Новости

Эдхам Акбулатов: «Нужно идти с честной позицией»

Эдхам Акбулатов: «Нужно идти с честной позицией»

На прошлой неделе депутаты Красноярского городского Совета окончательно утвердили дату выборов главы города. Они состоятся 10 июня. В этот же день, комментируя итоги сессии, исполняющий обязанности главы Красноярска Эдхам Акбулатов заявил о своём желании баллотироваться на этот пост. Но начали наш разговор мы не с темы предстоящих выборов, а с первых итогов работы на новом месте.____

— Эдхам Шукриевич, в тот день, когда интервью увидит свет, будет ровно сто дней, как Вы исполняете обязанности главы. Самое время подводить первые итоги. Наверняка многие вопросы, которыми Вы сейчас занимаетесь, новыми не стали, Вы вникали в них и как председатель правительства края. Но, может быть, на что-то взглянули по-другому?

— Действительно, как председатель правительства многие важные для Красноярска вопросы я не раз обсуждал с Петром Ивановичем, с другими руководителями администрации. Краевой центр — это треть жителей региона, средоточие многих масштабных проектов, и многие задачи решаются сообща всеми уровнями власти. Это касается дорог, ветхого жилья, социального строительства и так далее… Так что спектр тем был ясен.

Но у этой работы есть свои отличия. Пост председателя краевого правительства не позволяет углубляться в какие-то отдельные вопросы, в деталях вести их от возникновения темы и на всех этапах реализации. А на местном уровне без такого “погружения” невозможно, поскольку здесь все решения — прямого действия. Этим и интересно: работа очень насыщенная, приближенная к людям. Но этим и ответственно.

Впрочем, опыт муниципальной службы у меня тоже есть. До 2002 года я работал в администрации Красноярска — сначала в земельном управлении, потом возглавлял управление экономики и планирования. Поэтому суть деятельности для меня не была новой. Хотя многое за это время изменилось: нормы, подходы, масштабы. Если на 2001 год мы обсуждали городскую инвестиционную программу в размере 500 миллионов рублей и этот уровень вложений считался вполне неплохим, обеспечивающим прирост, то сейчас АИП Красноярска — 3,5 миллиарда. Цифра, сопоставимая с краевой инвестиционной программой.

Город все эти годы наращивал потенциал — по масштабу реализуемых программ, по сложности задач, по подходу к их решению. Я помню, как в те годы достраивался, к примеру, детский сад на улице Урицкого. Он с перестроечных времён стоял незавершённым — не был готов бассейн. В течение нескольких лет изыскивались средства, чтобы всё-таки достроить бассейн и открыть детский сад. Сейчас подобные объекты, как правило, полностью возводятся за один год.

Впрочем, и сейчас в городе есть стройки, длящиеся несколько лет. Буквально на этой неделе мы провели выездное совещание в детской лорбольнице. Она расширяется уже не первый год. Как председатель правительства, я эту тему тоже рассматривал, и тогда было принято решение о поэтапной реконструкции, с выделением средств в течение нескольких лет. Сейчас мы ещё раз пересмотрели наши возможности. Принято решение сконцентрироваться и завершить строительство в этом году.

— Поддержат ли такое решение на краевом уровне? Как к этому отнесётся нынешний председатель правительства?

— Это решение практически не повлияет на бюджетные параметры, так что отдельно согласовывать его нет необходимости. Но неделю назад мы обсуждали бюджет Красноярска с губернатором края. Лев Владимирович поддержал целый ряд программ по городу. Это продолжение сноса ветхого жилья, и не только за счёт Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ, но и за счёт краевой программы “Дом”. Будут выделены дополнительные средства, которые позволят переселить людей из аварийных домов по Маерчака, Свердловской, проспекту Свободный. В этом вопросе у нас ещё много болевых точек, тем не менее мы сможем несколько увеличить темп переселения горожан из ветхого фонда по сравнению с 2011 годом.

Также в бюджет Красноярска будут направлены дополнительные средства на подготовку к летней оздоровительной кампании. За счёт этого мы сможем ускорить реконструкцию детского лагеря “Космос”, который по планам сможет принимать детей круглогодично.

Обсуждался и вопрос горячего водоснабжения. В Красноярске существует давняя проблема так называемых тупиковых сетей. В части домов она оборачивается тем, что в квартиры вместо горячей воды приходит чуть тёплая. Поменять ситуацию может только конструкционное решение, и благодаря достигнутому соглашению с губернатором мы сможем при поддержке краевого бюджета заняться его реализацией уже в нынешнем году.

Но будем искать резервы и в бюджете города. Я считаю, что нам удастся дополнительно получить около полумиллиарда рублей за счёт повышения собираемости платежей, которые непосредственно поступают в бюджет города. Так что, получая краевую поддержку, город и на себя берёт дополнительные обязательства. Тем самым концентрируются средства на важных для красноярцев направлениях.

— Одно из первых Ваших заявлений на новом посту касалось прозрачности системы ЖКХ. Сейчас уже появился порядок, людям приходят расширенные квитанции. Вы удовлетворены итогами этой работы? Получилось именно то, что планировали?

— Прозрачность — это не самоцель. Целью является повышение качества услуг ЖКХ. Раскрытие информации — только одно из средств её достижения. Особенность взаимоотношений жителей с управляющей компанией состоит в том, что они довольно долгосрочны. Это не так просто, как поменять одну булочную на другую. И деятельность УК должна быть понятна. Важно, чтобы жители видели, за что они платят. Набор обязательных услуг жилищных компаний был утверждён решением горсовета ещё в 2006 году. Но многие до сих пор не знают, в чём он состоит. Размещение этой информации на квитанциях, к чему сейчас пришли в Красноярске, сделает её максимально доступной. Любой житель сможет проверить, оказывали ему такие услуги или нет.

Следующий вопрос, на который предстоит ответить, сколько стоят услуги. Здесь прозрачной должна стать информация о договорах между управляющими компаниями и их подрядными организациями.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу: пока не удовлетворён. Не потому, что что-то идёт не так. Просто ещё очень многое предстоит сделать. В Красноярске должно появиться открытое пространство, которое позволят гражданам требовать с управляющей компании выполнения всего комплекса услуг, обоснованного изменения их стоимости, позволяет сравнить обслуживающие организации и при необходимости принять решение о смене управляющей компании.

— Но проблемы качества услуг и их стоимости возникают не только в управляющих компаниях, но и в ТСЖ. Здесь администрация может чем-то помочь жителям?

— По закону ТСЖ не обязаны раскрывать такую информацию. Но мы ведём работу, чтобы красноярские товарищества становились более открытыми для жителей по собственной инициативе. Уже больше сотни ТСЖ (это пятая часть от их общего количества) направили такую информацию жителям.

И это правильный подход, так как многие конфликты возникают просто из-за недосказанности и недопонимания. Я не утопист, понимаю, что только информированием мы всех проблем не снимем. Будут недовольные, будут возникать вопросы. Это неизбежно при таком большом объёме жилого фонда. Но, уверен, существенная часть жалоб уйдёт.

— Это, кстати, не первый проект, когда городские власти советуются с жителями. Вспомнить хотя бы “Народный бюджет”, опрос по которому проводился и накануне 2012 года. Предложения красноярцев в связи со сменой власти не будут забыты?

— Не будут. Мы сейчас активно анализируем предложения красноярцев. В основном они вносили в список необходимые проекты, которые город в состоянии потянуть. И в трёхлетнем бюджете на 2012—14 годы все они найдут отражение. Это является для нас обязательным условием.

— То есть жители не вписывали таких мегапроектов, как Красноярское метро? Многие горожане уверены, что его нужно строить. Вы эту точку зрения разделяете?

— Нам нужен проект создания системы внеуличного транспорта, который движется без светофоров. Это может быть метро, современный трамвай или монорельсовая дорога. На первом этапе я вижу решение в организации трамвайного движения с разведением его по уровням так, чтобы он не пересекался с автомобильным транспортом. В дальнейшим скоростной трамвай можно будет соединить с метро. Такой способ решения позволит быстрее решить проблему пробок.

— Судя по редакционной почте, ещё одна серьёзная проблема Красноярска — архитектура центра города. Она включает в себя и появление торговых комплексов без парковок, и ветхое жильё, которое пока остаётся на главных улицах. Каким Вы видите центр Красноярска?

— Прежде всего, развитие города должно быть планомерным. Каждый новый район должен развиваться по проекту. Это позволит системно вести застройку микорайонов, грамотно планировать затраты на строительство социальной инфраструктуры. И сейчас такие планировки районов готовятся, на это выделены средства.

__В первую очередь мы должны смотреть на освоение новых микрорайонов. Переуплотнение очень негативно воспринимается жителями. И возведение новых зданий в уже застроенных районах может быть только единичным, взамен сносимых старых построек. Красноярск переживает качественно новый этап, застраиваются территории, где было чистое поле или частный сектор с совсем другой плотностью населения и минимальной инженерной инфраструктурой. Уже сейчас возводятся Покровский, Пашенный, начинает осваиваться Николаевский. Все они нуждаются в новой социальной и инженерной инфраструктуре. Это детские сады, школы, поликлиники, дороги, сети, уличное освещение. Серьёзные вложения, которые изменят город.

Что касается центра, это, безусловно, наше историческое наследие. Здесь много зданий, признанных памятниками архитектуры. В некоторых их них по-прежнему живут люди, ставшие заложниками исторической значимости своих домов. Жить в таких квартирах некомфортно, продать их невозможно. Задача власти заключается в том, чтобы дать людям возможность выехать из этого жилья и привести памятники архитектуры в порядок. В этом году мы начинаем такую работу. Десяток двухэтажных зданий в центре будет расселено, и, если действовать подобными темпами, город может за три года закрыть проблему восстановления памятников архитектуры. Следующей задачей будет найти применение обновлённым зданиям. Не всегда они, будем откровенно говорить, коммерчески привлекательны. Но в Красноярске есть спрос на досуговые учреждения — библиотеки, дома культуры, музыкальные школы, и они могут разместиться в таких зданиях.

— Но проблема детских садов в Красноярске не ограничивается только новыми районами. Их не хватает по всему городу. Как здесь определить приоритеты?

— Сейчас в очереди стоит 14 000 детей в возрасте от трёх до семи лет. Это большая цифра, и проблема действительно есть во всех районах. Но мы ставим перед собой задачу решить её в целом по городу за ближайшие четыре года.

Это осуществимо, если работать по всем направлениям. Прежде всего — строить новые сады. Когда я ещё работал в крае, мы заказали типовые проекты детских садов, что позволяет экономить время и средства на возведение. В настоящее время проекты прошли все необходимые согласования. Их можно использовать.

Поадресная программа строительства и реконструкции тоже разработана. Она находится на моём личном контроле. И мы делаем всё возможное, чтобы к концу года всё запланированное реализовалось. Это дополнительно десять зданий, которые получат дети.

Есть специальная программа по шестилеткам, которые не попали в детский сад, но нуждаются в подготовке к школе. Это то, что раньше называлось “нулевыми классами”. Недавно обсуждали эту проблему со своей тётей, она проработала учителем более 50 лет и рассказывала, как в 1980-е годы, когда тоже был демографический бум, решался вопрос. Ведь он многогранный: нужно подготовить педагога, организовать питание, разработать программу, провести работу с родителями, а не только найти помещение. И очень важно взять наработки, которые уже были до нас, впитать всё ценное и полезное.

— С типовыми садиками мы не вернёмся в 1970-е и известную историю с улицей Строителей из рязановской комедии?

— Важно, чтобы решения отвечали запросам общества. Людям нужна услуга. Им не нужен дворец, им нужен детский сад. К тому же экономичные здания — это не значит тесные и неудобные. Все типовые проекты — это современные здания, отвечающие всем требованиям норм, которые зачастую выглядят привлекательнее, чем многие из построенных раньше. В них действительно нет излишеств, мы постарались отказаться от помещений, которые редко используются. Это позволяет сократить стоимость строительства и затраты на обслуживание, построить больше детских садов за те же деньги — то, что сейчас востребовано. Мамы хотят определить в детский сад ребёнка, чтобы он развивался и социализировался. С другой стороны, чтобы мама сама могла выйти на работу, чтобы у неё появилось свободное время, расширились возможности. Такой запрос сейчас у красноярцев. В нём нет запроса на шикарные помещения. Есть разные подходы к архитектуре. Америку, например, называют страной без архитектуры. Но при этом по площади, приходящейся на одного жителя, США значительно опережает Россию. В нашей стране тоже были разные периоды. Была масштабная сталинская архитектура с высокими потолками и большими площадями квартир, и при этом много людей жило в подвалах и коммуналках. Потом начали строить хрущёвки. Сейчас их ругают, но тогда люди счастливы были получить отдельную квартиру, и число таких людей многократно возросло по сравнению с периодом сталинского строительства.

Придёт время, подходы изменятся. Здесь нет никакой догмы.

— Эдхам Шукриевич, Вы назвали уже много проблем, которые надо решать. Но где взять на всё это деньги? Налоговая база для местных бюджетов определена. Новые предприятия у нас почти не открываются…

— Здесь есть две составляющих. Первая — Красноярск, конечно, должен наращивать свой налоговый потенциал. С каждой заработной платы, как известно, взымается 13 процентов налога — их платит каждый работающий. Но не все знают, что 30 процентов от этой суммы остаётся в городской казне. В полном объёме нам остаётся такой налог на малый бизнес, как ЕНВД. Получается, город заинтересован и в новых рабочих местах, и в развитии малого бизнеса. И потенциал у нас есть. Например, в нашем бизнес-инкубаторе красноярские специалисты разработали систему регулировки отопления, которая позволяет существенно экономить. Причём разработчики говорят: давайте установим оборудование, пусть оно работает, а рассчитаться можно с экономии, которую получите. Такой опыт нужно поддерживать. Тем более что с появлением одного производства появится необходимость в других — по комплектующим, оборудованию. Это сотни рабочих мест на рынке. Красноярск всегда отличался довольно высоким уровнем покупательской способности. Объективно, у нас есть местный рынок. И мы должны заполнить его собственной продукцией.

Вторая составляющая — уникальные условия региона. Ванкор, где добывается красноярская нефть, находится далеко, но кадры для Ванкора готовятся в краевом центре. Здесь находятся проектно-изыскательские и научные центры по освоению новых месторождений. И для того, чтобы обеспечить соответствующую инфраструктуру для студенческой и научной среды, Красноярск должен тратить деньги на дороги, транспорт, систему общественного питания, досуговые центры — то есть объекты, которые сами по себе много налогов не дают, но формируют условия привлечения инвестиций.

— Вы говорите о том, что столица региона должна иметь особый статус и дополнительное финансирование?

— Да, такой статус должен быть законодательно определён. Но не с таким подходом: мы столица, дайте дополнительный процент от налогов. Подобный документ должен стимулировать к работе. В моём понимании, статус краевого центра должен означать, что край и город реализуют некий комплекс новых проектов, выгоды от которых перераспределяются в том числе в пользу Красноярска.

Вернёмся к тому же Ванкору. Сейчас там добывается 15 миллионов тонн нефти, через два-три года выйдут на 25 миллионов тонн. Отрасль может стать доминирующей в экономике региона, с большей долей, чем цветная металлургия. Это огромный комплекс, регулярно требующий оборудования, материалов, комплектующих, проведения ремонтных работ. Этот запрос может удовлетворить Красноярск и его пригороды. Здесь могут появиться соответствующие производства. У нас для этого есть и кадры, и инфраструктура.

— Но, если подобные производства появятся в пригороде, это бюджету Красноярска никак не поможет…

— Мы не должны мыслить границами. Необходимо общее понимание, что красноярцы трудятся над реализацией краевых проектов и выгоды от этого остаются в нашем общем распоряжении в каких-то пропорциях. Мы уже давно живём по законам агломерации. Люди едут каждый день на работу в Красноярск из Сосновоборска, например. Или из Красноярска — в аэропорт Емельяново. И нам важно состояние дороги на Дивногорск, по которой красноярцы едут на отдых, состояние дорог в Емельяновском районе, где у многих находятся дачи, и так далее. Всё это тоже требует затрат, и средства на это необходимо предусматривать в бюджете другого уровня. Но они нужны обязательно.

— Эдхам Шукриевич, каждый публичный человек имеет устоявшийся имидж. Вас отличает честность и ответственность за свои слова. Вы воздушных замков и Нью-Васюков не строите. Но избирательная кампания — такой жанр, который предполагает обещания. Что будете обещать красноярцам? Что городу нужно сделать в первую очередь?

— Это вопрос, на который нельзя быстро и однозначно ответить. Это будет большая программа, о которой нужно отдельно разговаривать. Самое главное в ней: к красноярцам нужно идти с честной позицией.

— Но, если коротко назвать три-пять пунктов, какими они будут?

— Первое. Все решения в городе должны приниматься с учётом горожан. Люди хотят, чтобы с ними советовались, как организовать жизнь в городе, и такую возможность жителям необходимо дать. Тем более что она позволяет и разделить ответственность за результаты развития города.

Второе. Красноярск нуждается в реализации крупных проектов. Один из них — четвёртый мост. Это не просто переправа. Это возведение, можно сказать, нового города — удобного и современного.

Третье. Жители должны иметь возможность реализоваться в своём городе, и для этого необходимо создавать самые широкие возможности.

Четвёртое. В городе должны создаваться новые экологически чистые производства.

Пятое. Красноярск должен быть безопасным городом — освещённым, с надлежащим уровнем правопорядка, где создана система, препятствующая вредным привычкам, где модно быть здоровым и успешным.

Один из проектов, который поможет этому, — Универсиада. Это не просто спортивные соревнования. Универсиада поможет создать новую инфраструктуру и новую общность жителей, реализующих большую цель.

— Сразу после выборов Красноярск будет праздновать день рождения. Впервые за несколько лет пройдёт большой карнавал. Если одержите победу, в статусе избранного мэра не нарушите традицию — придёте в карнавальном костюме?

— Скажу так: я обязательно буду участвовать в карнавале. В каком костюме — об этом ещё подумаю…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА