Новости
Красноярскому трамваю исполнилось 55 лет
«Вези в Черёмушки меня...»
Было время, когда в Европе хотели отказаться от трамвая. По разным причинам. Трамвайные пути, мол, загромождают и так не широкие улочки старинных городов, не приносят ощутимого дохода, шумят опять же... Но прошло время, наступила всеобщая автомобилизация населения, и прозревшим в дыму автовыхлопов европейцам стало ясно, что трамваю пробки нипочём, а в экологическом плане так и придраться не к чему - безвреден.
В Лейпциге даже пошли на смелый эксперимент - любой пассажир трамвая, предъявив кондуктору водительские права, мог ехать бесплатно. А чтобы автолюбитель окончательно пересел на этот вид общественного транспорта, на линии были выпущены новейшие вагоны повышенной комфортности.
Красноярскому трамваю в конце апреля исполнилось 55 лет. Всё это время он продолжает служить красноярцам. Но давно закрылись многие из тех предприятий, к которым были проложены его пути, и тысячи трудящихся уже не штурмуют красные вагончики, как это было когда-то. Может, вообще убрать эти трамваи? Ощутимого дохода не приносят, шумят опять же...
- Уверен, трамвай продолжает отвечать современным потребностям города, - говорит Владимир Болотин, генеральный директор МП «Горэлектротранс». - Да, сегодня любой вид транспорта по комфортности уступает автомобилю. Но в результате город задыхается от пробок. Поэтому я думаю, что именно трамвай может изменить сложившуюся ситуацию, взяв на себя основную транспортную нагрузку города, как это произошло во многих странах Европы. Понятно, что возрождение красноярского трамвая обойдётся недёшево, но ведь, например, метро на порядок дороже, и при этом от планов по его строительству никто не отказывается. Так почему бы не решить с помощью обновлённого трамвая все те транспортные проблемы, которые мог бы решить метрополитен?
Для того чтобы чаяния Владимира Болотина о втором дыхании красноярского трамвая стали реальностью, потребуется провести прямо-таки грандиозный объём работ. По словам специалистов, которые делают свои выводы на основании исследований пассажиропотока, красноярцы ездят дальше, чем раньше, и поездки эти более разветвлены. А это означает, что кроме реконструкции нынешних путей, потребуется прокладка многих километров новых рельсов. Да и устаревшие вагоны требуют замены. Серьёзные капитальные вложения уже сейчас необходимы и для ремонта электрической сети, благодаря которой трамваи каждый день отправляются в город.
Чтобы стать современным, трамвай должен ехать быстрее и дальше
В департаменте транспорта отмечают, что средства на это только предстоит найти. Сегодня существует федеральная программа по поддержке муниципальных образований, избравших развитие экологически чистых видов транспорта - автобусы на газовом топливе и электротранспорт. Государственный бюджет готов возмещать до 30 процентов необходимых расходов, но и оставшиеся 70 процентов тоже надо где-то взять. Кроме того, вложения должны быть не однократными - нельзя один раз потратиться на трамвайную сеть и забыть о ней лет на 30. Работа по обновлению и модернизации должна вестись постоянно. Однако, как считают специалисты, овчинка стоит выделки.
- Те, кто сейчас выступает против трамвая, - категорически не правы, - говорит Нина Михалёва, председатель профсоюзного комитета МП «Горэлектротранс», депутат городского Совета. - Нужно помнить, что даже географическое положение Красноярска не способствует его благополучию в экологическом плане. Мы находимся в котловине, где скапливаются выбросы предприятий, выхлопные газы автомобилей. Хотя бы поэтому мы не имеем права хоронить электротранспорт. Посмотрите на наших соседей - Кемеровскую и Иркутскую области - они развивают у себя трамвайное сообщение.
По мнению эксперта, необходимо волевое решение, касающееся финансирования реконструкции городского трамвая. При этом рассчитывать, что это будет прибыльным предприятием, не стоит. Трамвай должен оставаться социальным транспортом, предназначенным для перевозки малообеспеченных слоёв населения. А это означает, что он должен и впредь находиться в муниципальной собственности.
Анатолий ЗУЕВ, заместитель руководителя департамента транспорта администрации Красноярска:
- Нынешнее состояние городского трамвая ни по уровню комфорта, ни по обслуживаемым направлениям действительно не выдерживает никакой критики. Таково общественное мнение, об этом же говорит глава города. Трамвайная сеть нуждается в постепенном развитии. Сделать это можно только на основании мониторинга пассажиропотоков и генерального плана развития Красноярска, который пока только разрабатывается. Уверен, обновлённая трамвайная сеть вполне способна стать либо полной альтернативой, либо частичным подспорьем такого вида транспорта, как метрополитен.
Нюанс:
В отличие от обычного трамвая современный городской легкорельсовый транспорт способен на отдельных участках пути двигаться со средней скоростью 25-30 километров в час. Сейчас красноярский трамвай едет в два раза медленнее - со средней скоростью 12-14 километров в час.