Новости

Мама красноярского олимпийца Алексея Ковригина: «Будем надеяться на внучек и внуков!»

Мама красноярского олимпийца Алексея Ковригина: «Будем надеяться на внучек и внуков!»

Cегодняшняя собеседница «СТАДИОНА» Марина Ковригина - мама дважды олимпийца Алексея Ковригина. Завершив выступления в профессиональном спорте, Алексей сейчас возглавляет спортивно-оздоровительный комплекс железнодорожников, директор плавательного бассейна «Локомотив».

- Марина Георгиевна, Ваш сын признаёт, что его выбор плавания был во многом предопределён именно родителями. Это на самом деле так?

  • Да, всё действительно так. Когда Лёша был совсем ребёнком, вопрос в нашей семье стоял не о возможных его рекордах в будущем, а об его здоровье. Он часто болел простудными заболеваниями, поэтому мы и задумались: в каком виде спорта он мог бы укрепить свой организм? В итоге выбрали плавание - оно закаляет, делает растущего человека выносливым, крепким. Так что первоклассником он у нас отправился в бассейн.

- Трудно было растить ребёнка-спортсмена, для которого занятия на водных дорожках со временем стали гораздо большим, чем просто оздоровительное купание?

  • Должна сказать, что особых сложностей я абсолютно не испытывала. Для меня, как для мамы, главная трудность заключалась, наверное, в одном: в том, что ребёнок практически постоянно куда-нибудь выезжал. Сборы, проводы, ожидание, переживания - к этому действительно очень трудно привыкнуть. А во всём остальном трудностей попросту не было. Серьёзные занятия спортом наоборот стимулировали сына к дисциплине, трудолюбию, сосредоточенности. А это, согласитесь, одни плюсы. Может, вы и не поверите, но, занимаясь спортом, Лёша воспитывал и меня.

- Неужели такое возможно?

  • Ещё как! Представьте: он - совсем ещё юный школьник, а утренние тренировки для них, пловцов, начинались, можно сказать, ещё до восхода солнца. Впрочем, почему «можно сказать»? Зимой это было именно так. Дорожки в плавательном бассейне тогда, да и, наверное, и теперь остаются расписанными поминутно - желающих очень много. Поэтому тренировки для ребят-спортсменов начинались рано утром, в 6 часов, в 6.30. В общем, к восьми утра Алексей уже возвращался домой после своей утренней тренировки, а я, его мама, в это время ещё только спешно готовилась отправиться на работу. Тут, сами понимаете, поневоле упрекнёшь себя: ты вот опаздываешь, суетишься, а ребёнок-то твой уже вон сколько успел за эти часы! А ведь ему ещё и в школу предстояло отправиться. Вечером у него опять заплывы: три тренировки в день. Это очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о ребёнке. Ежедневно Лёше нужно было проплыть 11-12 километров. Такое расстояние и пешком пройти сложно, а тут надо было преодолеть их вплавь. Так что пример самоотдачи и работоспособности сына для меня был очень показательным и подстёгивающим.

Не исключено, что корни спортивных успехов сына были заложены в нашем роду. Наша бабушка, например, на спор переплывала реку, отличным пловцом был и дедушка.

- Помните первую медаль Алексея, его первую спортивную победу?

  • Безусловно, помню. Ему в ту пору было лет девять. Те соревнования были зональными - российские чемпионаты Алексею ещё только предстояли. Они тогда отправились в Юргу. Должна сказать, что уже в ту пору у него сложилась определённая нацеленность: я должен, обязательно должен победить. С тех соревнований Алексей привёз домой не одну, а сразу четыре медали, стал победителем и призёром на четырёх дистанциях.

- Опять же из откровений самого Алексея: он не скрывает, что в его спортивной карьере был момент, когда он готов был всё бросить. Вы, как мама, знали об этом кризисе? Единственным ли он стал в карьере сына?

  • Это было после его первых Олимпийских игр. Когда ты ребёнок, и когда у тебя всё получается, это - одно. Но когда ты уже в олимпийской сборной, где от тебя ждут совершенно других результатов, это совсем иное. Вроде бы столько работы проделано, а результата всё нет. И Алексей действительно начал терзаться: может, уже пора заканчивать со спортом… До этого он не рассуждал, он просто работал - упорно, ежедневно. И вот это упорство, свойственное ему с детства, считаю, и помогло сыну вновь обрести уверенность в себе. Испытание показало, что у него есть характер - характер бойца. Это натура такая - ему обязательно необходимо действие. И победа.

- Марина Георгиевна, как считаете: а стоит ли вообще родителям особо опекать своё чадо? Допустим, учится ребёнок неплохо, мысли в его голове вроде бы вполне здравые, зачем же подталкивать его к ещё чему-то, направлять, тем более диктовать, заставлять?

  • Считаю, что родителям нужно тщательней присматриваться, что именно ребёнку хочется. Это, уверена, и есть самое главное - суметь найти то, чем он мог бы по-настоящему увлечься, с удовольствием хотел бы заниматься. Меня, к сожалению, в детстве родители страстно стремились приобщить к музыке. И это приобщение было действительно диктатом. Я понимала, что это не моё. Конечно, наперекор родительской воле не пошла, делала всё, на чём они настаивали. Но позднее к музыкальным занятиям не возвращалась - не угадали! А у Алексея всё шло легко. Он вообще без воды себя не мыслил. Приходил из бассейна с красными от хлорки глазами, но довольный, счастливый. Ему ещё очень нравились сами сборы - выезды, кипучая состязательная спортивная жизнь.

- Фамилия Ковригиных до спортивных побед Алексея добивалась вершин? Ваши спортивные семейные пристрастия случайно не становились примером для сына?

  • Не исключено, что корни его спортивных успехов заложены в нашем роду, потому что бабушка у нас, например, на спор переплывала реку. Значит, пловчихой она, соответственно, была хорошей. Дедушка тоже отличный пловец. А вот мы с мужем - увы и ах, люди не совсем спортивные. Я, признаться, только фигурное катание люблю смотреть. А вообще Ковригины - это казацкий род. Под Красноярском есть даже деревня Ковригино, оттуда они и пошли. Бабушка Алексея, я её в живых, к сожалению, не застала, как ни удивительно, выбрала мужскую профессию - она работала кузнецом в металлургическом цехе на комбайновом заводе. Медали, грамоты, достижения в нашем роду были трудовыми. Чувство лидерства в Ковригиных присутствовало всегда. Лично я по натуре больше творческий человек. В своё время окончила Суриковское художественное училище, но когда для себя поняла, что высот с маленькими детьми не достичь, что передо мной выбор - либо заниматься карьерой, либо семьёй, - выбрала второе: пускай я буду матерью. Выбор, по-моему, сделан правильный, по крайней мере, я о нём ничуть не жалею.

- Если честно, не испытывали чувства материнской, женской ревности к тренеру сына? Ведь она, Ирина Родина - тоже женщина и проводила с ним времени, наверное, ненамного меньше, чем Вы, мама?

  • Нет, в этом плане я была абсолютно спокойна. Скорее наоборот: если бы тренером у Алексея оказалась не женщина, вот тогда бы, наверное, какое-то чувство, может, и возникло. Я знала, что Ирина Аркадьевна Родина - это человек замечательный, что она как наседка со своими ребятишками-пловцами. И мастер признанный. Поэтому никаких ревностных чувств даже не появлялось. Мы и сегодня поддерживаем с ней отношения, встречаемся, общаемся. Я в курсе её семейных дел, она - наших.

- Сегодня Алексей - частый гость всяческих встреч, спортивных мероприятий, торжественных открытий. Вам, его маме, тоже приходится принимать такие приглашения?

  • Нас, матерей, скорее чаще чествуют, чем приглашают к участию в каких-то торжествах. Не скрою, что такое чествование всегда приятно. Приятно было получать поздравления от администрации города, мэра Петра Ивановича Пимашкова, никогда не забывали. А Эдхам Шукриевич Акбулатов в прошлом году впервые собрал всех нас, мам красноярских спортсменов, вместе, поздравил с женским праздником. Встреча получилась душевной, с теплотой вспоминаю о ней до сих пор.

- Большой спорт, к сожалению, имеет и свои минусы: работа над рекордами заставляет спортсмена отказываться от многого. Не оставила ли спортивная устремлённость Вашего сына без настоящих друзей?

  • Рядом с Алексеем по жизни всегда было много хороших людей. Окружали его, конечно, в первую очередь спортсмены, они были для сына самыми близкими. Это и Ирина Аркадьевна, и её ребятишки-пловцы, Ваня Усов, Саша Здолбицкий, ещё очень многие ребята. Все они старше Алексея, но они были отличными друзьями, всегда опекали его, помогали. Эта дружба, мне кажется, тоже сыграла свою роль в его спортивном становлении. Лёша тянулся к тем высотам, которые его старшим друзьям уже стали доступны. И благодаря им постоянно повышал планку, не желая отставать.

- Алексеем сегодняшним, расставшимся с большим спортом, ставшим директором спортивно-оздоровительного комплекса, довольны?

  • Вы знаете, у него до сих пор нет такого, что вот, мол, предел - я сейчас директорствую, и всё, этого мне достаточно. Нет, это не Алексей! Ему нравится кипучесть, энергия, работа, постоянно новые отношения, свежие впечатления. Меня это только радует, и сыном своим, его устремлённостью я, конечно, очень довольна.

- Выходит, что спокойствия в семье Ковригинах так и не наступило?

  • Нет, не наступит. Потому что он очень деятельный, надеяться на обретение спокойствия не приходится, и, по-моему, это здорово.

- Мы беседуем исключительно об Алексее, а кто у него мама? Пока я успел узнать о Вас совсем немного: Вы закончили Суриковку, любите фигурное катание…

  • Я - человек не публичный. Абсолютно. Это точно. А интересует меня, как и сына, тоже очень многое. Мне хочется повидать другие страны. Кстати, я очень заядлый коллекционер, так что свой собственный мир увлечений у меня тоже есть. И он разносторонний. Вот только спортивными пристрастиями, как я уже призналась, мы с мужем похвалиться не можем. Вместе мы уже тридцать с лишним лет. Говорят, что супруги с годами становятся похожими друг на друга. По-моему, это верно. У нас с ним одинаковые взгляды на жизнь, интересы: любим искусство, выезды на природу, музыку.

- Музыку? Значит, детские подневольные музыкальные занятия оказались всё же ненапрасными?!

  • Конечно. Ещё раз убедилась, что бесследно в жизни ничего не проходит.

- Марина Георгиевна, есть ли надежда, что красноярская фамилия Ковригиных ещё поднимется на Олимп? Есть, кому продолжить спортивную славу?

  • На младшего сына рассчитывать не приходится - он у меня по профессии программист. Но и он, и Алексей, в конце концов, я считаю, ещё очень молоды, а значит, продолжение рода Ковригиных возможно, и кто его знает… Будем надеяться на внучек и внуков!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА