Новости

Контракт, возведённый в систему

Контракт, возведённый в систему

Революции не произойдёт, но изменений много

Этого события ждали все, чья деятельность связана с государственным или муниципальным заказом. После долгих дебатов и многочисленных поправок принят 5 апреля 2013 года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В ходе предварительных обсуждений его называли законом о Федеральной контрактной системе. Правда, само слово «федеральная» из названия документа ушло. Тем не менее, речь идёт именно о том законе, который вступает в силу с 1 января 2014 года и призван заменить знаменитый ФЗ-94.

Документ очень объёмен - 185 страниц текста. Для сравнения, закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ, после внесения в него 27 законодательных изменений составляет около 140 страниц. Поэтому, даже просто прочитать текст ФЗ-44 - труд немалый. А понять и изучить его существенные особенности, еще сложнее. Однако мы, с помощью специалистов департамента муниципального заказа администрации Красноярска, попытаемся в формате импровизированного круглого стола рассказать о некоторых существенных особенностях нового закона. Ведь практически каждое муниципальное учреждение является участником закупок и ФЗ-44 для них должен стать главным рабочим документом.

Владимир Щербенин, заместитель главы города - руководитель департамента муниципального заказа:

- Недавно в Москве под эгидой Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы и Правительства Москвы прошла 10 Всероссийская выставка «Госзаказ-2013». На выставке был представлен лучший опыт работы в этой области. Состав участников был очень представительным. В частности, нельзя не отметить появление в этом перечне Федерального казначейства, роль которого, в соответствии с положениями нового закона о контрактной системе, будет очень велика. По существу, именно Федеральное казначейство должно стать главным организатором в сфере освоения бюджетных средств.

В день завершения выставки президентом России был подписан закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - тот самый закон о Контрактной системе (КС), которого давно ожидали. К сожалению, именно поэтому обсуждения нового документа на выставке были в значительной мере предположительными - ведь окончательный текст еще не был известен.

Тем не менее, с большим интересом была воспринята информация о работе правительства Москвы, которую представил заместитель мэра столицы Андрей Шаронов (кстати, один из разработчиков ФЗ-94). Он сообщил, что подразделения правительства Москвы, связанные со сферой госзаказа, уже работают в этом направлении практически год. То есть они многое освоили в инициативном порядке и считают, что появление нового закона частично в Москве уже апробировано. К сожалению, то обстоятельство, что в момент работы выставки закон еще не был принят, не способствовало его полноценному обсуждению.

По оценке правительственных чиновников, для того, чтобы закон начал работать в полную силу, необходимо подготовить около 60 нормативных документов. Из них 37 - первоочередных, которые нужно принять уже в этом году. В связи с тем, что до момента вступления закона в силу осталось меньше года, перед нами стоит непростая задача - ознакомить заказчиков с положениями закона, подготовить собственную нормативную базу, определиться в ряде направлений.

Закон о КС учитывает имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок. Он призван существенно повысить качество обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов.

При этом закон о КС должен обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвратить коррупцию и другие злоупотребления.

Им регулируются отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах, осуществлением закупок товаров, работ, услуг для госзаказчиков, мониторингом, контролем, аудитом за соблюдением требований, предусмотренных законом.

Абсолютным новшеством является общественный контроль за соблюдением норм, установленных законодательством о контрактной системе. Право контроля даётся как организациям, так и гражданам. Какими будут формы общественного контроля? Это будет установлено нормативными актами Российской Федерации. Одно можно сказать точно: органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность общественного контроля в формах, установленных законодательством.

Контрактная система предусматривает переход заказчиков на качественно иную профессиональную основу. Это означает привлечение к работе квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями, опытом и навыками в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, заказчики обязаны принимать меры для повышения квалификации должностных лиц, занимающихся закупками, путём проведения профессионального обучения.

Должностные лица заказчиков обязаны обеспечить достижение ожидаемого результата осуществления закупок в соответствии с запланированным объемом подлежащих удовлетворению нужд, а также эффективность расходования бюджетных средств. За свои действия или бездействие, в том числе, в отношении достижения запланированных результатов процедур закупок, они несут персональную ответственность. Закон не определяет, какую именно. Очевидно, это будет определено в подзаконных актах.

Одним из краеугольных положений закона является принцип конкуренции. Это означает, что контрактная система будет способствовать созданию равных условий между участниками закупок и соблюдению ценовой и неценовой конкуренции. Процедуры закупок должны быть доступными, то есть, любое заинтересованное лицо, соответствующее требованиям российского законодательства, должно иметь возможность участия в торгах. Любые действия заказчика, ограничивающие конкуренцию, запрещены.

Ирина Серебрякова, заместитель руководителя департамента муниципального заказа - начальник правового отделаИрина Серебрякова, заместитель руководителя департамента муниципального заказа - начальник правового отдела:

Понимание закона начинается с основных понятий, которые в нём используются. Основополагающим в законе является понятие «контрактная система». Что она представляет? Первой составляющей этого понятия является совокупность всех участников контрактной системы. К участникам КС относятся: федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок. Участниками контрактной системы также являются заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками, подрядчиками или исполнителями. В контрактную систему также входят уполномоченные органы и учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок. Особым участником контрактной системы признана государственная Корпорация «Росатом», осуществляющая закупки в особом режиме. Второй составляющей контрактной системы является совокупность всех действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Закон о КС чётко трактует понятие закупки, как совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика и завершается исполнением обязательств по контракту, под которым подразумевается договор, от имени Российской федерации, её субъекта или муниципального образования, направленный на обеспечение тех или иных нужд. В отдельных случаях, когда законом не предусмотрено размещение извещения о закупке или приглашения принять участие в определении поставщика, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами.

Муниципальным заказчиком в сфере местных закупок может являться орган или казённое учреждение, действующие от имени муниципального образования и уполномоченные принимать в соответствии с бюджетным законодательством бюджетные обязательства, и осуществляющие закупки. Бюджетное учреждение выступает заказчиком при осуществлении закупок за счет субсидий, выделяемых ему из бюджета

Что касается участников закупок - то ими могут быть любые юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Роман Климович, начальник отдела планирования и контроля департамента муниципального заказаРоман Климович, начальник отдела планирования и контроля департамента муниципального заказа:

Сегодня время высоких информационных технологий, а объём информации в сфере госзакупок - колоссален. Закон о КС ставит задачу сделать эту информацию общедоступной - она будет аккумулироваться в Единой информационной системе, в результате станет возможным получение данных и их анализ по всем этапам государственных и муниципальных закупок, за исключением информации ограниченного доступа.

Информация будет размещаться на официальном сайте Российской Федерации и предоставляться бесплатно. Соответственно, равный доступ к ней получат как представители контролирующих органов, так и участники торгов.

В целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, закон о КС выводит процесс планирования закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на более высокий, по сравнению с 94-ФЗ уровень, исходя из мероприятий, программ, и иных документов, определяющих цели и задачи органов управления.

Для этого предусмотрено двухэтапное планирование.

Первый этап - планы закупок товаров, работ, услуг. Они формируются на срок, соответствующий сроку действия муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете, исходя из мероприятий и государственных программ Российской Федерации, целевых программ, планов и программ развития субъектов Федерации и муниципальных образований.

Второй этап - планы-графики, содержащие перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являющиеся основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в на основании планов закупок.

Согласно закону о КС, заказчиком должна быть обоснована необходимость осуществления закупки при формировании плана закупок и плана-графика, и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом настоящего Федерального закона и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок (в том числе муниципальным правовым актам). Также при формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Все планы закупок, после их утверждения, подлежат размещению в единой информационной системе. Исключение составляют только сведения, являющиеся государственной тайной.

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с требованиями закона о КС. Ответственность за нарушение требований к обоснованию закупки весьма серьёзна - должностные лица несут дисциплинарную (вплоть до увольнения) и административную ответственность.

Надежда Лузан, заместитель руководителя департамента муниципального заказаНадежда Лузан, заместитель руководителя департамента муниципального заказа:

Закон о контрактной системе предлагает несколько конкурентных способов проведения закупок.

Прежде всего, это конкурсы. Они подразделяются на открытые и закрытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием (открытые и закрытые), а также двухэтапные, которые тоже могут быть как открытыми, так и закрытыми.

Открытый аукцион может проводиться только в виде электронного аукциона либо в форме закрытого аукциона. Кроме того предусмотрены формы запроса котировок и запроса предложений.

Заказчики также смогут осуществить закупки у единственного поставщика.

Если у двух и более заказчиков возникают потребности в одних и тех же товарах, работах или услугах, они вправе провести совместную процедуру закупок.

К участникам процедур закупок предъявляется ряд требований. Они должны быть правомочны заключить контракт, не находиться в состоянии банкротства. Кроме того, деятельность участника не должна быть приостановлена по иным, установленным законом обстоятельствам. Одним из важных требований является отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджеты и государственные фонды за последний отчётный период, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника. Участник также не должен быть включен в реестр недобросовестных поставщиков. У физических лиц и должностных лиц организаций, участвующих в процедуре закупок не должно быть судимостей за преступления, связанные с их профессиональной деятельностью, предоставлением заведомо ложных сведений. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности, заниматься определённой деятельностью и административная дисквалификация также вычёркивают претендента из списка участников. Данные требования к участникам процедур закупок заказчиком устанавливаются в документации о закупках.

Заказчик обязан будет отказаться от исполнения уже заключенного контракта, если обнаружит, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам процедуры закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Правительство РФ вправе устанавливать для отдельных видов закупок дополнительные единые требования к участникам, в том числе: наличие финансовых, материальных и трудовых ресурсов для исполнения контракта, а также опыт и деловая репутация.

Важным является то, что заказчик, в документации о закупке вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Этот критерий включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующее обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт и утилизацию.

Владимир Щербенин, заместитель главы города - руководитель департамента муниципального заказа:

При общем подходе, обеспечивающем равный доступ любого участника к системе закупок, закон, все же выделяет ряд категорий, пользующихся преимущественными правами.

Законом о КС устанавливаются преимущества для следующих категорий: предприятиям и учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным некоммерческим организациям.

Для выполнения функций по планированию и осуществлению закупок, существует возможность создания как специализированных структурных подразделений - контрактных служб заказчика, так и определение должностного лица - контрактного управляющего.

Контрактная служба или контрактный управляющий будут осуществлять определенные функции и полномочия. Участвовать в подготовке планов закупок, разрабатывать план-график и изменения в него, размещать подготовленный документ в единой информационной системе. Осуществлять подготовку проектов документаций об осуществлении закупок. Наконец, осуществлять закупки, в том числе и заключение контрактов. В настоящий момент в городе действует схема, также предусмотренная законом о КС - функции организации и проведения закупок возложены на уполномоченный орган.

В заключение, хотелось бы еще раз отметить наиболее значимые особенности закона. Во-первых, высокая преемственность. Существующая система государственного и муниципального заказа в большой степени интегрирована в нормативную базу нового закона о КС. Это означает, что революционной ломки не произойдёт.

Во-вторых, право заказчика выбирать форму торгов, причём приоритет отдан открытому конкурсу. Это означает, что у заказчика появятся более «точные инструменты» при отборе исполнителя.

В-третьих, появление антидемпинговых мер, что, конечно, надо приветствовать.

Наконец, предусмотренная законом возможность одностороннего отказа от исполнения контракта существенно упростит для заказчика ситуацию в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения контракта.

Основные новации закона о контрактной системе, в сравнении с законом о госзакупках

Основные положения

Закон о КС

Закон о госзакупках 94-ФЗ

Неограниченный доступ к информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита контракта

Предусмотрено (ст. 4).

Отсутствует

Общественный контроль за закупками

Предусмотрен (ст.102).

Отсутствует.

Общественное обсуждение закупок

Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок (ст.20).

Отсутствует.

Институт контрактной службы заказчиков

Предусмотрена возможность создания контрактной службы или назначение контрактного управляющего (ст. 38).

Отсутствует.

Планирование на очередной год, плановый период, долгосрочную перспективу

Предусмотрено (ст. 16, 17).
В обязательном порядке с 2015 года.

Отсутствует.

Антидемпинговые меры

Предусмотрена обязанность участника закупки при подаче заявки, содержащей предложение о цене контракта ниже на 25% или более начальной (максимальной) цены контракта, предоставить обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза больше установленного документацией либо подтвердить свою добросовестность
(ст. 37).

Отсутствует

Закупки способом запроса предложений

В том числе при осуществлении закупок:
-лекарственных средств по жизненным показаниям,
-при признании повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися,
-при расторжении контракта на основании отказа заказчика от исполнения контракта (ст.83)

Отсутствует.

Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта

Предусмотрено.
(ст. 95).

Отсутствует.

Аудит результатов исполнения контрактов

Предусмотрен (ст. 98).

Отсутствует.

Владимир Щербенин, заместитель главы города - руководитель департамента муниципального заказа:

Для того, чтобы закон начал работать в полную силу, необходимо подготовить около 60 нормативных документов. Из них 37 - первоочередных, которые нужно принять уже в этом году. В связи с тем, что до момента вступления закона в силу осталось меньше года, перед нами стоит непростая задача - ознакомить заказчиков с положениями закона, подготовить собственную нормативную базу, определиться в ряде направлений.

Ирина Серебрякова, заместитель руководителя департамента муниципального заказа - начальник правового отдела:

Закон о КС чётко трактует понятие закупки, как совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика и завершается исполнением обязательств по контракту.

Роман Климович, начальник отдела планирования и контроля департамента муниципального заказа:

Сегодня время высоких информационных технологий, а объём информации в сфере госзакупок - колоссален. Закон о КС ставит задачу сделать эту информацию общедоступной - она будет аккумулироваться в Единой информационной системе, в результате станет возможным получение данных и их анализ по всем этапам государственных и муниципальных закупок, за исключением информации ограниченного доступа.

Надежда Лузан, заместитель руководителя департамента муниципального заказа:

Заказчик обязан будет отказаться от исполнения уже заключенного контракта, если обнаружит, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам процедуры закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА