Новости
Любовь и производство
Стахановцем быть не модно
____На мой вопрос, который испокон веков задают взрослые детям, - «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», - шестилетняя племянница со знающим видом ответила: «Хочу работать в офисе». Я попыталась уточнить: «А в офисе ты чем заниматься будешь?» На что юная девица томно-протяжно стала пояснять: «Ну, печатать на компьютере, красить губы, пить кофе… Ещё буду моделью». На этом беседа по профориентации была окочена, я отстала от ребёнка.
«Буду работать в офисе» - сегодня это фраза дня. Причём именно так отвечают не только несмышлёные детсадовцы, но и взрослые двадцатилетние люди. Род занятий их почему-то не особо волнует, больше заботят мысли о том, как бы получать много денег и при этом не перетрудиться и не запачкать руки. Эталоном для нынешней молодёжи является менеджер среднего звена, так называемый офисный планктон. Слово «рабочий» или «крестьянин» вызывает у подрастающего поколения какую-то странную усмешку.
Впрочем в этом нет ничего удивительного. Нынешняя молодёжь - поколение телевизора и Интернета. С раннего детства они воспитаны на сериалах и фильмах, где героем нашего времени являются класс «белых воротников» - чиновник или менеджер. Ну ещё среди главных действующих лиц сегодняшнего времени бандиты и блюстители порядка в виде милицейских-полицейских и частных детективов, а также врачи. О них пишут книги и снимают фильмы. Попытки же хоть как-то затронуть тему производства, как правило, оканчиваются ничем. Вспомните хотя бы сериал по любовь на отечественной швейной фабрике «Не родись красивой»… Там все постоянно говорят о работе, о том, как они смертельно устали от напряжённых будней и бессонных ночей, проведённых в праведном труде… Но в кадре рабочий процесс никак не показан, все занимаются на фабрике не пойми чем: сплетничают, курят, пьют кофе, выясняют отношения и плетут интриги. Естественно, молодой человек, который никогда не бывал ни на заводе, ни на фабрике, может принять происходящее за чистую монету, так называемую правду жизни. Насколько адекватно изображены другие «передовики производства» в других российских современных киношедеврах, тоже большой вопрос.
Конечно, кто-то скажет, что всякий здравый человек может отличить фантазию от реальности. Так оно и есть. Но при этом не стоит принижать значения фильмов, книг, изобразительного искусства в деле формирования менталитета. О том, что искусство один из главных инструментов пропаганды и манипуляции, доказано тысячу раз. Например, известное во всём мире скульптурное произведение «Рабочий и колхозница» ассоциируется сегодня не только с гордостью и атрибутикой советской эпохи - Выставкой достижений народного хозяйства, но и с киностудией «Мосфильм» - крупнейшей в России и одной из самых технически оснащённых киностудий в Европе. А ведь когда-то мосфильмовские картины не были узнаваемы с первых секунд... Всё началось в 1947 году с картины Григория Александрова «Весна». Именно тогда впервые появился символ «Мосфильма» - скульптура «Рабочий и колхозница».
Выбор был не случаен. В разрушенной стране, в послевоенные годы руководство СССР даёт установку показывать больше жизнеутверждающих, направленных на созидание фильмов. Ведь кино - наиболее действенное и эффективное средство массовой идеологической пропаганды. А поскольку «Мосфильм» был главной киностудией страны, было принято решение, что каждому показу фильма должен предшествовать соответствующий ассоциативный символ. Для выбора такого символа была создана комиссия, в состав которой вошли деятели культуры, в том числе скульптор Вера Мухина. В результате и была выбрана её скульптура «Рабочий и колхозница», к тому времени уже известная как символ нерушимого союза рабочего класса и крестьянства и трудовых достижений Советского Союза. Вот такой непростой ассоциативный ряд выстроили идеологи страны.
Ещё до войны взяли курс на индустриализацию. Поэтому все силы искусства были направлены на то, чтобы люди устремились на производство. Один из культовых довоенных фильмов - картина «Светлый путь». В её создании участвовали лучшие творческие силы того времени: режиссёр Александров, композитор Дунаевский, в главной роль - Любовь Орлова, а рядом с ней - Евгений Самойлов, Рина Зелёная. Фильм сделан так, что по нему можно и нужно было строить жизнь, он давал единственно верную модель поведения того времени. По сути, это история Золушки. Неграмотная деревенская девушка Таня Морозова проходит путь от домработницы до передовой ткачихи. Отличившись в борьбе с вредителями, Татьяна становится участником стахановского движения: вместо положенных восьми станков она умудряется следить за целым цехом в 150 станков. Кульминация фильма - награждение её орденом Ленина: она оказывается во дворце среди хрустальных люстр и позолоченных зеркал. Вместе с почётом и славой к ней приходит любовь в виде молодого инженера Алексея Лебедева. Тема «Любовь и производство» была продолжена и в дальнейшем. Вспомните «Весну на Заречной улице», «Большую перемену», «Дело было в Пеньково», «Председателя», «Простую историю», «Укрощение огня», «Москва слезам не верит» и другие.
В фильме «Светлый путь» впервые прозвучала знаменитая песня Исаака Дунаевского на стихи д’Актиля «Марш энтузиастов». Это произведение и многие другие славили человека труда на все лады. Писали эти трудовые гимны помимо Исаака Дунаевского такие столпы отечественной музыки и поэзии, как Лебедев-Кумач, Матусовский, Фрадкин, Долматовский, Баснер, Хренников, Блантер, Свиридов. Чего только стоит марш из кинофильма «Время, вперёд!» Свиридова - это просто гениальный гимн рождению новой промышленной цивилизации, который стал заставкой главной новостийной программы «Время».
Картина «Время, вперёд!» была снята по одноимённому произведению Валентина Катаева. Так мы пришли к теме героического труда в литературе. Конечно, многие из произведений написаны по заказу и были конюктурой. Некоторые произведения были откровенно слабы и канули в Лету, но есть те, которые если не навсегда, то надолго вошли в историю литературы. Среди них «Как закалялась сталь» Островского, «Поднятая целина» Шолохова. Эти книги по-прежнему будоражат сердца и умы читателей.
- Возвращение в качестве героя человека труда в литературу и другие сферы искусства - метод косметический, не более того, - считает известный филолог, профессор Калифорнийского университета Борис Гаспаров. - Можно много говорить об этом, но литература движется своим путём, который невозможно контролировать. Спонтанно героем массовой литературы сегодня становится добродетельный милиционер, часто женщина. Заблуждение, что если человек прочитает хороший роман, то под его влиянием выберет свой жизненный путь. Это нереально. Я мало сталкивался с рабочим классом, но хорошо знаю научную среду. И моё глубокое убеждение, что героизация образа учёного нанесла сильнейший вред самой науке. Наука - это профессиональное занятие, и состоит оно в ежедневном работе, в том, что вы всё время меняетесь и ищете что-то новое. Это как в рок-музыке: вы записали альбом, который был принят на «ура», но если второй диск будет похож на первый, то на него никто не обратит внимания. И никаких жертв на алтарь науки никто не приносит.
Дипломная работа народного художника России, руководителя регионального отделения «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств Анатолия Левитина называлась «Обмен стахановским опытом».
- Первоначально для дипломной работы я выбрал другую тему - хотел показать трагедию молодогвардейцев. Решил написать самый тяжёлый момент, когда этих героических мальчиков и девочек бросают в шурф. Съездил в Краснодон, познакомился с родителями молодогвардейцев. Когда я своему учителю Иогансону в Ленинградском институте живописи показал эскизы картины, он мне сказал: «Эту работу вы потом напишете, когда станете зрелым художником. Я советую взять что-нибудь из жизни, что вы можете увидеть сейчас. Пойдите на завод или поезжайте в колхоз». Я пошёл на станкостроительный завод имени Свердлова в Ленинграде. В то время там работал такая известная личность, как Борткевич Генрих Станиславович, который изобрёл скоростной способ обработки металла.
Это была революция в нашей промышленности: скорость точения 700 м/мин, при такой обработке металла стружка становилась сине-сиреневой, как васильки.
«Я с головой окунулся в эту жизнь и влюбился в этих работяг-токарей, - вспоминает художник. - Стал свидетелем, как приехал на завод Павел Быков из Москвы, лауреат Сталинской премии. Там я увидел наяву встречу двух передовых рабочих у станка и решил запечатлеть этот момент. «Обмен стахановским опытом» - это групповой портрет. Но больше всего я трудился над станком. Он очень вкусно написан: как течёт масло, эта сиреневая стружка… Хочу сказать, что, когда многих из ныне живущих не было ещё на свете, я уже жил идеями социализма. В 1920-1930-е годы мы ещё не знали, что руководство нашей страны предаст все эти идеи. Я был искренен в том, что делал тогда, - с упоением писал людей труда. Надо сказать, что в 1930-1940-е годы стахановское движение было передовым. Сегодня, увы, рабочие специальности погибли. В советское время почётно было быть не только хорошим художников, но и токарем, слесарем. Это уважалось. Тогда средства массовой информации уделяли большое внимание людям труда. Труд - это дело чести, доблести и геройства. И это был не пустой звук. Я приезжал на строительстве ГЭС в 1961 году. Писал портреты строителей с удовольствием».
А вот ещё одна производственная история, но уже театральная.
- Когда началось строительство Красноярской ГЭС, театр имени Пушкина поставил спектакль о гидростроителях «На диком бреге» по пьесе Бориса Полевого, - вспоминает заслуженный работник культуры России Илья Клеймиц, которые в те годы служил заведующим литературной счастью в драмтеатре.- Была такая легендарная личность - начальник стройки ГЭС Андрей Ефимович Бочкин. Он стал прототипом главного героя, роль которого исполнял гениальный актёр Николай Прозоров. Артист долго искал ключик к своему герою и в конце концов решил одеть его, как Бочкина, - а высокий начальник, надо сказать, ходил в кирзовых сапогах, в плаще и кепке. Спектакль имел огромный успех - за билетами выстраивалась длиннющая очередь. Однажды летит Бочкин в самолёте в Москву, и к нему подходит незнакомая дама и радостно говорит: «Здравствуйте, Николай Захарович!» Она Бочкина за Прозорова приняла. Вот как были популярны спектакли о народе среди самого народа.