Новости

Известные красноярцы вспоминают о своих родных, жизнь которых была опалена войной

Известные красноярцы вспоминают о своих родных, жизнь которых была опалена войной

Война не обошла стороной ни одну советскую семью, оставив след в судьбах миллионов людей. Кто-то мужественно защищал свою страну в боях с оружием в руках, кто-то самоотверженно трудился в тылу. Кто-то жил на оккупированной территории под постоянным прицелом немцев, а кто-то голодал в блокадном Ленинграде.

Многим, очень многим людям было не суждено пережить это страшное время. Но родные, близкие все эти годы бережно хранят память о героях, погибших на войне. Помнят и о боевых, трудовых подвигах тех, кому повезло остаться в живых, кто восстанавливал после войны страну.

Сегодня известные красноярцы вспоминают о своих родных, жизнь которых была опалена войной.

Алексей МЕНЩИКОВ, председатель совета Гражданской ассамблеи Красноярского края:

  • Мой дед - Николай Михайлович Менщиков родом из Зауралья, из Курганской области, прошёл всю войну и закончил её командиром артиллерийской батареи в Германии. Видел своего деда я всего два раза в жизни, так уж получилось, что жил он за Уралом, а я родился уже в Сибири. О каких-то боевых эпизодах дед не рассказывал никогда. Я думаю, он не хотел ворошить воспоминания, ведь тогда прошло не так много лет после окончания войны, и ощущения были настолько яркими. Но я с детства запомнил его фотографию, сделанную на фронте. Дед стоит в гимнастёрке с боевыми наградами и выглядит очень взросло. В то время ему не было еще и 40, но на снимке ему много - лет 60, не меньше. У меня с детства сохранилось ощущение того, что война людей старила, то поколение людей было более взрослым. И когда я вырос, стал понимать разницу между людьми, прошедшими войну и её не видевшими. Так меня поразил дед на фото.

А ещё благодаря своему деду я до сих пор хорошо помню стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста». Его во время войны с удовольствием читал мой отец. А я благодаря этому стихотворению ощущаю себя внуком артиллериста.

От своего деда я помню одну очень говорящую фразу про День Победы. Он говорил: «В День Победы последние штаны продай, но рюмку выпей». Я понимаю, что для него Великая Отечественная война была очень серьёзным этапом жизни. Ведь, судя по его боевому пути и наградам, трусом мой дед не был. Он командовал фронтовой батареей, а значит - вступал в боевой контакт непосредственно с противником.

Александр ЕРОФЕЕВ, старший тренер шахматной сборной Красноярского края:

- Я навсегда останусь благодарен своему отцу за то, что он подарил мне главное - жизнь и за то, что отстоял мирную жизнь для всех остальных. Мы, его дети, внуки и, уверен, правнуки, всегда будем гордиться тем, что он был фронтовиком, прошёл всю войну. Что воевал достойно и мужественно, заслужил высшую воинскую награду - стал Героем Советского Союза. Отец был командиром мотострелкового батальона, я до сих пор наизусть помню строки из наградного Указа: «Капитан Григорий Петрович Ерофеев отличился при прорыве обороны противника в ходе Белорусской операции 28 июня 1944 года. Батальон 664-го полка под его командованием захватил 25 орудий, 9 тягачей. Будучи тяжелораненым, не покинул поле боя…». Отец всегда был для меня примером и учителем-наставником. В том, что в мою жизнь вошли шахматы, что я в итоге выбрал профессию тренера - конечно же, есть и влияние отца, страстно любившего эту умную игру. В 1996 году я предложил провести в городе шахматный турнир, который был по достоинству оценён красноярскими шахматистами, получил название Кубер - Кубок Ерофеева и вскоре стал ежегодным. В 1999 году, когда отца не стало, этот турнир, успевший широко раздвинуть свои границы, было решено посвятить его памяти - памяти Героя Советского Союза Григория Ерофеева. День Победы для меня, для всей нашей семьи всегда был самым торжественным праздником. Нынешний станет для нас особенным, ведь в этом году моему отцу исполнилось бы 100 лет. Салютом в его честь и на этот раз станет очередной памятный турнир его имени - уже семнадцатый по счёту.

Евгений Зыков, директор архитектурной мастерской «Тектоника»:

  • Мой дед по матери Марк Григорьевич Ключенко прошел всю войну и вернулся домой после контузии. Жил он в Манском районе в деревне Нарва, работал в сплавконторе местного леспромхоза, был отличным столяром. До сих пор помню, как дед Марк мастерил для местного детского сада различные игровые избушки, кораблики.

Умер он, когда мне исполнилось шесть лет, но до сих пор помню его. Для меня он был лучшим другом и товарищем по играм. Игры у нас были все мирные, в войну мы никогда не играли. Да и не любил дед рассказывать о том времени на фронте. Наверное, берег мою детскую психику. Мне было не так много лет, чтобы мои дедушки, воевавшие по-настоящему, на передовой, рассказывали ребенку страшную правду о такой жестокой вещи, как война.

Только когда я уже вырос, мама рассказала мне, как моего деда контузило, а потом его взяли в плен. В плену он находился в Финляндии, и чудом оттуда вернулся. Именно маме дед Марк рассказал о своем фронтовом товарище, которого потерял в одночасье. Говорит: сидели с ним разговаривали, повернулся к другу, а тот уже мертвый лежит - его осколком задело. Для матери это было шоком. Родители рассказывали мне, как мучился дед Марк от болей после контузии. А по ночам кричал во сне: «Ура! Вперед! В атаку!». Мама и тетушка посмеивались тогда над ним, ведь они не видели всех ужасов той войны.

Праздник «День победы» был для деда святым днем, а вот расспросов про войну он не любил, предпочитая рассказывать о мирных временах. И когда 9 Мая один подвыпивший молодой человек пристал к нему с вопросом: «Дед, ну скажи, сколько ты немцев на войне убил?», он ничего ему не ответил, встал из-за стола и ушел. А на его глазах навернулись слезы.

Анатолий ХЛОПКОВ, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Красноярского государственного ансамбля песни «КрасА»:

  • Я родился через год после Победы. С самого раннего детства хорошо помню, какая атмосфера царила 9 мая в нашей семье. К этому празднику всегда относились с пиететом. История моей семьи неразрывно связана с войной. Мой дядя Павел Хлопков вернулся домой через несколько лет после окончания войны. Он числился без вести пропавшим. Только когда переступил порог родного дома в конце сороковых, мы узнали, что он три раза побывал в плену и три раза бежал. В последний свой побег он был очень истощён, его долго выхаживала то ли латвийская, то литовская семья. Он даже прижился в Прибалтике, но его тянуло домой.

А моя тётя служила в специальном подразделении - комендатуре, которая занималась судебными делами изменников Родины. В мирной жизни она работал в суде. Хотя воевавшие люди обычно скупы на рассказы о своём боевом прошлом, мы потихоньку выуживали информацию о войне. Именно они, мои кровные родственники, сформировали то правильное и чистое отношение к этому великому празднику - Дню Победы, который сегодня я уже отмечаю со своими детьми и внуками.

Особое внимание военная тематика занимает и в репертуаре нашего коллектива - ансамбля «КраСа». Ежегодно ко Дню Победы мы готовим специальную программу, куда включаем песни, которые были созданы в сороковые годы прошлого столетия.

Девичье зеркальце - осколок танка

Марина МАЛЫШЕВА, депутат Красноярского городского Совета, директор школы № 86:

- Я уверена в том, что День Победы всегда будет великим праздником для нашей страны, никогда эта дата не будет отмечаться формально.

Отлично помню, как праздновали День Победы в моём детстве, когда ещё было много фронтовиков в живых. В нашем доме на улице Калинина все соседи выносили во двор столы, накрывали, пели все вместе песни под гармошку, танцевали и, конечно, плакали по погибшим. Мой дедушка, Николай Петрович Мишенин, тоже погиб на войне, потому бабушка, его вдова, каждый раз встречала День Победы со слезами. Драматичность ситуации была в том, что дед воевал в штрафбате, так как был репрессированным. Он считался пропавшим без вести долгое время. Я нашла фамилию деда в списках погибших в книге памяти уже спустя много лет, будучи взрослой. Из этой книги узнала, что дед мой погиб почти сразу в начале войны.

Для меня фронтовики - особенные люди, родные и близкие. Много лет дружит с учителями и детьми нашей школы участник войны Александр Петрович Чернышев. Ветерану уже под 90 лет, но это удивительный человек, добрый и щедрый, настоящий мужчина. Он не только принимает наши подарки и поздравления, но и сам старается поздравить педагогов и вручить небольшие презенты.

Мы поддерживаем тёплые отношения ещё с одним ветераном войны, мамой одной нашей учительницы, Ларисой Алексеевной Василевской. Лариса Алексеевна, обаятельная женщина, с живым умом, в войну была медсестрой в госпитале. Она до сих пор бережно хранит свою гимнастёрку 42-го размера, в кармашке которой лежит до блеска отполированный осколок подбитого танка. Он служил Ларисе в те годы зеркальцем, ведь девушки оставались девушками даже на фронте.

Святые ангелы Отечественной

Митрополит Красноярский и Ачинский ПАНТЕЛЕИМОН:

- В этом году День Победы празднуется вскоре после светлого праздника Пасхи. И эту дату - 9 Мая, тоже можно тоже считать святым и светлым праздником. Это день жизни, день будущего России, день победы над врагом и сатаной, хорошо и правильно, что сегодня его так масштабно празднуют. Наверное, нет у нас в России ни одного рода, не опалённого войной, семьи, в которой не было бы павших воинов. Считаю, что все мы, россияне, должны стараться хранить память о войне и передавать потомкам бережное отношение к Победе. Нельзя ни в коем случае умалить её значение, забыть о ней или преуменьшить её ценность, как сегодня некоторые пытаются сделать. Я глубоко убеждён, что невзирая на то, кем были наши солдаты, которые сражались за Родину, верующими или атеистами, это святые люди и ангелы Божьи.

День Победы - великий день и для меня лично. Мне не довелось жить в те огненные годы, я родился гораздо позже 1945-го, но в этот день я испытываю особенное волнение. Моя малая родина - Белоруссия, претерпевшая множество страданий, сожжённая земля, пропитанная кровью и слезами тысяч земляков. Мои родные и близкие прошли через немецкие концлагеря, потому для меня это дата скорбная и радостная одновременно, в этот праздник мне трудно сдержать слёзы.

Георгий ШАЙДУРОВ, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор Сибирского федерального университета:

  • Мой отец Яков Елизарьевич Шайдуров - рабочий красноярского кирпичного завода в 1942 году добровольно ушёл на фронт и погиб под Ленинградом. Я прекрасно помню, как мы провожали отца на войну, мне было семь лет. В нашем доме собрались друзья отца - человек пять-шесть, поставили меня на стул и говорят: «Гошка, рассказывай стихотворение!» Те стихи я до сих пор помню: «Товарищ Ворошилов, я быстро подрасту и встану вместо брата с винтовкой на посту». Взрослые пили спирт - денатурат, отдававший синевой. Выпивали за победу, говорили: «Разобьём Гитлера и вернёмся». Отец играл на гармошке. Он очень хорошо играл, всегда развлекал рабочих на выездах за город. Перед отправкой на фронт работники завода собирались вместе, грузились на грузовики и ехали за город отдыхать. После призыва три месяца отец провёл в военном лагере, который располагался в Зелёной Роще. Мы жили на улице Калинина и с матерью пешком ходили к отцу в лагерь. Он выходил к нам в обмотках, пилотке, с винтовкой - загорелый и пыльный после учений. Мы приносили с собой еду и тут же вместе кушали. Отец был доволен, что к нему приходили дети (нас трое в семье). А когда его отправляли на фронт, мы провожали его на железнодорожном вокзале. Солдаты строем шли и грузились в вагоны, а мы махали им рукой.

С фронта отец писал письма и открытки. Образование у него было шесть классов, так что литературным стилем он не обладал, но всё же старался выразить свою и любовь к нам. Мне он писал: «Гоша, помогай маме, присматривай за младшим братом». У меня до сих пор сохранились его письма, так же как и похоронка, пришедшая в 1944 году на имя мамы. В ней указывалось, что отец мой геройски погиб при защите Ленинграда и похоронен близ деревни Боровик Ленинградской области. Тогда ему было 38 лет.

Я потом пытался разыскать могилу своего отца, ездил в Ленинградскую область. Отец, как оказалось, умер от ран в санбате. В то время бойцов хоронили рядом с батальонным санпунктом, где они лежали. Под Псковом таких санбатов стояло очень много. Сейчас все эти братские могилы собирают в одну. Но мне так и не удалось поклониться праху своего отца.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА