Новости
Оксана Морозова: «У меня двадцать шесть детей. И все мои»
Своих первых малышей Оксана Юрьевна недавно провожала в армию. «Её дети» не забывают своего воспитателя, после выпускного вечера дружба не заканчивается…
В этом году педагог детского сада № 140 Оксана Морозова стала лучшей по профессии. Она заняла первое место на конкурсе «Воспитатель года Красноярского края». На состязании Оксана Юрьевна представляла большой проект, который начинался с одной маленькой куклы.__
- Я очень люблю рукоделие - плету кружева, вышиваю. Не так давно у меня появилось новое увлечение: замечательная мастерица Валентина Трубачёва научила меня делать текстильных кукол. Самую первую я принесла на конкурс, объявленный в Советском районе. И мы увидели, как заинтересовала наших ребят эта кукла, выполненная своими руками, с каким трепетом они передавали её друг другу…
Вообще, детский сад, в котором я работаю, давно занимается изучением истории региона, у нас есть проект «Такой близкий и родной Красноярский край ты мой». В принципе во всех ДОУ имеется программа, направленная на развитие чувств гражданственности, патриотизма у детей. Мы проводили беседы об истории края, выезжали на экскурсии. Но я замечала, что, когда просто рассказываю ребятам о регионе, малыши не всегда запоминают эту информацию. А когда к ним в гости стали приходить куклы, которые ребята создали вместе со мной и родителями, рассказывать о крае, загадывать загадки, дело пошло совсем по-другому.
Пока в нашей коллекции шесть кукол: сибиряки Ангара и Енисей, эвенки Синильга и Алтанай, хакасы Карина и Карим. Изготовление каждого героя начинается с познавательно-исследовательской деятельности. Родители с детьми выбирают имя, затем подбирают костюм. Всё до мельчайших деталей должно соответствовать особенностям народа, который будет представлять кукла. Так вместе мы узнали, что чем шире рубаха у хакаса, тем он богаче. А загнутые носки обуви у этого народа символизируют бережное отношение к природе.
Далеко не всю информацию смогли найти в Интернете, чтобы восполнить пробелы, родители обзванивали друзей, родственников, живущих в Эвенкии, Хакасии. Так выяснили любопытные нюансы. Например, нашему эвенку хотели вложить в руки удочку. Но оказалось, что удочек у них не было - рыбу ловили багром.
- К проекту присоединились и ваши коллеги…
- Да, это так. В нашем садике работает замечательный коллектив. Педагоги поддержали идею, сделали три дома для наших кукол - русскую избу, хакасскую юрту, эвенкийский чум. Каждый дом шедевр, все детали - расположение окон, дверей, внутренне убранство помещений, мебель - в точности воспроизводят настоящие. И самое главное - дома, как и куклы, не хранятся у нас как в музее. Их приносят на занятия в группы, дети могут поиграть с ними.
Малыши бережно относятся к таким наглядным пособиям, ведь они участвовали в их создании. Иногда делают друг другу замечания: зачем ты лезешь кукле в глаз, я же тебе не лезу, а они тоже живые - как мы.
Родители моего Миши сделали для наших занятий герб Красноярского края - выжгли его на деревянной доске, раскрасили. Теперь Миша горд, что его гербом пользуется весь сад.
Так мы развиваем интерес к родному краю и у малышей, и у их родителей. Важно, чтобы дети знали свою малую родину, тогда и большую родину будут любить. Сегодня многие жители нашего края лучше знают историю Таиланда, а не нашего региона. Это неправильно.
- Оксана Юрьевна, к сожалению, сейчас профессия воспитателя не очень востребованна, молодёжь не стремится в детские сады. Почему Вы решили работать с малышами?
- Сразу после окончания Красноярского педагогического университета я пришла в детский сад. Это было семнадцать лет назад. Моим первым местом работы стал сад «Золотой ключик», расположенный на правом берегу. Потом по семейным обстоятельствам перешла в детский сад № 140, в котором работаю до сих пор.
С детства я люблю заниматься с малышами. В школе всегда брала шефство над учениками младших классов, тогда существовали звёздочки. Думаю, что профессия воспитателя - моё призвание.
Почему молодые педагоги не хотят идти в детские сады? С одной стороны, конечно, сказывается невысокая зарплата, которую предлагают воспитателям. Хотя нам доверяют самое дорогое и ценное - своих детей, - наш труд оценивается невысоко. Но, с другой стороны, у тех, кто работает с детьми, душа особенная. Не зря говорят: настоящие воспитатели, даже если им не платить, всё равно на работу ходить будут. Но таких немного.
- С малышами Вы работаете не первый год. Изменились ли дети, отличается ли детсадовское поколение начала двухтысячных от сегодняшних дошколят?
- Изменяется окружающий мир, изменяется время - и дети, конечно, становятся другими. Раньше они слушали сказки, а сегодня любят играть в Бэтмана, с лёгкостью управляются с разными гаджетами. Я же принимаю своих малышей такими, какие они есть, и стараюсь меняться вместе с ними.
Считаю, что дети умнее нас, взрослых. Это мы не успеваем за ними, а они соответствуют сегодняшнему дню. Современный мир - это их время, а я только догоняю своих детей.
В последнее время в дошкольном образовании изменился подход к обучению детей. И это правильно. Воспитатель должен быть партнёром: подводить малышей к знаниям, а не обучать. Я не стучу указкой, не надзираю, а доношу информацию так, чтобы малыши сами мыслили, догадывались, делали выводы… Мотивирую их к деятельности. Мышление ребёнка работает по-другому, его самооценка повышается, когда он всего добивается сам. Ему хочется не останавливаться на достигнутом, что-то делать дальше.
В моей группе все лидеры, все талантливы. Ребята посещают кружки, участвуют в городских концертах, конкурсах, состязаниях. Имеют первые победы, награды и грамоты. Кто-то силён в спорте, кто-то в творчестве.
- Как Вы считаете, какая составляющая в деятельности воспитателя самая важная - образование, присмотр, воспитание?
- Воспитатель должен жить с детьми, а сюда входит всё - и присмотр, и образование, и воспитание. Я не пытаюсь заменить ребёнку маму, она у него есть. Просто живу с ним и делаю то, что делала бы со своим - и люблю, и целую, и ругаю… Все двадцать шесть ребят, сейчас посещающих группу, мои дети, мои зайцы, к каждому из них отношусь как к собственному. Хотела бы я, чтобы мой ребёнок ходил по улице с развязанным шарфиком? Или сидел за столом, задрав ноги? Конечно нет.
Родными дети становятся, когда проживёшь с ними первый год. А каждый выпуск я думаю: как же возьму других? Ведь этих от сердца отрываю. Мы продолжаем дружить с ребятами, их мамами и папами. Уже не первый год летом я работаю в загородном лагере, со многими ребятами встречаюсь там - снова становлюсь их воспитателем, теперь уже в отряде. Мои первые выпускники уже служат в армии, недавно приглашали меня на проводины.
Если родители видят, что воспитателю не всё равно, как живёт, развивается ребёнок, каких успехов он достигает, мамы и папы подключаются к образовательному процессу. В нашем саду работает клуб выходного дня. В субботу к нам приходят родители с детьми, мы проводим конкурсы, КВН, играем вместе. Такое общение объединяет.
Когда я набираю новую группу, всегда говорю малышам, их мамам и папам: мы с вами - одна семья. Чтобы ни происходило, должны обсуждать проблемы, делиться друг с другом радостями и горестями, должны доверять и помогать друг другу.