Новости

Лев Ткачёв: «Красноярск можно спасти от пробок, при этом ни много времени, ни больших затрат на это не требуется»

Лев Ткачёв: «Красноярск можно спасти от пробок, при этом ни много времени, ни больших затрат на это не требуется»

Надёжная платформа на верном пути

От пробок на дорогах красноярцы страдают немногим меньше москвичей и питерцев. При этом о многоуровневых автомобильных развязках и, уж, тем более, о метро, сибирякам, в отличие от жителей столичных городов, приходится только мечтать. Между тем альтернатива, и реальная, есть - уверяет наш собеседник, заместитель начальника Красноярской железной дороги Лев Ткачёв. И, вообще, по его мнению, потенциал нашего города мы используем далеко не на 100 процентов. Об этом, и не только, наш сегодняшний разговор.

- Лев Викторович, железная дорога и городское хозяйство… В первом случае мы имеем дело с километрами погонными, во втором - с квадратными. Задачи перед мэрией и вашим ведомством стоят очень разные. Не так ли?

  • Не согласен. Железная дорога - это государственная компания. Да, наша главная задача - перевозка грузов и пассажиров. Без железной дороги современную жизнь представить себе невозможно. Но люди, которые работают у нас, живут не в чистом поле, а в городах и посёлках, для многих из которых железная дорога является градообразующим предприятием. У железной дороги есть роддома и больницы, детские сады и школы. Она создаёт программы поддержки пенсионеров, ведёт обучение молодёжи, и ещё многое и многое другое. И здесь задачи, которые стоят перед руководством железной дороги, ничем не отличаются от тех, которые есть у городских властей. Разумеется, мы взаимодействуем и сотрудничаем, помогаем друг другу. Это жизненно необходимо.

- Верно ли утверждение, что город Красноярск стал т____аким____, ____каков ____есть____ сейчас____, именно благодаря железной дороге?

  • Совершенно справедливо. Именно в конце позапрошлого века, с того момента, как через город прошла Транссибирская магистраль, два берега Енисея соединил крупнейший на тот момент в Евразии железнодорожный мост, Красноярск стал стремительно развиваться. Причём развиваться именно как промышленный город, и железнодорожные мастерские стали первым крупным предприятием в нём. Именно по железной дороге в Красноярск в годы Великой Отечественной войны эвакуировались многочисленные предприятия, вокруг которых, по сути, сформировалось Красноярское правобережье…
Город можно спасти от пробок, при этом ни много времени, ни больших затрат на это не требуется.

Львиную долю жилья и социальных объектов в Железнодорожном районе построило наше ведомство. И больницу, и спортивные сооружения, и детские сады, и школы. Это доступно всем горожанам без исключения, не только железнодорожникам.

- Вы мечтали в детстве работать на железной дороге?

  • Наверное, у меня особого выбора и не было. Детский сад, в который я ходил, был ведомственным, железнодорожным, школы подшефные, железнодорожные, мой отец преподавал в железнодорожном техникуме. Даже пожарная охрана у нас была железнодорожная… Тем не менее учиться я пошёл в Томский университет, на юридический факультет. Но судьба моя была предопределена. Женился я рано, уже на втором курсе у нас родилась дочь, и я пошёл работать. С трудоустройством тогда, в середине девяностых, было трудно, а уж найти работу, где стабильно и вовремя платят… Железная дорога как раз и была таким местом. И уже на пятом курсе университета я был юристом на железной дороге… О своём выборе, надо заметить, я ни разу не пожалел…

- Работа юриста на железной дороге имеет свою специфику?

  • И да, и нет… Задачи, которые стоят перед юридическими службами Российских железных дорог, весьма многогранны. Увы, порой граждане посягают на имущество железной дороги, и его приходится защищать. Наши службы взаимодействуют с правоохранительными органами, таможней, пограничниками. Немало приходится решать рутинных вопросов. У нас ведь работает более миллиона человек, на балансе - огромное количество зданий, сооружений. Естественно, не обходится без споров и судебных разбирательств, ведь железной дорогой пользуются миллионы юридических и физических лиц.

- Интересно, количественный и качественный состав грузов меняется?

  • Да, конечно. Железная дорога является своего рода пульсом российской экономики. По тому, что мы отгружаем и перевозим, какие заявки поступают от грузоотправителей, можно судить о её состоянии. Вот недавно лесники отказались от поставок леса в Афганистан, свернула свои поставки одна из крупных горнодобывающих компаний на территории края… И это очень печально. Значит где-то идут сокращения, уменьшаются платежи в бюджет, сворачиваются социальные программы.

- А почему, на Ваш взгляд, это происходит?

  • Наш регион, увы, находится в не очень выгодном положении. Да, у нас огромные запасы угля, леса, других полезных ископаемых. Но до ближайшего моря от Красноярска - многие тысячи километров. По железной дороге перевозить грузы, разумеется, дороже, чем по морю. В США, например, фермерам компенсируют 100 процентов от стоимости доставки муки, скажем, в Индонезию. Это государственная политика. Наши же ресурсы при такой политике неконкурентоспособны. На мой взгляд, выход один - либо платить субсидии, либо налаживать глубокую переработку сырья на месте.

- Давайте от макроэкономики перейдём к проблемам нашего города. Вы являетесь одним из идейных вдохновителей проекта «Городская электричка».

  • Да, это так… Сегодня город в буквальном смысле задыхается от пробок. Метро и многоуровневые автомобильные дороги - если не утопия, то, по крайней мере, дело весьма неблизкого будущего. А «Городская электричка» может если не решить проблему городских пробок радикально, то очень существенно снизить. Времени и финансов для реализации этого проекта нужен минимум. Самое главное - грамотный, комплексный подход. Для того чтобы это заработало, никаких особых вложений не требуется. Подвижной состав готов - он есть в наличии. Но одной железной дороге проблему не решить.

- Что Вы имеете в виду?

  • Как только этот маршрут законодательно будет признан не пригородным, а городским, люди будут платить за городскую электричку как за маршрутный автобус. Сегодня же стоимость билета зависит от расстояния, как в пригородном поезде, что, на мой взгляд, неправильно. В Красноярске уже появилась и пользуется популярностью единая транспортная карта, которая в будущем позволит пассажирам передвигаться на любом виде транспорта и не переплачивать за это. И передвигаться быстро. Подумайте сами - от станции Енисей до железнодорожного вокзала, практически до центра города, на электричке можно добраться за 7 минут, а не за час-полтора, как это зачастую получается на автобусе или автомобиле в час пик.

- Проект, насколько я знаю, обсуждался на последнем Красноярском экономическом форуме…

  • Совершенно верно, и нашёл самую горячую поддержку главы Красноярска Эдхама Шукриевича Акбулатова. Мы рассчитываем, что пассажиропоток увеличится сначала до 70, а потом и до 100 тысяч человек в сутки. Когда же завершится строительство второго железнодорожного пути на мосту «777», можно будет организовать кольцевое движение электричек, и количество пассажиров достигнет 140 тысяч человек в сутки. А это - более десяти процентов от всего городского пассажиропотока. Таким образом, многие из горожан смогут отказаться от личного транспорта в поездках по городу. Во многих мегаполисах мы видим такую тенденцию.

Разумеется, надо будет изменить логистику движения пассажирского транспорта. По проекту планируется дополнительно построить 13 платформ, которые станут конечными остановками для маршрутных автобусов и троллейбусов. В этом смысле Красноярску повезло - железнодорожное кольцо охватывает практически весь город. Этот проект позволит жителям отдалённых районов, например Солнечного, Северного, Ботанического, правого берега добираться до центра на электричке всего за несколько минут, тогда как сейчас они тратят на это иногда полтора-два часа.

В дальнейшем мы планируем наладить регулярные рейсы электричек в Сосновоборск и Железногорск, а также в аэропорт Емельяново.

- Есть ли подобные проекты в нашей стране?

  • Только в Москве. Но там другие мерки, как вы понимаете. Знаю, что нашим опытом заинтересовался Нижний Новгород - по масштабам он сопоставим с Красноярском. Но, в общем и целом, мы являемся пионерами.

- Лидерство - это ответственность. Вы ощущаете этот груз?

  • Отвечу так: пожалуй, я к нему привык. Класс, в котором я учился, был по-своему уникален. Восемнадцать девчонок и четыре пацана. Представляете? «Малина», скажете вы. Но прежде всего - это ответственность. Мы же сильный пол! На субботниках приходилось вкалывать гораздо больше своих сверстников, выполнять тяжёлую физическую работу. В соревнованиях по баскетболу участвовали вчетвером, хотя в команде должно быть пять человек. И ведь ухитрялись побеждать!

- Прямо, как мушкетёры… И кем Вы себя чувствовали в этой четвёрке?

  • Не думал над этим… Но, наверное, всё же д`Артаньяном. Различные идеи большей частью приходили в голову именно мне. А товарищи активно участвовали в их реализации. Вообще, это очень важно, когда есть надёжная команда единомышленников. Это я понял ещё со школьной скамьи, и сейчас, когда начинаю какое-либо дело, прежде всего думаю над этим. Будет команда, будет рядом надёжное плечо товарища - с любой задачей можно будет справиться… Хочу заметить, что мне как-то всегда везло с людьми, которые меня окружают, с коллегами.

- Что Вас возмущает в сегодняшней жизни, с чем Вы готовы бороться?

  • Несправедливость. Несправедливо, что врачи и учителя получают не соответствующую их труду зарплату. Несправедливо, что наш город имеет такие плохие дороги. Несправедливо, что столицей Сибири считается Новосибирск, хотя по многим показателям мы уже давно впереди, и темпы развития Красноярска выше, чем у наших соседей.

Иногда возмущает безразличие. Например, безразличие жителей дома к тому, что в их же подъезде соседи выбрасывают мусор мимо мусоропровода, или то, что нередко люди проходят мимо чужой беды. Возмущает обречённость некоторых людей. Я по характеру оптимист, и мне очень больно смотреть на тех, кто говорит: какой смысл сопротивляться, всё бесполезно, всё равно будет так, как кто-то решил за нас… Это не так, поверьте. Каждый из нас что-то может. А объединившись, мы можем практически всё.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА