автомобиля - «москвич» и «жигули». Вечерами пацаны всей округи собирались у нас во дворе, ничем особо не занимались, лишь шумели да курили на лавочке. Вот мой сосед не выдержал и однажды подошёл к ним с предложением: «А пойдёмте я вам покажу, как машину надо ремонтировать». Мальчишки потянулись, увлеклись и каждый вечер стали ковыряться с ним в его стареньком «москвиче». Соберут двигатель, пытаются завести, не выходит, вновь разбирают. Я считаю, что это гораздо лучше, чем если бы они пили или курили.
Моему сыну четыре года, сейчас пока супруга ещё боится его отпускать со мной на полёты. Но через годик однозначно начну приобщать. Повторюсь, всё зависит от нас, от взрослых. Кто-то увлекает детей английским языком, кто-то футболом, и слава Богу, что они заинтересовывают детей. А ведь есть родители, у которых пошёл ребёнок во двор - и ладно, хоть чем-то занят! И хорошо, если он там найдёт себе занятие на дворовой площадке или в клубе по месту жительства, что маловероятно. У нас больше всего клубов под названием «ларёк». Так что делайте выводы, чему там может научиться подросток. Нужно с ранних лет заниматься с детьми, пытаться их чем-то заинтересовать, развивать их разносторонне. У меня знакомые поставили своего сына на горные лыжи в пять лет, сейчас ему девять, и он уже настоящий профессионал в этом деле. Скоро отца своего переплюнет, но папа только рад такому повороту событий. Вот и я уже понемногу ввожу своего ребёнка в авиацию, показываю видеофильмы, рассматриваем с ним книги. Он уже знает, где кабина, штурвал и так далее. Теперь дело за практикой.