Новости
В Красноярске начался сезон аттракционов
Состояние «крылатых качелей» - на совести их владельцев
…Каждое утро начинается с большой проверки - аттракционы осматривают специалисты технической службы. Без обязательного контрольного запуска всех каруселей, паровозиков, машинок парк не начнёт принимать посетителей. Правда, по закону такие проверки не обязательны: собственники могут и не проводить ежедневных осмотров аттракционов, фактически безопасность посетителей - на совести руководителей центров развлечений.
_- Сейчас в этой сфере - полный правовой вакуум, хотя любой аттракцион - механизм повышенной опасности, ведь его использование сопряжено с жизнью и здоровьем людей, - рассказывает Моника Дюсуше, директор центра семейного отдыха «Остров сокровищ». - В 2008 году был принят ГОСТ «Безопасность аттракционов», но он в большей мере касается производителей, а не тех, кто использует эти механизмы. Но поскольку до сих пор не принят технический регламент о безопасности аттракционов, этот ГОСТ считается добровольным к исполнению. Правда, есть и другая сторона. Закон о защите прав потребителей гласит: если продукция может быть опасна для здоровья и жизни людей, ГОСТы даже в отсутствие техрегламента являются обязательными для исполнения. Но не все производители обращают на это внимание, некоторые игнорируют ГОСТ._____
Владельцы качелей и каруселей вовсе не следят за состоянием механизмов по своему усмотрению, надзорных организаций, отвечающих за эту сферу деятельности, нет.
- Наш парк работает по тем ГОСТам, которые были приняты ещё в советское время. Сейчас с правовой точки зрения они недействительны, но я уверена, что соответствие им обеспечивает безопасность клиентов, поэтому мы придерживаемся старых правил, - отмечает Моника Михайловна.
Техническая служба - собственное подразделение парка. Утром её специалисты проверяют все аттракционы. Затем в течение дня каждый час обходят все карусели, узнают у операторов, всё ли в порядке. «Самое главное, что за состояние каждого аттракциона постоянно кто-то несёт ответственность: утром до открытия парка - техники, затем - операторы, потом - служба охраны», - объясняет руководитель «Острова сокровищ».
Осенью, когда парк закрывается для посещений, его сотрудники консервируют аттракционы на зиму. Для каждого механизма - свои правила хранения в холодное время года. Весной проходит обратный процесс - аттракционы готовят к сезону работы.
- Регулярно к нам приезжают специалисты из лаборатории, которая занимается проверкой состояния аттракционов, - рассказывает Яна Потехина, заместитель директора Центрального парка. - Все механизмы обследуются, в первую очередь проверяется на стойкость металл. По итогам проверки каждый аттракцион получает свидетельство, заверяющее его безопасность. Кроме того, сотрудники внутренней технической службы парка каждое утро перед началом работы аттракционов проводят их осмотр. Раньше была специальная комиссия, которая проверяла все парки аттракционов, сейчас закона, регламентирующего деятельность таких центров развлечений, нет. Но мы как коммерческая организация заинтересованы в создании безопасных условий - ведь от этого зависит наша репутация.
Но если владельцы больших стационарных парков стараются создать все условия для посетителей, то так называемые «передвижники» основной целью ставят сбор денег. «Прошлым летом у нас гастролировал передвижной луна-парк, - рассказывает Моника Дюсуше. - Затем они переехали в Екатеринбург. Во время работы с одной из каруселей сорвалось крепление, пострадал ребёнок. Сейчас этот луна-парк снова работает в Красноярске. Контролирующих организаций, которые могли бы проверить состояние его аттракционов, нет».
Ещё один важный нюанс - срок жизни каруселей.
- При Советском Союзе работал единственный завод по производству аттракционов в Ейске, - говорит руководитель «Острова сокровищ». - Тогда существовала система госплана, чтобы завод работал бесперебойно, был рассчитан нормативный срок службы аттракционов. Например, для колеса обозрения он составлял десять лет. Союз распался, завод некоторое время не функционировал, искал инвестора. Что было делать владельцам аттракционов? Решили проводить освидетельствование аттракционов, если механизмы в порядке - пролонгировать их срок службы. Мы регулярно проводим эту процедуру. Для этого появились аккредитованные лаборатории, но приглашение их специалистов - дело затратное и необязательное. И, по сути, никто не может запретить эксплуатацию аттракционов без такой пролонгации, этот вопрос - также на совести руководителей парков.
Сейчас эксперты обсуждают проект технического регламента о безопасности аттракционов. Ещё есть время для того, чтобы внести в него правки и замечания.
- Буду настаивать на том, чтобы правила использования аттракционов разрабатывались с учётом требований тех, кто их эксплуатирует, а не только опираясь на мнение проектировщика, - как это указано в проекте техрегламента, - говорит Моника Дюсуше. - Ведь проектировщики не знают особенностей территорий, их климата. Кроме того, в проекте документа отмечено, что по истечении срока службы не допускается эксплуатация аттракциона без проведения оценки ресурса, которую должен проводить проектировщик механизма. А что делать, если его уже нет? В Красноярске есть фирма, производящая аттракционы, она меняет уже третье юридическое лицо. При этом у заказчиков их продукции есть вопросы к качеству аттракционов, а задать их некому - формально фирмы, плохо выполнившей свою работу, уже не существует.
Перед летним сезоном в «Острове сокровищ» начинается набор операторов. Претенденты на эту должность проходят обучение, стажировку, после чего сдают экзамен.
- Мы выдаём кандидатам методические материалы, в которых прописаны правила техники безопасности аттракционов, охраны труда, электро- и пожарной безопасности, - рассказывает руководитель парка. - Претенденты проходят трёхдневную стажировку, их прикрепляют к опытным операторам. На экзамене мы задаём вопросы не только о правилах безопасности, но и о нюансах работы каждого аттракциона. Также просим ответить на вопросы, обычно возникающие у посетителей. Ребята должны это знать. Поскольку аттракционы находятся под напряжением, возраст операторов - старше 18 лет, младшим по возрасту работать с электроустановками нельзя.
Операторы должны уметь работать с посетителями. «Иногда нужно уметь сказать «нет» так, чтобы клиент остался доволен. Например, на аттракционы категорически запрещено пускать посетителей в нетрезвом состоянии, - говорит Моника Дюсуше. - В Казахстане два выпивших друга сели на колесо обозрения. Пока доехали до середины, успели повздорить, и оба упали вниз. Как оказалось, оператор не был официально оформлен, он просто снял спецодежду и ушёл с места происшествия. Если бы в парке соблюдали все правила безопасности, такой ситуации бы не произошло».