Новости
Из-за кого Петру Пимашкову чуть не пришлось идти врукопашную
Генрих, Буся и другие
Выбрать место для прогулки с Петром Ивановичем Пимашковым было просто и сложно одновременно. Многие значимые места в современном Красноярске так или иначе связаны с его именем - так что иди в любую сторону и не ошибёшься. Но, по условиям жанра, выбрать нам нужно было одну, максимум, две точки. Мы предложили Петру Ивановичу отправиться в «Роев ручей». И он с удовольствием согласился.
- Каждый раз, когда приезжаю в Красноярск, обязательно прихожу в «Роев ручей», - говорит он, - а в этот раз график очень плотный, без вашего приглашения, может быть, и не сумел бы выбраться.
Здесь ему знаком каждый поворот, каждый вольер, история появления почти каждого нового обитателя и многих новых растений. Да и сам парк флоры и фауны появился в нашем городе, стал знаменитым на всю страну и известным в мировом масштабе благодаря Петру Ивановичу - без всякого преувеличения.
Пятнадцать лет назад о собственном парке, где можно увидеть живую зебру или жирафа, Красноярск мог только мечтать. В то время мы водили своих детей посмотреть на заезжий зоопарк, где лисы и медведи мучились в тесных клетках в жару и в холод. Смотреть на это зрелище без сочувствия было нельзя. Содрогнулось сердце от такого варварского отношения к животным и у мэра.
- Я побывал тогда в Югославии, а там большой парк, где животные гуляют на открытой площадке в комфортных условиях, - рассказывает Пётр Иванович, - и решил: в Красноярке должен быть такой, и даже лучше!
Сейчас очень трудно представить, что наш парк мог бы располагаться в другом месте или носить какое-то другое имя. Но первоначально рассматривали разные варианты его расположения - на острове Татышев, на Плодово-ягодной станции, пока не остановились на этом, самом лучшем.
…Мы проходим по верхнему кругу. По правую сторону вальяжно прогуливаются зубры, с достоинством обедают белые верблюды, хлопают огромными ресницами красавицы-ламы. По левую сторону фирма «Культбытстрой» достраивает современные вольеры.
- Мы начали возводить парк в непростом 1999-м, после очередного кризиса, - вспоминает Пётр Иванович, - был единственный вариант: взяться всем миром, методом народной стройки. И наши бизнесмены без вопросов откликались. Особенно много помогли строители. Геннадий Аркадьевич Семеняков - фирма «Культбытстрой», Разим Магарамович Абасов - «Монолитхолдинг», Саркис Алексанович Мурадян, «Агропромстрой».
В это время мы подходим к одному из самых больших объектов «Роева ручья» - вольеру с жирафами. Пока они на зимнем содержании - холодные ночные температуры до последнего не позволяли перевести животных на свежий воздух.
А Пётр Иванович продолжает называть тех, кто помогал создавать этот комфортный парк: «С вольером для жирафов, кроме всех компаний, которые я уже назвал, нам помогли Александр Сергеевич Горностаев, «Инком-сосны», Николай Петрович Справцев, «Фасад», Валерий Александрович Грачёв, почётный консул Словацкой республики в Красноярском крае».
И тут же переключается на вопросы о животных. Расспрашивает у сотрудников парка, насколько безопасное покрытие в летнем вольере, достаточно ли камер, чтобы просматривать весь периметр, есть ли закреплённый за вольером сотрудник, можно ли создать такие условия, чтобы животных нельзя было накормить чем попало.
Животные из Африки - жирафы, антилопы гну, зебры, красивейшие ориксы - приехали в Красноярск прямиком из Южно-Африканской Республики, 20 часов в самолёте. А в Сибири - осень и минус 15. Животных выгрузили, таможня очень медленно оформляла документы и не отдавала ценный груз, которому на морозе было явно некомфортно. «Чуть врукопашную не пришлось идти нам с Николаем Васильевичем Кулаковым, чтобы побыстрее животных забрать, достать из тесных клеток и поместить в нормальные условия», - вспоминает Пётр Иванович.
Напротив жирафов - большие и маленькие кони. Мы обязательно к ним подойдём, ведь здесь, в вольере с пони, живёт подарок Петра Ивановича «Роевому ручью» - прекрасная коротконогая шотландская лошадка Буся - серая в яблоко. Она сейчас ждёт потомства, а поэтому ласка и полезная еда для неё особенно важны. И того, и другого благодаря визиту высокого московского гостя и одновременно старого доброго хозяина у Буси сегодня с достатком…
Встреча с Бусей - лишний повод поговорить про любимцев в «Роевом ручье».
- Лев Генрих, - отвечает Пётр Иванович без особых раздумий, - его привезли в парк одним из первых, он был совсем малыш, а сейчас вырос, у него уже и дети появились.
Вообще, деторождение - особая для «Роева ручья» тема. Здесь получают потомство даже от тех, кто в неволе практически не размножается. Главное - найти подходящую пару. Для знаменитого тупорылого крокодила подобрать её пока не получается.
- Я уже и в Москве при случае спрашиваю, - говорит Пётр Иванович, - это ведь не простой крокодил. Именно про него на губернаторских выборах говорили, что он полбюджета Красноярска съел.
Другой обитатель акватеррариума - крокодиловый кайман Гоша - к гостям особого внимания не проявляет. Он спокоен и горд. Может быть, тем, что много лет назад его держал в руках сам мэр. А может, тем, что подружился с живущими рядом с ним красноухими черепахами - те с удовольствием разъезжают на спине большого друга.
Пётр Иванович знает о личной жизни не только обитателей «Роева ручья», но и сотрудников парка: «Ты когда уже кандидатскую защитишь? Столько материала накопил, а результата, закреплённого в научной работе, почему пока нет?» - строго спрашивает он герпетолога (специалиста по рептилиям).
И, конечно, он, как всегда, готов долго рассказывать о вариантах развития «Роева ручья».
- Здесь должен появиться слоновник. Для него даже проектная документация разработана. Давно о нём уже говорили, - показывает Пётр Иванович в нижнюю часть парка, - а через дорогу, там тоже территория парка, зоопитомник должен появиться. А выше мы хотели построить такие вольеры, чтобы часть их была с охлаждением. Тогда животным, не очень любящим летнюю жару, будет комфортно и в это время года. И ещё у парка есть больше площади вправо, там можно построить много интересных вольеров.
Пётр Иванович рассказывает, и по его глазам, по жестам я понимаю: в его голове картинка «Роева ручья» уже другая. Он поэтапно может рассказать, что, как и почему может появляться здесь год за годом. И это - забота не о животных (хотя и о них тоже), это стратегическое понимание: жители Красноярска достойны такого большого и красивого парка флоры и фауны. Не зря же большинство из нас своих гостей с гордостью привозит в этот парк: посмотрите, что удалось сделать нашему городу за несколько лет. И сами мы с удовольствием приходим сюда каждый год, чтобы убедиться: медведица Маша, переехавшая в «Роев ручей» со Столбов почти 13 лет назад, всё так же в добром расположении духа, лев Генрих - всё такой же соня, белый медведь Седов по-прежнему готов на радость посетителям плюхнуться со всего маху в бассейн. И, конечно, тоже хотим видеть в парке новых животных, рождающихся здесь и приезжающих из разных уголков мира.
Кстати:
Парк флоры и фауны «Роев ручей» стал первым зоопарком, построенным в России в XXI веке. Он открылся 15 августа 2000 года.
Является действительным членом Евро-Азиатской Ассоциации Зоопарков и Аквариумов, а также членом Ассоциации Северных Зоопарков Мира.
За это время в парке создана самая крупная за Уралом зоологическая коллекция, уступающая в Российской Федерации только Московскому зоопарку. Здесь обитает более 2700 представителей фауны. В «Роевом ручье» - единственная в Сибири коллекция экзотических млекопитающих из Африки - жирафов, белых львов, зебр, гну, куду, ориксов. В коллекцию зоопарка входит один из крупнейших в России акватеррариумов, площадь экспозиций которого - 1,5 тысячи квадратных метров. Бассейн для акул вмещает 30 тонн морской воды.
В парке представлено более 600 видов, 400 сортов и 140 тысяч экземпляров древесных, цветочно-декоративных, и декоративнолиственных растений, представлено 4,5 тысячи кв.м. цветников.
Специалистами парка отработана схема размножения порядка 100 видов диких видов животных, включая редких, занесенных в Красные книги.
«Роев ручей» работает в Европейской программе по содержанию и разведению редких видов по амурскому тигру, снежному барсу, дальневосточному леопарду, белоплечему орлану, стерхам, даурским журавлям.