Новости
«Мы пришли из Красноярска»
Эти слова написал на рейхстаге капитан Георгий Любиков. Все мужчины из этой красноярской семьи сражались с немецкими захватчиками. Первым, в июне 1941 года, ушёл глава семьи Василий Михайлович, капитан медслужбы, вторым в декабре - старший сын Николай, водитель. Младший Георгий, чтобы тоже быть полезным, после окончания 9-го класса поступил в фельдшерскую школу, где учился с Иннокентием Смоктуновским. Георгия призвали в августе 1942 года, до окончания училища, - зачислили санинструктором в 619-й артиллерийский разведывательный дивизион (ОАРД) резерва главного командования. В сентябре новобранцы уже были в районе Сталинграда. Артдивизион должен был следить за вражескими самолётами, прикрывать свои объекты.
Георгий увидел страшные разрушения. «Немцы, пытаясь завоевать город, зверствовали на нашей земле, - вспоминает ветеран. - Сначала у меня был страх, а потом привык. Бегал, пригибаясь, от одного орудия к другому, чтобы оказать первую помощь. Останавливал кровь, забинтовывал, отправлял в медсанбат тяжелораненых. Легкораненые, получив первую помощь, отказывались уходить из дивизиона».
В конце сентября обстановка была очень тяжёлая, немцы захватили центральную часть города, Мамаев курган, местами вышли к Волге. Враг пытался стереть с лица земли город. Георгий Васильевич со слезами на глазах вспоминает узловую станцию «Гумрак» под Сталинградом, где от вражеских бомбардировок погибли люди, были уничтожены железнодорожные составы, вокзал. Ветеран говорит, что ожесточённее сталинградских боёв не видел, хотя позднее был участником Центрального и 1-го Белорусского фронтов.
Знаменательное событие для Любиковых произошло в городе Магдебурге под Берлином, - отец встретился с младшим сыном Георгием, которого он ласково называл Жорой. Георгий Васильевич рассказывает, что это было самое трогательное событие в его жизни.
Демобилизовали сержанта Любикова в 1948 году. Он закончил прерванную войной учёбу, работал судовым медиком на пароходе «Иосиф Сталин». Затем после получения юридического образования был направлен прокурором района в Тюхтет. Здесь встретил молодой человек свою любовь Тамару, тоже юридического работника, младшего лейтенанта госбезопасности, прошедшую Брянский, Белорусский, Дальневосточный фронты. В счастливой семье родились дочь и сын. Часть их жизни прошла в краевом центре.
Семье Любиковых повезло - все трое защитников Отчизны вернулись с войны домой: глава семьи Василий Михайлович, сопровождавший фронтовые санитарные поезда, шофёр Николай, получивший тяжёлое ранение, младший Георгий, санинструктор. Георгий Васильевич хранит письма, которые он и его отец писали с фронта домой. Такими были весточки с войны…
20 июня 1941г. От главы семьи.
«Привет, друзья! У меня все в порядке, а как у вас? Хорошо ли работаете, дружно ли живёте? Стоим со своим поездом больше часа. По здешнему времени 11 часов, у вас 7, встали уже? Вчера почтой перевел вам 250 руб…
Со мной работают и живут в одном купе Катунин Александр Иванович и Юдин Иван Данилович, познакомьтесь с их семьями, они живут недалеко - на ул. Маркса и Перенсона. Мы тут дружны, питаемся вместе. В случае если от меня не будет писем, узнавайте у них. Дают путь, привет всем. В Любиков».
«25 июля 1941 г. Привет из Рузаевки, здоров. Еду на Волгу и завтра к вечеру обратно на разгрузку. Под Вязьмой видел несколько человек красноярцев, которых встречал в госпитале. Получили ли деньги? Привет всем. В. Любиков».
«24 августа 1942 года. Баку. Привет, Люся. Не писал очень давно, была тому причина, у меня всё в порядке. Как дети, Коля, Жора? Храню их фотокарточки. Писать некогда, начали разгрузку раненых санпоезда. Будь здорова. Сердечный привет ребятам. Встретимся… Привет всем во дворе. В. Любиков».
«19 января 1942 г. Дорогая Люся, привет, мои наилучшие пожелания. Где ребята, что делают? Адреса постоянного у меня нет, попробуй написать на Куйбышев. РЭП 51… или Сызрань…, авось этим путём поедем. Уже давно писал и от вас не получал. Ответ наверно получите с Кавказа. Особого ничего нет. Напиши адреса ребят. Привет всем. В. Любиков».
«24 февраля 1942 года. Здравствуй, Коля. Наступило время, когда и я, и ты, мой сын, на службе в РККА. Пожалуй, скоро к нам придёт и Жорка. Останется дома одна мать… А для нас с тобой наступила пора экзаменов. Если выдержим, будем полноценными гражданами Советского Союза. Плохо выдержим, будет стыдно. Я думаю, что мы с тобой не хуже других и ни за что не отстанем. Будем честно выполнять данную нами присягу. Жду письма. Отец».
«…февраля 1943 г. Здравствуй, сынок Жора. Если тебе дана возможность учиться, например, изучать винтовку, гранату, учи крепче, пригодится. Потом приезжай к нам. Не так уж тут страшно. Сколько раз он разбойник-фашист бросал в нас смерть и не попадал, не умеют. Жду писем. Целую. Отец».
«10 февраля 1943 г. Здравствуйте, мама, тетя Маня, Алла. Не писал, некогда было. С 10 января находимся на Сталинградском фронте (вычеркнуто цензурой). Был в Сталинграде и его окрестностях. Там столько фрицев осталось после нашей бомбардировки. И с воздуха бомбили, и артиллерия, и «катюши». Я нахожусь(вымарано цензурой). Немало трудностей перенесено, но ещё много впереди. Сталинград стал советским, и наши войска продвинулись на Запад. Я подрос, мне исполнилось 19 лет в боевых условиях. Всего хорошего. Ваш сын Георгий Любиков».
«14 апреля 1943 г. Добрый день, дорогие родные, друзья. Я стал большой, наверно, теперь не узнаете. Погода тёплая, скоро 1 мая. Я вспоминаю прошлогодний май, когда был дома… Почему редко пишете? Большой привет всем. Поздравляю с праздником.
Где воюют Николай и папка, дядя Митя? Как живут тётя Маня и Алла?
Если есть, то пошлите фотокарточку. Ваш Георгий Любиков».
«4 августа 1944 г. Здравствуй, мама, желаю тебе всего хорошего в твоей жизни и работе. Пишу письмо из далекого края. Получил письмо от брата Николая, был ранен, вылечили. В Польше много яблок, все дёшево. Радио приносит радостную весть - об успешном наступлении наших войск. Недалёк тот час, когда разобьём проклятого врага, который отнял нашу счастливую жизнь. Получил письмо от тёти Мани. Она едет домой. Привет соседям. С горячим приветом. Крепко целую, твой сын Георгий».
«22 декабря 1945 г. Здравствуй, мама! С новым 1946 годом! Поздравляю и желаю всего наилучшего в твоей жизни. Этот год, дорогая мама, будет годом нашей долгожданной встречи и весёлой жизни в мирное время. Всем привет. Крепко целую. Твой сын Георгий».