Новости
Геннадий Фадеев: «Считаю себя сибиряком»
Экс-министр путей сообщения России и президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев родом из Амурской области, учился в Хабаровске, работал в Иркутске, Ленинграде и Москве, но считает себя истинным красноярцем. В нашем городе Геннадий Матвеевич трудился девять лет - возглавлял Красноярскую железную дорогу. За это время им так много было сделано для столицы края и всего Красноярья, что Геннадию Фадееву присвоили титул почётного гражданина Красноярского края.
- Геннадий Матвеевич, время, когда Вы пришли на Красноярскую железную дорогу, отличалось индустриальным подъёмом: возводились Саяно-Шушенская ГЭС, Ачинский нефтеперерабатывающий и Саянский алюминиевый заводы. Край в буквальном смысле этого слова строился. Какую из задач,поставленных тогда перед Вами, пришлось выполнять первой?
- В 1975 году из Нижнеудинска я был переведён в Красноярск начальником отделения Восточно-Сибирской железной дороги, а когда через четыре года она обрела самостоятельный статус, стал начальником Красноярской железной дороги. Тогда передо мной стояла задача создать сильную команду управленцев. Но хочу сказать, что на это ушло не так много времени. Многие из руководителей приехали со мной из Иркутска. Были и такие, кто раньше проживал в Красноярске, они возвращались на родину с удовольствием. Тогда подобралась действительно хорошая команда. И город постарался обеспечить её стабильную работу. Краевой комитет партии во главе с Павлом Стефановичем Федирко, рассматривая размещение семей прибывших руководителей железной дороги, выделил нам две высотки, которые только что построили на берегу Енисея у речного вокзала. Мы там расквартировались, но с таким расчётом, что в будущем железная дорога вернёт городу это жильё.
- Во время Вашей работы в Красноярске началось большое строительство. И возводились не только объекты железной дороги, вы чуть ли не полгорода застроили жилыми домами.
- Помню такой момент: меня пригласили в краевой комитет партии к первому секретарю. Он открыл на столе план города и показал мне место Стрелки, где Кача впадает в Енисей. А раньше там стояли двухэтажные деревянные дома барачного типа, вот он меня и спросил: «Это ваши бараки? Их надо снести». Я говорю: «Наши. Но если вы поручаете мне снести эти дома, позвольте построить на этом месте новое жильё для железнодорожников». Согласие на это я получил, и мы быстро стали осваивать Стрелку. Скоро там появился замечательный по тем временам многоквартирный дом, и это было только начало строительства в этом красивом элитном месте. Кроме того, были построены целые улицы в Николаевке, на Бугаче, реконструирована железнодорожная больница - мы построили новый хирургический корпус, и она стала лучшим учреждением здравоохранения в Красноярском крае.
Позже жилой микрорайон появился на Базаихе, с которой у меня связано одно воспоминание. В Красноярске тогда была хорошо развита оборонная промышленность, и министр среднего машиностроения, которому она подчинялась, Ефим Славский, каждый год в начале мая приезжал в наш город. Мы встретились с ним на площадке станции Базаиха, и я в присутствии членов бюро краевого комитета партии и руководителей красноярской оборонки говорю: «Ефим Павлович, на этой площадке нужно строить жильё (а тогда за станцией шло ровное поле), но нет инженерных сетей». И Славский при мне даёт поручение генералу Штефану (он тогда руководил всеми стройками оборонки в Красноярском крае) сделать прокол под железнодорожными путями для проведения инженерных коммуникаций. Эта работа была сделана за два года, и мы построили красивейший посёлок, школу. Думаю, и сейчас там живут железнодорожники.
- То есть в короткие сроки Вы практически ликвидировали очередь красноярцев, нуждающихся в жилье?
- Мы старались максимально снять эту проблему. И не только в краевом центре. Строительство велось на всех станциях Красноярской железной дороги. В то время мы построили 50 тысяч квадратных метров жилья, много детских садов и школ в Боготоле, Ачинске, Иланске, на станции Саянской.
- И в Министерстве путей сообщения, куда вас пригласили в 1980-е годы, Вы продолжили эту работу. Социальное обеспечение работников отрасли стояло тогда на первом месте?
- Впервые должность первого заместителя министра путей сообщения мне предложили в 1982 году, когда я был начальником Красноярской железной дороги. Но я тогда не согласился, мне нравилось работать здесь. Для меня это было лучшее время, Красноярский край буквально кипел: велись стройки, шло созидание, я контактировал с великими людьми-строителями. Но в 1984-м мне предложили возглавить Октябрьскую железную дорогу, там было много проблем, и я уехал в Ленинград. Проработал там три года, и мне снова предложили должность первого замминистра. В 1987 году я переселился в Москву. В отрасли тогда работало порядка четырёх с половиной миллионов человек, функционировало 25 железных дорог. Это были совершенно другие масштабы управления перевозками и социальной сферой. Но строительство жилья в нашей стране всегда считалось важнейшим направлением. И мы старались, чтобы специалисты имели свои квартиры. В свою бытность в министерстве я всегда поддерживал те железные дороги, которые активно строили дома. Как только они осваивали деньги, им направлялись дополнительные средства. Кроме того, я тогда инициировал вместе с профсоюзами заключение коллективных договоров на железных дорогах. Думаю, до сих пор колдоговоры имеют силу.
- Часто ли бываете в Красноярске? Какое место в нашем городе можете назвать любимым?
- В Красноярске у меня похоронены отец и старший брат, а потому я ежегодно стараюсь приезжать, чтобы побывать на их могилках. Здесь же есть друзья, с которыми хочется встретиться. А в этом году планирую с внуками проехать по Енисею. Вообще, всегда любил бывать на Столбах и на Красноярском море. Я хоть и родился в Амурской области, но считаю себя сибиряком, потому и вхожу в красноярское землячество. 14 мая у нас была очередная встреча земляков-красноярцев. Пришёл - и, как будто, на родине побывал, столько воспоминаний и добрых слов. Будто вновь вернулся в Красноярск, к моим землякам, туда, где столько было сделано.