Новости

Конрад ван Альфен: «Я - голландец, но моя родина - Африка»

Конрад ван Альфен: «Я - голландец, но моя родина - Африка»

Конрад ван Альфен
Конрад ван Альфен

Коммунистов музыкант немного опасался

Конрад ван Альфен родился в Южной Африке, в Претории. Там же получил музыкальное образование по классу контрабаса и дирижирования. Впоследствии он становится постоянным членом SABC радио оркестра в Йоханнесбурге. Всё вроде удачно складывалось... Но в 1989 году он уехал на родину предков - в Голландию, где как контрабасист получил возможность работать с многими оркестрами этой страны. Но главной целью переезда была всё-таки мечта стать высококлассным дирижёром. Его учителями стали такие маэстро высокого класса, как Эри Клас и Роберто Бензи.

В 2000 году Конрад ван Альфен основал Роттердамский камерный оркестр, который вскоре стал одним из лучших камерных оркестров Голландии. Произведения Грига, Дворжака, Элгара для голландской кампании «Telarс», записанные камерным оркестром под управлением Конрада ван Альфена, имеют великолепные отзывы музыкальных критиков во всём мире.

Конрад ван Альфен много гастролирует со своим оркестром как в Голландии, так и за её пределами. В 2006 году коллектив из Нидерландов провёл серию концертов на фестивале маэстро Гергиева. Оркестр имел огромный успех. Конрад ван Альфен работает как приглашённый дирижёр по всему миру: в ведущих коллективах Словении, Польши, Болгарии, Македонии, Мексики, Германии и России. В Красноярске он встал за пульт Красноярского камерного оркестра.

- Вы родились в ЮАР, живёте в Голландии, гастролируете по всему миру. Кем вы себя ощущаете?

  • Наверное, я всё-таки человек из Южной Африки. Это землю считаю моей родиной, именно там родился и жил до 26 лет. Считаю себя африканским дирижёром и музыкантом. Голландия, где я живу уже много лет, страна не такая яркая, потому что я вырос совсем в других условиях. Но, по большому счёту, я - человек мира, поэтому чувствую себя везде одинаково прекрасно.

- Для нас Африка в первую очередь связана с этнической музыкой коренного чернокожего населения этого континента. Вы же - классический музыкант. Трудно представить, как выглядит африканская школа академической музыки, такая там вообще существует?

  • Южно-Африканская Республика долгое время была колонией Голландии и Англии. Поэтому в данном случае можно говорить о европейской школе классической музыки. На ней я и воспитан.

- А аборигены интересуются классикой, или академическая музыка там - прерогатива белого населения, она - для потомков бывших колонизаторов?

  • Это редкость - когда кто-то из чернокожего населения увлекается классикой. Но местные жители, безусловно, очень музыкальны и играют на многих инструментах.

- Почему Вы всё-таки покинули ЮАР и уехали на постоянное место жительства на родину своих предков в Голландию?

  • Начнём с того, что у меня всегда был голландский паспорт. Когда мне исполнилось двадцать шесть, я уже имел своё место в оркестре - был контрабасистом. Сидя в оркестре, стал задумываться: неужели это мой потолок, это всё, что я могу достичь в качестве музыканта? Я решил поехать в Голландию, чтобы там попытаться продолжить своё дирижёрское образование. Ведь именно в Европе очень оживлённая музыкальная жизнь, есть возможность работать с разными коллективами, попробовать себя в разных стилях и направлениях… Мне хотелось учиться дальше, у себя на родине я взял всё, что можно. Нужно было двигаться дальше.

- А в качестве контрабасиста Вы сегодня выступаете?

  • Нет, сегодня моим инструментом является оркестр. Я сосредоточен на дирижёрской работе. Хотя кроме контрабаса владею фортепиано и скрипкой. Конечно, могу сесть в оркестр и что-то исполнить. Но сдерживаю себя, потому что считаю, что в жизни нужно всё делать хорошо, а для этого необходимо постоянно работать. То есть чтобы выходить на публику с инструментом, нужно ежедневно репетировать по три-четыре часа самостоятельно, но на это у меня не хватает времени.

- Должен ли быть дирижёр тираном?

  • Конечно (смеётся).

- Вы, как Тосканини на репетиции, бьёте часы и ломаете палочки, когда в гневе?

  • Нет, я не веду себя настолько эмоционально и жёстко. Но понимаю, что для музыкантов должен быть строгим отцом, который учит и направляет их. При этом нужно очень любить своих оркестрантов, потому что без любви музыки не бывает. Работа дирижёра во многом похожа на работу психолога: нужно быть внимательным к каждому, чувствовать настроение музыканта и уметь направлять его энергию и талант в нужное русло. При этом нужно очень хорошо разбираться в музыке.

- Вы работаете в разных странах. Отличается, например, коллектив русских музыкантов от итальянского, португальский от голландского?

  • Да, каждый коллектив имеет свои особенности, свой характер. Если говорить о русских оркестрах, то там как правило очень сильны струнники. С одной стороны, это хорошо, но с другой - есть такие произведения, где струнные играют не первостепенную роль. Что касается Голландии, то музыканты там очень демократичные, свободные, что имеет тоже свои плюсы или минусы.

- В Красноярске Вы выступали с Красноярским камерным оркестром. В чём его особенность?

  • В нём очень молодые музыканты, и я считаю, что это очень хорошо. Они мобильны, открыты новому, готовы развиваться, учиться.

Считаю себя африканским дирижёром и музыкантом. ЮАР долгое время была колонией Голландии и Англии, поэтому в академической музыке там европейские основы и традиции.

- Важна ли для Вас аутентичность исполнения того или иного произведения? Или дирижёр может свободно относиться к трактовке классики?

  • Это довольно сложный вопрос. Люди часто слишком догматично относятся к вопросу интерпретации. Мы не знаем в точности, о чём думали Бах, Гайдн или Моцарт, когда писали свои произведения. Считаю, что коли мы живём в мире, который очень отличается от шестнадцатого и даже девятнадцатого века, то можем относиться к классике более современно, используя приёмы двадцать первого века. Главное - играть музыку нужно с душой, чувством. Хотя отношусь с большим уважением к музыкантам, которые пытаются исполнять музыку максимально аутентично.

- Одно время Вы работали в России, руководили Кисловодским филармоническим оркестром. Не страшно ли было ехать в то время на Кавказ?

  • Нет, предрассудки на этот счёт имелись. Когда первый раз ехал в Россию, то с трудом представлял, что могу здесь увидеть. Образ коммунизма, как и СССР для меня был довольно зловещ. Но многие представления оказались мифами. Работа в Кисловодске оказалась для меня очень продуктивной и полезной. (И не только в творческом плане: там Конрад познакомился с русской девушкой, которая стала его женой и сегодня работает в Роттердамском оркестре. - Прим. автора.)

- Что собой представляет сегодня современная музыка в Голландии?

  • Если мы будем сравнивать голландскую музыку, которая писалась лет десять-двадцать назад, и сейчас, то тогда музыка была намного сложнее. Сейчас она становится проще, понятней, мелодичней, более выразительной и экспрессивной, чтобы зрители смогли лучше прочувствовать, что несёт музыка. Но в этом нет ничего нового, история повторяется - то же можно было наблюдать и во времена Баха. Если музыка становится слишком радикальной и прогрессивной, то это отталкивает людей. Как результат - нет полных концертных залов, а значит, и нет денег на искусство.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА