Новости
Как убивали и спасали Пушкина
Всё начинается с читки
Нынешний фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» очередной раз доказал, что театральный форум - явление, которого ждут и которое полюбилось красноярцам. По большому счёту, ДНК стал неотъемлемой частью культурной жизни Сибири. Впрочем, с каждым годом он расширяет свои границы, сегодня на него съезжаются лучшие авторы, пишущие для театра, не только из России, но и из-за рубежа.
В этом году гостями фестиваля стали Театр им. Йозефа Бойса и Сахаровский центр. Театр им. Йозефа Бойса представляет моноспектакль «Узбек», автором, режиссёром и исполнителем которого является Талгат Баталов. «Узбек» вырос из личного опыта автора. Несколько лет назад Талгат Баталов переехал в Москву из Ташкента. В спектакле история внешней миграции становится историей поиска, взросления и одиночества. Побывал на ДНК и один из самых модных и неоднозначных театров столицы - Театр.doc с постановкой «Толстой и Столыпин. Частная переписка». Владимир Мирзоев поставил в Театре.doc спектакль по пьесе Ольги Михайловой, которая взяла за основу не очень объёмную переписку писателя и премьер-министра. Спектакль «Второй акт. Внуки» Сахаровского центра также стал одним из самых ожидаемых событий ДНК. В основе этого проекта - десять интервью с внуками, а иногда детьми или правнуками людей, которые в случае нюрнбергского процесса над советским режимом были бы с большой вероятностью признаны виновными…
ДНК - это не только презентации пьес, премьерные постановки, но и обсуждение увиденного и услышанного. То есть, по сути, фестиваль - живой организм, настоящая театральная мастерская, где постоянно кипит работа, рождаются новые идеи и проекты. Лёгкость, подвижность, стремление вперёд - характеристика, которую можно отнести к фестивалю «Драма. Новый код». Ведь большинство его участников, авторов и режиссёров - люди молодые, талантливые и влюблённые в театр. Над пьесами вместе с коллективом театра имени Пушкина работают приглашённые из разных российских городов и ближнего зарубежья режиссёры. Современные авторы, как правило, отражают в своих пьесах сегодняшнее время и ситуацию. Новая пьеса очень социальна, она остро реагирует на боль и несправедливость действительности. Причём картина мира подаётся через внутреннее ощущение и восприятие героя нашего времени. Презентации пьес, как правило, проходят в форме сценического чтения. Такая форма подачи текста уже давно стала самостоятельным театральным явлением, которое привлекает всё большую зрительскую аудиторию. Читка позволяет глубже проникнуть в текст, вызывает зрителей на диалог и открывает проблемные места возможной будущей постановки.
После таких читок какие-то пьесы уходят в тираж, а какие-то берутся в работу театрами и режиссёрами. Как отметил Александр Вислов, эксперт ДНК, театральный критик, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания: «ДНК - это особая история, смотр читок, эскизов и прочтений. Это идеальная площадка для молодых режиссёров. Многие из них начинают свою карьеру с ДНК, взять Романа Феодори, Егора Чернышева. Фестиваль даёт каждому из них обрести силу и уверенность, это, ко всему прочему, ещё режиссёрская кузница».
Например, эскиз пьесы Михаила Хейфица «Спасти камер-юнкера Пушкина» в трактовке режиссёра Мотыгинского муниципального театра Артёма Терёхина и красноярских артистов после показа приобрела как сторонников, так и противников. Пьеса про «наше всё» - великого поэта начинается репликой: «Пушкина я возненавидел ещё в детстве». Потому что воспитательница в детсаду поставила пятилетнего героя в угол и не позволила играть в единственный на весь сад игрушечный подъёмный кран. В наказание за то, что не слушал стихи Пушкина. Потом ненависти к Пушкину добавили школьные учителя. И вдруг происходит нечто странное: Пушкин начинает помогать герою, и тот, всегда мечтавший убить поэта, вдруг влюбляется в гения, строя план, как спасти Пушкина от рук убийцы Дантеса. Артём Терёхин представил эту историю в идее некого комикса, где действующие лица - персонажи-шаржи. Для кого-то эта история показалась банальной, слишком хрестоматийной, мол, факты всем известны и никакого нового Пушкина зрителю не открывают… Говорили критики и о том, что пьеса написана вовсе не для театра. Со слов московского критика Кристины Матвиенко, это рассказ от первого лица, сделанный в стиле Евгения Гришковца. Литература и театр - явления родственные, но не тождественные, уверена Кристина. Впрочем, несмотря на явные недочёты текста, подобный спектакль, где Пушкин из некоей символической фигуры русской словесности превращается в реального человека из крови и плоти, мог бы быть полезным для некой части аудитории. Например, для подростков.
Несомненно, нельзя обойти стороной такое событие ДНК, как премьера Красноярского театра драмы. В первый день ДНК худрук театра Олег Рыбкин представил свою новую работу по пьесе молодого белорусского драматурга «Тихий шорох уходящих шагов». Работа, по большому счёту, замечательная и должна в будущем получить достойное место в репертуаре театра. Пьеса на первый взгляд классическая - деревенская. Здесь почти как у Чехова, только герои тоскуют не о вишнёвом саде, а страдают за отчий дом, который выставлен на продажу. Впрочем, не всё так просто. Деревенское бытие здесь перемежается с некой мистико-фрейдистской линией: жизнь превращается в сон, а сновидения трансформируются в реальность. В общем, пьеса и спектакль - сюрреалистичны. Присутствующий на премьере Дмитрий Богославский сказал: «Мне хотелось, чтобы зыбкое состояние от пьесы оставалось постоянно. Мой друг, когда прочел, сказал: «Это колхозный Дэвид Линч». Сказал очень верно». Все отметили не только удачные находки режиссёра, но и игру артистов. Больше всех дифирамбов досталось исполнителю главной роли Сергею Селеменеву. «Очень точное назначение Сергея Селеменева на роль Александра, - отметил Александр Вислов. - Сейчас не так много в российских театрах таких мужиков. Настоящих мужиков, к которым не подкопаешься. С другой стороны, в нём есть надломленность потрясающая. Гамлетовская. Ему абсолютно веришь, этому сильному, крепко стоящему на ногах человеку, которого изнутри начинает раздирать. Это одна из больших актёрских удач, которых много в спектакле». Так что будет время - пойдите посмотрите новую постановку театра.
Напоследок надо сказать, что VI фестиваль ДНК Олег Рыбкин посвятил своему учителю, выдающемуся мастеру сцены Петру Фоменко. После его ухода из жизни в августе прошлого года русский театр осиротел. И это не просто красивые слова, а горькая правда, потому что место Фоменко долго будет вакантно, и, пожалуй, не скоро найдётся (если вообще найдётся) человек, который сможет продолжить его дело. Впрочем, его ученики, которые сегодня работают в разных уголках мира, дают надежду, что театр Фоменко - честный, страстный, живой и непредсказуемый - будет жить. Олег Рыбкин, один из фоменок, как называют себя ученики Петра Наумовича, признаётся, что многим, что умеет в профессии, он обязан именно Мастеру. «Он ненавидел неправду, фальшь, легкомыслие в отношении к материалу, - вспоминал Олег Рыбкин.- Легкомыслие не в пушкинском смысле, вот пушкинское легкомыслие - это как раз Пётр Наумович. У Бунина есть цикл рассказов «Лёгкое дыхание». Вот это было лёгкое дыхание при моцартовской глубине мысли. Видимо, это объединяет круг людей, который называют фоменки».