Новости
И трёх жизней бы не хватило
Как Ярыгин нам солнце подарил
«Ура, приехал! Здравствуйте!» - ребятишки машут приветливо рукой. С такой теплотой встречают юные спортсмены лучшего тренера XX столетия на входе в академию борьбы. Именно с этого места и началась наша прогулка по Красноярску с Дмитрием Миндиашвили, иначе и быть не могло. Ведь Дмитрий Георгиевич является основателем кузницы борцов-чемпионов.
- Я, можно сказать, соавтор нашей академии, - признаётся Дмитрий Миндиашвили. - Изначально сам рисовал эскизы, делал все разметки кабинетов, залов и других помещений. Ну а полностью весь проект создал известный архитектор Виталий Орехов. Считаю, что так и должно быть, ведь не зря же говорят, что объект нужно строить под специалиста, ему там потом работать, а потому виднее, что, где и как должно быть расположено, чтобы максимально задействовать каждый квадратный метр.
Мы выходим на улицу, Дмитрий Георгиевич становится рядом с почётным стендом, где размещены фото наших именитых земляков-борцов, и рассказывает, что изначально он хотел, чтобы академия борьбы появилась на острове Отдыха справа от моста, где раньше находился временный зоопарк. Но в архитектуре города решили, что такая школа должна размещаться в центре Красноярска.
- До строительства академии здесь был частный сектор, - вспоминает Дмитрий Георгиевич. - Люди держали во дворах своих домов скот, птицу, поэтому менять место жительства категорически не хотели и всячески меня проклинали. Чтобы их расселить, необходимо было предоставить 75 квартир, сами понимаете, масштабы серьёзные. Дома всё же снесли, а их владельцам предоставили благоустроенное жильё в центре города по улицам Ады Лебедевой и Сурикова. Потом жильцы меня благодарили за это.
Для того чтобы прогуляться с нами по своим любимым местам, Дмитрий Миндиашвили отпросился на несколько часов из больницы, где он находится на дневном стационарном лечении. Поэтому передвигаемся по городу на машине. Садимся в автомобиль, а Дмитрий Георгиевич объясняет, почему следующим нашим пунктом будет памятник Ивану Ярыгину на острове Отдыха. И это не только потому, что Иван - его ученик и коллега. Именно Ярыгину принадлежит большая заслуга в появлении красноярской академии борьбы. После его триумфальной победы на Олимпийских играх в Мюнхене основана школа высшего спортивного мастерства. Случилось это летом 1973 года, а в 2009 году ей присвоен статус академии.
- Помню, когда Ваня стал уже известным и титулованным борцом, ему пришло письмо из Киева, - рассказывает Дмитрий Георгиевич. - Его приглашали туда на постоянное место жительства, обещали предоставить квартиру, ранее принадлежавшую Сергею Бондарчуку. В письме содержался и план этой квартиры, также ему сулили зарплату в 500 рублей, по тем временам это были большие деньги. Иван показал письмо мне и попросил совета. У меня внутри, конечно, ёкнуло, но я сказал ему: «Ваня, наверное, нужно ехать, ведь предлагают такие условия!». Иван глянул на меня, как Ленин на буржуазию, и ответил: «А давайте у нас в Красноярске создадим такую школу, чтобы к нам ехали отовсюду, а не от нас уезжали». Эти слова оказались пророческими, сейчас к нам едут со всего мира. Ваня открыл для красноярских спортсменов, причём по всем видам спорта, олимпийскую тропинку. Поэтому не случайно и этот дворец назвали его именем, и рядом его памятник стоит. Большое спасибо всем, кто принял в создании и дворца и скульптуры участие. Посмотрите, какой богатырь!
При этих словах как знамение свыше среди туч прямо над памятником проглядывает солнышко. Словно славный олимпиец таким образом приветствует своего наставника, а заодно и нас.
- А ведь композиция-то до конца не завершена, - сетует Дмитрий Георгиевич. - Я видел проект, за памятником должно быть ещё обрамление, где выгравированы различные виды борьбы. Задумка хорошая. Эх, завершить бы нам всё-таки этот ансамбль, да ещё бы к сорокалетию нашей академии.
Дмитрий Георгиевич по-отечески окидывает взглядом это место, поворачивается в другую сторону и взором упирается в Центральный стадион.
- В строительстве стадиона я тоже принимал участие, - делится Миндиашвили. - А когда его торжественно открывали, мне выпала честь поднять флаг. А вон там, под трибунами, мы раньше тренировались. Ну а сейчас идём к моему любимому мосту, который я строил от начала и до конца.
И вот он - Коммунальный мост, мы стоим на набережной, дует пронизывающий ветер, а Дмитрий Георгиевич указывает на опоры.
- Когда пришло время их заливать, на дворе стояла ранняя весна, причём она выдалась тёплой, - вспоминает Миндиашвили. - Сверху пригревало солнце, снизу вода уже пошла, и если бы мы не успели поднять эти опоры выше уровня воды, их бы попросту смыло. И вот подъезжали к этим местам по льду на машине с открытыми дверцами и лили туда бетон. Молодые были, не понимали, что в любой момент могли ухнуть вниз, и всё…Подобных историй много, но мост мы всё-таки сделали. Он был первый в мире, выполненный из железобетона!
Живёт Дмитрий Георгиевич неподалёку, окна квартиры как раз выходят на мост, поэтому на своё творение супруги Миндиашвили (жена Тамара тоже принимала участие в его строительстве) любуются каждый день и частенько приходят сюда кормить уток.
- Я вот тут задумался, перенёсся в те времена - столько всего сделано, - признаётся Дмитрий Георгиевич. - На первый взгляд, и трёх жизней бы не хватило, а вот с Божьей помощью всё получалось, причём на высоком уровне.
Классически и лаконично
Инициатором создания памятника Ивану Ярыгину выступил фонд Ярыгина. Скульптуру в честь знаменитого борца установили в Красноярске в марте 2002 года. Основной причиной того, что монумент не появился в нашем городе сразу же после его трагической гибели, стал затянувшийся выбор проекта композиции. Помимо этого, были и финансовые трудности. Средства собирали буквально по крупицам.
На помощь сибирякам пришли и москвичи. Инициативу проявили друг Ярыгина Владимир Малышков и красноярцы, жившие в то время в столице, мастера Российской академии художеств. В итоге выбрали проект памятника Владимира Усова, земляка Ярыгина, уроженца Шушенского района, проживающего сейчас в Москве.
По признанию автора скульптуры, за работу над проектом его заставило неожиданное известие о гибели Ивана Ярыгина.
- Я ведь с ним был хорошо знаком, мы дружили, - рассказывает Владимир Усов. - Он всего лишь на год старше меня. Поэтому я сразу же обратился в городской спорткомитет с предложением сделать памятник в честь Ивана. Сначала конкурс на лучший проект объявили в Красноярске, но что-то не пошло, в итоге всё свернули. Потом устроили закрытый конкурс в Москве, где и победила моя работа. Над скульптурным решением потрудился я, а в целом проект создавался совместно с архитектором Александром Гнездиловым. Композиция проста и лаконична, без всяких витиеватостей, тем она и хороша. Это просто классическая постановка борца-вольника, свободного в движении. И очень хорошо, что скульптура больших размеров установлена как бы на взлёте, иначе здание Дворца спорта на неё бы давило.
Сама бронзовая фигура - четырёхметровая. Её изготовили в Санкт-Петербурге при содействии Зураба Церетели. Затем специальным рейсом её доставили в Красноярск и установили на постаменте из уральского гранита. После сборки общая высота монумента почти достигла десяти метров. Всеми вопросами возведения памятника занимался брат Ивана Александр.
- Композиция действительно до конца не завершена, - подтвердила Наталья Ярыгина, вдова Ивана Сергеевича. - По проекту вокруг памятника должно быть обрамление. Сделать его изначально не получилось, открытие монумента было приурочено к началу ежегодного турнира. Поэтому завершить полностью весь ансамбль не успевали. Был и ещё ряд трудностей. Ну а сейчас хотелось бы просто хотя бы подсветку возле монумента оборудовать, чтобы стало красивее.
Ежегодно 7 ноября, в день рождения Ивана Ярыгина, воспитанники и тренеры академии борьбы возлагают к подножию памятника цветы. А ещё существует такая традиция: молодые борцы перед отъездом на соревнования приходят поклониться перед монументом Ивана Ярыгина, а вернувшись с состязаний - отчитаться. Приезжают сюда и молодожёны в день свадьбы. Словом, у памятника всегда многолюдно, площадь перед Дворцом спорта стала одним из любимых мест отдыха горожан.