Новости

От истоков до революции

От истоков до революции

Плывущей походкой в будущее

- Между традицией и новым в танце, наверное, не существует чёткой границы, - говорит Мира Кольцова, художественный руководитель прославленного коллектива - Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка». - Меняется мир, жизнь, а вместе с ними и танец. Когда-то Михаил Годенко стал настоящим новатором, революционером в области народного танца. Он соединил традиционные фольклорные мотивы с эстрадой. Кто восхищался, кто ругал, но не заметить годенковцев было нельзя. Факт налицо - он создал уникальный коллектив, изобрёл новое направление в хореографии, которое сегодня уже считается классикой. И сегодня традиции годенковского стиля стараются сберечь артисты Танца Сибири и руководитель Владимир Моисеев.

В этом году Мира Кольцова стала председателем жюри смотра-конкурса хореографов, который состоялся в рамках второго Красноярского открытого фестиваля народно-сценического танца «Истоки. Ветер перемен». Свои постановки представляли шестнадцать хореографов из девяти городов России. В фестивале, который прошёл на прошлой неделе, приняли участие лучшие танцевальные коллективы из Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Пензы, Ульяновска, Челябинска, Череповца, Абакана, Кемерова, Зеленогорска. Они продемонстрировали богатейшую палитру современных творческих практик - от классики до современной хореографии. Народная артистка СССР Мира Кольцова отметила: «Мы приехали не просто в город Красноярск, а город танца! Это уникальный фестиваль - таких нет нигде в мире, он программный, даёт направления развития народной и современной хореографии».

В номинации «Малая танцевальная форма» обладателем первой премии и звания лауреата стала Наталья Афанасьева из Ульяновска - постановка «Закарпатские выкрутасы». В номинации «Дуэт» первая премия у Ольга Акинфеевой и Юлии Окуловой (Красноярск, постановка «Реченька»). Второй премии в номинации «Малая танцевальная форма» удостоена Эльвира Первова из Самары за номер «Крутится-вертится». Специальные призы журнала «Балет» вручены Галине Распутиной за постановку «Вечор ко мне девице» и дуэту Ольги Акинфеевой и Юлии Окуловой (Красноярск) за постановку «Реченька».

Коллектив Кольцовой «Берёзка» был специальным гостем. Его выступление на фестивале вместе с ансамблем Танца Сибири им. Годенко стало для участников и зрителей неким образцом эталоном хореографического искусства. Напомним, что коллектив «Берёзка» был образован в 1948 году выдающимся хореографом Надеждой Надеждиной. Она - родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии: Надеждина привила классическому танцу поэзию старинного хоровода, соединила прошлое с настоящим. Визитной карточкой ансамбля является знаменитая плывущая походка, техника которой хранится в секрете. После ухода из жизни Надеждиной художественным руководителем коллектива стала Мира Кольцова, которая вот уже более тридцати лет бережно сохраняет творческое наследие основательницы ансамбля. «В моей судьбе было счастье - встреча с великим мастером Надеждой Сергеевной Надеждиной, - вспоминает Мира Кольцова. - Даже хочется подняться при этом имени, потому что это величайший мастер не только хореографии, не только создания новой идеологии. Это вообще избранный человек, который сегодня является по своему уровню в танце как Пушкин или Бунин в литературе, мастером короткого рассказа в хореографии».

Помимо концертов в рамках фестиваля прошёл дискуссионный клуб «Истоки. Ветер перемен. Пути. Два мнения» с участием ведущих экспертов, хореографов. Теоретики и практики танца обсуждали, какая судьба уготовлена народному танцу в будущем. «Я думаю, сложность заключается в том, что в современной хореографии танцовщики и хореографы несколько увлеклись техникой, - сказала хореограф из Самары Эльвира Первова, которая сегодня является одной из представительниц современного хореографического искусства. - Какие-то важные вещи стали уходить. Я сама в прошлом педагог по народно-сценическому танцу, всегда говорю про себя, что я народница. У меня уважительное отношение к этому виду танца. Когда начинаю работать с хореографией, современный танец соединять с народным, народно-сценическим танцем, уважительное отношение помогает мне выстроить диалог между ними. И нет никакого перетягивания каната, потому что, если мы встречаем человека, мы его любим, уважаем - мы с ним разговариваем, у нас выстраивается хороший диалог. То же самое и с хореографией. Это язык, который тоже мне знаком; уважительное отношение к этому виду танца и порождает какие-то интересные моменты. Два направления соединяются».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА