Новости

Дмитрий Обуховский: «Театр - дело бедное»

Дмитрий Обуховский: «Театр - дело бедное»

Дмитрий Обуховский
Дмитрий Обуховский

История театра «Вспышка» - это тот идеальный вариант, когда развлечение становится бизнесом. Как хобби вырастает в реальное дело? Какие особенности у такого дела? Ответы на эти и другие вопросы ищем вместе с Дмитрием Обуховским, главным режиссёром «Вспышки».

- Как зарождался Ваш проект?

  • Много лет назад мы собирались на квартирах и под влиянием первых сезонов фестиваля «ДНК» («Драма. Новый код» - красноярский фестиваль, посвященный современному театру, который как раз проходит в эти дни в нашем городе.- Прим.авт.) читали вслух, по ролям, как в школе, пьесы. Сначала это делалось для близких друзей, потом для друзей друзей, затем для друзей друзей друзей. Постепенно квартира перестала вмешать всех желающих, тогда мы решили расширяться.

Было трудно, болезненно, поскольку раньше мы читали как Бог на душу положит. В том смысле, что раньше мероприятия проводили так часто, как хотели. Но когда мы нашли помещение, возникла необходимость регулярно что-то выдавать. Это непросто, потому что не все могут выдержать ритм.

- Долго пришлось искать новое место?

  • Наш директор Дмитрий Чайкин увлёкся фотографией. И он познакомился с Владимиром Мордвиновым, владельцем фотостудии «RED». Они вместе решили, что могут быть друг другу полезны.

- Много желающих посетить читки - единственная причина выхода на новый уровень?

  • Мы вообще всегда сильно хотели создать в Красноярске театр, потому что нам всегда казалось, что мало такого рода учреждений в городе. И особенно недостаёт тех, которые занимаются современной драматургией. Мы давно об этом разговаривали, но вечно мешали какие-то факторы. То я уезжал в Москву на полгода, то Чайкин был занят…

- Почему всё получилось именно сейчас?

  • Сложно сказать. Но был один важный катализирующий нюанс. К нам приезжала из Москвы профессиональный кинорежиссёр Анна Ковтун, которая нас всех мотивировала. В частности, она взяла и поставила мою пьесу «Граница». Когда я увидел, что она сделала, то заразился идеей.

- Это нормальная история, когда театр создают частные лица, а не государство?

  • Есть прекрасный дизайнер Иван Яскеляйнен. Однажды он посоветовал нам, как назваться. Тогда этот вопрос был актуален. Мы думали - клуб? Несерьёзно. Фабрика, как у Энди Уорхола? Как-то слишком… А Ваня сказал: «Почему вы не назоветесь театром? Театр - это люди, которые его делают». И действительно, всё, что сегодня связано с современной драмой, зиждется на самих людях, а не на распоряжении «сверху». Это, например, «Театр.doc» и «Практика» в Москве или «Пост» Дмитрия Волкострелова в Санкт-Петербурге.

- У театров часто не хватает средств на существование. Нередко можно услышать жалобы на то, что залы не заполняются, поэтому нужна поддержка из бюджета.

  • Мне кажется, что когда говорят «У нас нет финансов, поэтому пустуют залы», это неправильно. Театр тем хорош, что для его существования в первую очередь важны не деньги, а люди, которые его делают, их энтузиазм.

- Соответственно, стремиться создавать бизнес в этой сфере - неверная задача?

  • Содержать частный театр в России, как и много десятков лет назад, могут позволить себе только очень и очень богатые меценаты. А вообще видеть в сцене только бизнес недальновидно. Все актеры и режиссёры, с которыми я общался, хором говорят, что театр - дело бедное.

- То, что Вы работаете только ради интереса, вызывает сомнение, когда видишь рекламу Вашей новой читки пьесы «Порнография». Кампания явно была продумана. Закладывался вирусный эффект. На афишах с информацией о событии изображены обнажённые актеры, прикрывающиеся табличками. Похоже, полные залы Вас тоже интересуют. И провокация ради этого - вполне приемлемое средство…

  • Мы, как и любые другие актеры, хотим, чтобы на нас смотрели. А в современном мире без маркетинга к нам никто не придёт. Так что всё естественно. Сейчас вообще все ищут новые формы привлечения людей. «Театр.doc» к своему очередному спектаклю выпустил в Интернете трейлер! Это же киношная методика.

Никогда нельзя недооценивать зрителя. Мне кажется, что он очень хочет видеть неглупые вещи на сцене и думать. Когда не дают думать, появляется неудовлетворение.

- Может ли, на Ваш взгляд, умный спектакль или читка собрать максимальное количество зрителей? Придут ли люди?

  • Никогда нельзя недооценивать зрителя. Мне кажется, что он очень хочет видеть неглупые вещи на сцене и думать. Когда не дают думать, появляется неудовлетворение.

Но при этом я никогда не верил и в вещи, созданные для очень узкой аудитории. Есть общие законы для всего искусства. Они должны резонировать с душой зрителя. Если некто создал вещь для узкого круга, а его творчество получило широкий отклик среди самых разных людей, то это просто хорошо и правильно сделанное произведение. Обратный пример - спектакль для широкой аудитории, который мало кому понравился. Так что нельзя делать нечто только для какой-то узкой группы. А если делаешь, то следует в уме держать расчёт на всех. Но в любом случае создатель спектакля должен делать то, что нравится именно ему, что он любит больше всего. И если он всё сделает правильно, то получит отклик зрителей.

- Если Вы станете коммерчески популярны, что-то изменится в сути «Вспышки»?

  • Если это произойдет, то будет очень печально. Это станет первым шагом к провалу.

- Существует мнение, что Ваш формат - не совсем читка и не совсем спектакль - слишком специфичен. Это говорит о поиске?

  • Мы постоянно в поиске. Желаем развиваться. Но то, что мы имеем сейчас (не всегда профессиональные актёры, проблемы со светом и так далее), не может быть оправданием для показа плохого продукта. Поэтому будет лучше, если мы сделаем очень качественную читку вместо плохого спектакля. Но планируем расти и искать новые формы. В будущем хотим начать привлекать активно музыку. Но не ту, которая просто будет дополнительным фактором, поддерживающим основное действо, а ту, что станет вплетаться в ткань.

- Жанр полноценного спектакля - концептуально не устаревший? Ведь читка значительно мобильнее? В мире Интернета и информационного общества скорость предпочтительнее.

  • Есть известная фраза, что театр возникает, когда появляются два человека, кладут на пол коврик и начинают играть. Многие сейчас, к сожалению, об этом забывают, как мне кажется. Важно не то, сколько будет привлечено всякой машинерии и бутафории, а то, насколько живым будет процесс.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА