Новости
Зачем образованию новый закон
Большая перемена
Людей пугают перемены. Особенно если речь идёт о социально значимых аспектах их жизни. Когда власти начали обсуждать возможные корректировки федерального закона «Об образовании», в обществе начался переполох, тут же поползли слухи о самых немыслимых преобразованиях. Редактировался закон долго, многое оспаривалось, совершенствовалось, менялось. И с 1 января текущего года он вступил в силу. В сегодняшнем выпуске приложения «Город будущего» мы попытаемся развенчать все мифы, которые возникли в связи с принятием этого документа и поговорим об основных изменениях, которые произойдут в дошкольном и общем образовании.
Зачем вообще что-то менять? Таким вопросом задавались многие граждане. Предыдущий закон «Об образовании» был принят в 1992 году и для своего времени был очень прогрессивным. Именно он адаптировал образовательную систему к новым экономическим реалиям, создал условия для самостоятельности школ и появления авторских образовательных методик. Правда, финансовых и организационных основ для реализации этих инициатив определено не было, и многие передовые идеи так и остались на бумаге.
Но главное - за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отвечать требованиям времени. За происходящими в сфере образования изменениями было не угнаться – приходилось постоянно вносить законодательные поправки.
Задача нового закона - не только описать систему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное - описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста.
Цель нового закона - предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирая при этом только качественные организации.
Мы постарались понять, что стоит за этими фразами, узнать о самых важных нововведениях, а также развенчать наиболее распространённые нас сегодняшний день мифы. О том, как отразится закон на красноярцах мы узнали у руководителя Главного управления образования администрации города Алексея Храмцова. Кроме того своё мнение относительно документа высказали эксперты.
Экспертное мнение
Что он нам несёт?
Самое важное для граждан - как будет работать на практике законодательная новация. О плюсах, минусах и различных нюансах нового закона об образовании рассуждают красноярские политики и педагоги.
Александр ЧАЙКОВСКИЙ, профессор Московской государственной консерватории, народный артист России:
- Мне трудно сказать, повиляет ли новый закон на развитие дополнительного и профессионального образования в сфере искусства. Но точно знаю, что пока мы одной рукой будем издавать законы, а другой сокращать музыкальные школы (в первую очередь, сегодня они закрываются в провинции, малых городах и районных центрах) и убирать уроки музыки из программ общеобразовательных школ, то толку не будет. Музыкальное поле России, как шагреневая кожа, постоянно сжимается. При этом в других странах, которые сегодня активно завоёвывают мировое пространство в разных областях - Китае, Кореи, Японии, - сегодня практически вводят всеобщее музыкальное образование. Сто раз доказано, что занятие музыкой развивает человека лучше, чем занятие техническими дисциплинами и компьютерными технологиями. Вузы искусств уже сегодня ощущают дефицит абитуриентов, а года через три это может обернуться настоящей катастрофой. На данный момент практически все оркестры страны испытают нехватку хороших качественно подготовленных кадров: не хватает духовиков, струнников. При этом музыкально одарённых, талантливых ребят у нас очень много - сейчас идёт просто какой-то бум на таланты. Те же, кто из них поступают всё-таки и оканчивают музыкальные школы, а потом музыкальные вузы, стараются всеми способами уехать за границу, чтобы там жить и работать.
Марина МАЛЫШЕВА, директор школы № 86, депутат Красноярского городского Совета депутатов:
- Согласно новому закону об образовании, для всех детских садов страны введён образовательный стандарт - определённый набор занятий для детей. За преподавание предметов этого стандарта плату с родителей не будут взимать. Занятия, не входящие в стандарт, такие, например, как иностранный язык, балет, флористика, будут вести за деньги.
По новому закону нельзя будет возлагать на родителей дошкольников расходы на зарплату сотрудникам и содержание недвижимого имущества детских садов.
Хотя схема оплаты за детские сады, посредством нового закона об образовании изменена, в ближайшие три года красноярские родители, чьи дети посещают дошкольные учреждения, этих изменений не ощутят. Также сохранятся льготы при оплате детского сада для многодетных и малообеспеченных семей. Вырастет ли родительская плата за дошкольные учреждения после 2015 года, сказать точно пока невозможно. Есть основания полагать, что и по истечение ближайших трёх лет эта сумма останется примерно на прежнем уровне.
Родители или законные представители тех ребят, которые не посещают детские сады, смогут получать бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, в которых будут создаваться соответствующие консультационные центры.
Галина ВЫЧУЖАНИНА, член совета Гражданской ассамблеи Красноярского края, член регионального Совета регионального отделения ООО «Всероссийское педагогическое собрание»:
- Предыдущий федеральный «Закон об образовании» 1992 года был написан практически с чистого листа - тогда поменялись общественный, политический и экономический уклады нашего государства, что естественно повлекло изменение всей системы образования. А документ 2012 года нельзя назвать абсолютно новым. Он просто систематизировал всё, что наработано в российском образовании за последние годы. Новации, которые появились в нём, продиктованы жизнью, ожиданиями общества. Поэтому этот закон жизнеспособный, мобильный и будет работать на практике. Конечно, со временем понадобятся какие-то доработки, но коррективы не будут такими столь глобальными, как это было при работе с законом 1992 года.
Впервые в «Законе об образовании» прописаны не только государственные интересы, но и интересы человека, семьи. В нём говорится о ценности получения индивидуального образования, о свободе выбора. Также согласно закону, образовательной деятельностью могут заниматься организации различных форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей. Очень важно, что государство в данном случае берёт на себя контроль за работой всех образовательных учреждений, в том числе обязательства следить за содержанием учебного процесса и используемых программ. Сегодня ни одна образовательная программа, не прошедшая госэкспертизу, не может быть использована тем или иным учреждением. В целом закон направлен на то, чтобы сделать российское образование всех ступеней более открытым и прозрачным. Он даёт право гражданским институтам влиять на содержание и качество российского образования.