Новости

Елена Пензина: «98 процентов из вопросов ЖКХ удаётся решить»

Елена Пензина: «98 процентов из вопросов ЖКХ удаётся решить»

Зачем справедливости бульдозер?

Как и другие депутаты городского Совета, Елена Пензина значительную часть своего времени посвящает работе с обращениями избирателей, связанными с низким качеством услуг ЖКХ. Но, в отличие от большинства коллег, у неё в арсенале есть дополнительные рычаги воздействия в борьбе с «коммунальным монстром» - журналистские. Недавно родился телевизионный проект «Бульдозер справедливости», в рамках которого журналисты совместно с неравнодушными горожанами необычными акциями напоминают управляющим компаниям о необходимости выполнять свою работу.

- В последнее время, - рассказывает Елена Пензина, - нарастает вал обращений людей, возмущённых работой управляющих организаций. Я связываю это, с одной стороны с продолжающимся ухудшением качества предоставленных услуг, а с другой стороны - с ростом тарифов, совершенно не соответствующим этому качеству. При этом в ряде случаев управляющие компании пытаются переложить ответственность на городской Совет. Например, сегодня я получила обращение жителей дома 57 по улице Щорса. Они направили запрос в управляющую компанию «Жилбытсервис» с требованием пояснить, на основании чего были повышены тарифы на жилищную услугу. Ответ был следующим: поскольку общее собрание жильцов не утвердило размер тарифов, то вступило в действие решение городского Совета от 11.10.12 В-326. На самом деле это решение относится только к муниципальному жилому фонду и никакого отношения к управляющим компаниям и собственникам жилья не имеет - жилищники просто вводят людей в заблуждение. Единственным органом, правомочным утверждать изменения тарифов, является общее собрание собственников. По этому поводу, кстати, есть и результаты прокурорской проверки, где прямо указано, что тарифы, навязанные жителям в одностороннем порядке, незаконны.

- В проекте «Бульдозер справедливости» Вы применяете, скажем, не совсем обычные методы воздействия на жилищников. Например, совместно с активистами «Молодой гвардии» собрали мусор во дворах на проспекте Ульяновский, а пакеты с ним привезли в помещение УК «Красжилсервис». Да ещё и наклеиваете на двери стикеры «Бобович, убери мусор!». Не кажется ли Вам, что акция на грани фола?

- В определённом смысле да. Но, подчеркну, она полностью в рамках закона. Мы не разбрасывали мусор в помещении УК, мы упаковали его в пакеты и принесли людям, которые вообще-то собирают с населения деньги за уборку и вывоз бытовых отходов. Это напоминание: «Ребята, а не хотели бы вы вообще-то свои обязанности выполнять?» Что касается упоминания руководителя УК г-на Бобовича, то я считаю, что ответственность должна быть персонифицированной. И если мы вместо безликого «монстра ЖКХ» будем называть конкретных людей, ответственных за не предоставленные услуги, то, возможно, эти люди начнут работать.

- Как депутату, Вам приходится работать с жалобами и обращениями граждан по коммунальной теме. И возникает вопрос: неужели для того, чтобы решить вопрос прохудившейся крыши, необходимо быть, как минимум, депутатом? Насколько трудно сегодня решать коммунальные проблемы граждан?

- Обращений по этим вопросам действительно много, порядка сорока процентов от общего количества. В цифрах это около 90 официально зарегистрированных и примерно столько же неофициальных обращений в год. То есть в среднем по одному в два дня. И могу абсолютно точно сказать, что 98 процентов из них удаётся решить. Но в последнее время эти дела решаются достаточно долго - от месяца и более. Я всегда направляю свои запросы в прокуратуру и жилищную инспекцию. В результате управляющие компании получают предписания, которые они просто вынуждены выполнять. Однако я думаю, что для того, чтобы добиться победы в спорах с коммунальщиками, вовсе не обязательно иметь депутатский мандат. Люди просто не знают, куда обращаться и пишут кому угодно, только не в те органы, которые действительно могут (и обязаны) им помочь. Плюс отсутствие юридической базы не позволяет правильно сформулировать вопросы, чтобы получить разумный ответ. Мой опыт свидетельствует: когда ты чётко формулируешь вопрос и направляешь его в нужную инстанцию, то ты получаешь результат, на который рассчитывал.

- Тогда получается, что основная задача - научить людей грамотно отстаивать свои права.

- На мой взгляд, надо начать с аналитики, которая бы позволила выстроить приоритет проблем ЖКХ. Каждый из депутатов, и я в том числе, можем провести свой анализ, но он будет неполным. Ко мне, к примеру, обращаются в основном жители Советского района, и конечно, я не в полной мере могу представить картину происходящего в других территориях Красноярска. Нужен общегородской анализ ситуации. Я бы видела одним из путей решения вопроса появление городского call-центра по проблематике ЖКХ. Думаю, что такую службу можно было бы создать на базе 005. Вокруг этого центра необходимо объединять юристов-общественников, депутатов, активных жителей города (а их достаточно много, просто они на сегодня разрознены). Если какая-то тема имеет общегородское значение - надо принимать решение на уровне города. Но до тех пор, пока не будет единого центра и понимания ситуации, все попытки навести порядок в сфере ЖКХ будут разрозненными и обрывочными.

Красноярску необходим городской call-центр по проблематике ЖКХ. Он бы объединил юристов-общественников, депутатов, активных жителей города. Такую службу можно было бы создать на базе 005.

Сегодня я готовлю свои предложения по этому поводу, которые хочу представить коллегам и исполнительной власти города. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся сдвинуть дело с мёртвой точки.

- На Ваш взгляд, удастся ли когда-нибудь навести порядок в ЖКХ?

- Думаю, что это не та проблема, которую можно решить только административными методами. К примеру, всем известно, что эффективность любой структуры тем меньше, чем больше в ней передаточных звеньев. Сегодня в городе есть «Жилфонд», под ним - районные управляющие компании. Но они не выполняют работы сами - нанимают подрядчиков. Тем, в свою очередь, никто не мешает нанимать субподрядчиков. Эта цепочка может достигать девяти звеньев - и на каждом оседает часть денег. О какой эффективности в ЖКХ можно говорить? Но такая ситуация возможна только до тех пор, пока люди согласны с ней мириться. И в этом смысле основная задача сейчас - объединить людей, показать, что они - сила, с которой нельзя не считаться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА