Новости
Война: постсоветский экран
Взгляд современного кинематографа
«Офицеры», «Летят журавли», «А зори здесь тихие», «В бой идут одни «старики»… Эти киноленты мы знаем, любим и с удовольствием смотрим до сих пор. Старые, трогательные, светлые фильмы о войне, ставшие легендами советского кинематографа. Современные режиссёры также не обходят стороной военную тематику, но отношение к их продукту у зрителей неоднозначное. Одни говорят, что эти фильмы лживы и бездарны, другие - что они имеют право на существование и среди них есть достойные внимания картины.
Против
Владислав ЖУКОВСКИЙ, депутат Красноярского городского Совета депутатов, заслуженный артист России:
- По-моему, современные фильмы о войне - это продукт глупости. В неё входит невежество, недообразованность и самое страшное - нелюбовь к своему Отечеству, к своему государству. Часто я вижу или читаю пасквиль на прошлое, в том числе и на события Великой Отечественной войны. Когда описывается не героизм, не самопожертвование народа, не смелость и пренебрежение смертью во имя достижения победы, а, наоборот, трусость, шкурничество, нежелание воевать, желание быстрее сдаться в плен, самострелы… меня это задевает. И современная трактовка некоторыми знаменитого сталинского приказа № 227 «Ни шагу назад» о создании заградительных отрядов меня поражает. Ведь это была превентивная мер, и не надо теперь неглижировать историю и говорить о том, какие звери ввели в практику заградотряды.
Есть набор литературы и кинематографического творчества, который не любит нашу историю, и у него, увы, есть свои ценители. Здесь уместно рассудить: скажи мне, что ты предпочитаешь, и я скажу, кто ты. Сегодня многие россияне не знают своей истории, и в этой связи я поддерживаю инициативу властей по переписанию учебников. Надо жить и воспитывать подрастающие поколения иначе. Есть хорошая фраза: «Права она или не права, это - моя Родина». Одна из первых её формулировок относится к 1816 году и сказана она была, к сожалению, не в России, а в США. Американский общественный деятель изрёк: «Пусть наша страна всегда будет права в отношениях с другими, в любом случае это наша страна - права она или не права». А мы только врём! Ведь фильмы «Сволочи», «Штрафбат» - явная ложь. С режиссёром последнего я знаком лично, вместе с Николаем Досталем мы вместе начинали работать на Мосфильме, и мне обидно, что он снял непрофессиональную работу. Он даже в армии не служил. Считаю, что такого рода картины надо представлять на суд военных консультантов, как это было раньше, когда работала целая плеяда военных экспертов, и без их визы фильм не мог выйти. Да, если хотите - это цензура. Но к ней надо прибегать. А сегодня этого не делается, и когда авторов обвиняют во лжи, они ссылаются на право художественной трактовки. Я убеждён, что в таких делах нельзя допускать двойных толкований!
За
Сергей МЕЗЕНОВ, кинокритик:
- Найти убедительные слова в защиту современного российского кино, посвященного Великой Отечественной, нелёгкая задача. В первую очередь в силу того, что разговор о столь тяжёлой и всеобъемлющей теме часто ведётся не совсем честно - да, в масштабные военные постановки, направленные на патриотическое воспитание зрителя, вкладываются огромные государственные деньги, но зрителя ведь не проведёшь, он отлично чувствует, когда с ним пытаются поговорить по душам, а когда держат за собачку Павлова, которой положено испытать строго запрограммированные реакции. Вторым, увы, на военных картинах последних лет приходится ощущать себя гораздо чаще. В этом плане список лучших военных картин, собранных агентством «Интертакс» по данным главного русскоязычного сайта о кино «Кинопоиск», довольно красноречив. Здесь нет масштабных пропагандистских полотен, нет великих фильмов о великой войне - зато есть яркие, сильные, драматические истории о живых людях, пойманных этой чудовищной махиной. Что «Кукушка» Александра Рогожкина, что «Свои» Дмитрия Месхиева, что «Поп» Владимира Хотиненко - по сути, камерные психологические драмы, использующие войну как фон. Но именно такие истории зрителю нужнее и важнее - те, где в фокусе не эпическое, а человеческое, где с экрана не долбит аршинными кумачовыми буквами максимы «У Нас Была Великая Победа», а с надломом в голосе говорится о том, какая это невероятно тяжёлая работа - оставаться человеком в нечеловеческих военных условиях. И пока в нашем кино будут находиться смельчаки, отваживающиеся вести разговор о войне на таком уровне, эта тема будет находить отклик в зрительских сердцах.