Новости
Какой видят Великую Отечественную потомки победителей?
Рисует мир спасённый
Чёрным карандашом я старательно намалевала немцев и танки с крестами, зелёным - наших, на касках - красные звёздочки. Понятно, наши улыбались и побеждали, фашисты плакали и отступали, в мои пять лет как могло быть иначе? Я вложила в рисунок всю душу, назвала «немцы-трусы, ха-ха-ха» и подарила деду-фронтовику. Простой листок с детскими каракулями ветерана взволновал и растрогал. Он крепко обнял меня, смахнув слезу, и сказал: «Ты - молодец, внуча. Хотя немцы совсем не были трусами».
После той великой и страшной для нашей Родины битвы прошло уже немало десятилетий. Уходят фронтовики, взрослеют внуки участников войны, подрастают правнуки. Для большинства представителей поколения айфонов и социальных сетей Отечественная война отнюдь не далёкое и забытое событие, ведь почти в каждой семье хранят память своего ветерана. Дети и сегодня рисуют войну и победу, глубоко размышляя о прошлом в своём творчестве. В чём мы убедились, посетив Красноярскую детскую художественную школу № 1 имени В. И. Сурикова. В конце апреля здесь традиционно проходят занятия по рисунку на военную тему.
Пока урок не начался, рассматриваем подборку детских картин прошлых лет, посвящённых 9 Мая. Партизанский лагерь, окопы, бойцы на привале, сестра, выносящая раненого из боя: все сюжеты работ интересны и самобытны.
Передают дух и страсть воздушного боя нервные линии и цвета масляной пастели, светлые советские машины отважно атакуют мрачные вражьи самолёты. Спокойной радостью дышит рисунок, где герои-победители возвращающиеся с фронта домой: синее небо, золотые снопы и нарядные девушки-колхозницы.
- Все эти картины разные по подаче, технике, манере исполнения, - поясняет педагог художественной школы Юлия Цеханович. - Многие работы сделаны с детской непосредственностью, и это понятно. Ведь наши художники ещё не совсем взрослые, они часто представляют жизнь идеалистично.
Погружение ребят в непростую военную тему в суриковской школе происходит не спонтанно.
- Без высоких слов ясно, что будущий гражданин должен знать важные события истории своей страны, - считает Юлия Владимировна. - Нужно, чтобы наши дети помнили о том времени, о героях и подвигах. Только тогда они смогут полюбить своё Отечество, будут гордиться им и передавать память о войне своим детям. Поэтому перед тем как ученики приступят к рисованию, мы много разговариваем с ними о сороковых годах.
Для бесед каждый педагог суриковской школы использует особенные форматы. Кто-то зачитывает вслух ребятам отрывки из книг, военные стихи и прозу, кто-то знакомит учеников с фотографиями, кто-то обсуждает фильмы. Ученики и учителя делятся семейными рассказами о близких-фронтовиках.
- Мы с детьми стараемся раскрыть все стороны тех событий, - делится Юлия Цеханович. - Задача, конечно, сложная, так как война действительно была очень давно, а современная жизнь совсем другая Говорим с учениками о переживаниях людей, их чувствах, судьбах, трагедиях, настроениях, стремясь к тому, чтобы ребята не просто технически грамотно выполнили работу, но и выразили свои чувства по отношению к ней. Очень помогает то, что во многих семьях были свои участники войны.
Пообщавшись с юными мастерами из 2 «А» класса во время урока, понимаешь: старания педагогов не напрасны. Все, даже неоконченные рисунки подростков живут и дышат, каждая маленькая история полна эмоций. И даже не верится, что ребята рисуют события, свидетелями которых они не были.
Об отношениях и чувствах пишет картину Кристина Дергачёва. На её рисунке молодая красавица крепко прижимает к себе маленького мальчика. Тревогу, разрушение, неопределённость будущего символизируют разбитое окно и покосившаяся икона на стене.
- Жена и сын только что проводили мужа и отца на фронт, и теперь они очень горюют, - поясняет Кристина. - Через стекло уже видны входящие в город немецкие танки. Женщина боится, что их ждёт что-то страшное, не знает, как успокоить себя и ребёнка, не знает, что будет дальше.
- Может, главе семьи и не стоило идти на фронт - остались бы вместе, приспособились к новой власти, может быть, и спасли бы свои жизни? - задаю вопрос автору работы.
Секунду подумав, Кристина отвечает: «Может, они и спаслись бы, но это было бы нечестное спасение. Лучше умереть, защищая свой дом, чем жить в рабстве у врагов».
Могла ли ответить иначе девушка, чья бабушка, будучи совсем юной, делала всё, что могла, чтобы страна не попала в рабство к врагам? Женщина не была в боях и в окопах, но всю войну она проработала на заводе, трудясь ради победы.
Застывшие фигуры мужчины и женщины в чёрно-белом исполнении на картине Нади Новожиловой печальны.
- Я хочу показать прощание, - делится замыслом девочка. - Мать провожает своего сына на фронт, от этого ей грустно, она очень боится за него.
Говоря о своей картине, юная художница Надя вместо сурового «ушли на войну» говорит «уехали». Но грусть расставания матери с сыном-солдатом ей понятна. Когда на нашу страну напали фашисты, на фронт ушла сестра и два брата бабушки Надежды. Живым с войны вернулся только один дедушка Захар, сейчас уже и его нет на этом свете. Но память о своих павших родных Новожиловы хранят бережно. Каждый год 9 мая фотография солдат и их ордена занимают почётное место в квартире, вся семья участвует в шествии и митинге.
Ангелина Гельгорн старается выразить отношение к прошлому, рисуя палаточный лагерь-госпиталь, к которому только что подвезли раненых на повозке. Понурая лошадка, солдаты с перебинтованными головами - от картины веет усталостью и болью.
- Мне кажется, это было очень тяжёлое время, - размышляет Ангелина. - И хотя там были радости и подвиги, по большому счёту война - это горе и слёзы, нужно сделать так, чтобы люди не захотели повторить войну никогда.
15-летний Фёдор Захаров изображает военный Ленинград. Уверенными угольными линиями выполнено серое небо, большое облако аэростата, шагающий отряд бойцов с сосредоточенными лицами. На заднем плане гордо высится Исаакиевский собор.
- Мне довелось посмотреть выставку фотографий тех лет, фотохронику обороны Ленинграда, до сих пор под впечатлением, - говорит юноша. - Потому и выбрал такой сюжет.
Фёдор увлекается военной историей, пересмотрел все известные фильмы о Великой Отечественной. На вопрос, зачем современной молодёжи вспоминать дела давно минувших дней и переживать о них, парень отвечает так: «В моей семье воевали три прадеда. Один вернулся с войны, другой погиб под Кенигсбергом, второй под Москвой. Прадед, который пришёл с фронта, служил в обычной пехоте с 1941-го по 1945 год, дошёл до самого Берлина. Стыдно о таком забывать. Мы же все русские, свои».
В рисунках сегодняшних детей - потомков героев Отечественной - порой сплетается прошлое и настоящее: танковая битва руки дошкольника происходит на фоне небоскрёбов, девушка, провожающая на фронт бойца, носит современную причёску и модную одежду. Но все эти неточности только подчеркивают главное. Для всех нас - взрослых и юных - во все времена та Победа была и есть общая, великая, наша.