Новости
Андрей Макаров: «Нужно срочно начинать работать»
Новый заместитель мэра и руководитель управления архитектуры администрации города Андрей МАКАРОВ родом из Иркутска. Приехал в Красноярск спустя 12 лет после первого своего посещения краевого центра. Своё короткое знакомство с архитектурой нашего мегаполиса считает, с одной стороны, упущением, но, с другой - находит в этом и положительные стороны. Ведь новому человеку виднее плюсы и минусы развития городских территорий, их привлекательность, архитектурная целостность, заметнее то, что требует немедленных перемен.
- Андрей Юрьевич, Вы уже месяц живёте в Красноярске. Какое впечатление произвёл на Вас город?
- Когда в январе 2013 года я снова увидел Красноярск, меня поразила динамика. Такие темпы развития редко встретишь в сибирских городах. Красноярск - очень интересный город с уникальным ландшафтом. Редкий мегаполис может радовать жителей видом горных вершин на фоне чистой и полноводной реки. Очень красиво. Я из Иркутска, и в своё время иркутяне соревновались с красноярцами за право называться столицей Восточной Сибири, сравнивали, чей город больше и лучше. Тогда в Иркутске проживало около 600 тысяч человек, в Красноярске чуть больше 800. С тех пор Иркутск не вырос, даже чуть уменьшился, а Красноярск стал миллионником. Шансов считаться столичным мегаполисом у Красноярска сегодня больше.
- Что в застройке города Вам не понравились? Что-то взяли себе на заметку для первостепенного приложения сил?
- Динамика роста краевого центра поражает, но хаотичность застройки иногда режет глаз, особенно на фоне красивых природных пейзажей. Хотя это болезнь всех постсоветских городов. И стоит отметить, что Красноярск в этом плане не так уж плох в сравнении с соседними городами. Особая тема - историческая застройка. Может быть, обидное что-то скажу, в том числе и для себя, потому что уже считаю себя красноярцем, но по сравнению с Иркутском, Томском в Красноярске очень мало архитектурной истории. Хотя можно встретить очень красивые, уникальные объекты. Старинные дома утонули в хаосе современной застройки, в ткани города отсутствует архитектурно-исторический каркас. Это одна из проблем Красноярска. Архитектурную историю нужно восстанавливать.
- Планируете ли для этого использовать свои иркутские наработки?
- Я являюсь одним из авторов нашумевшего 130-го квартала в Иркутске (в рамках этого квартала авторы проекта попытались хотя бы фрагментарно регенерировать исторический облик Иркутска. Скандал возник, когда посреди «Иркутской слободы» начали строить не вписывающийся в общий стиль гигантский торговый центр вместо амфитеатра. Тогда губернатор области даже грозился прекратить финансирование проекта. - Ред.). Чем-то доволен в этой работе, чем-то - не очень, но хочется восстановить в Красноярске, хотя бы на небольшой территории, фрагмент деревянно-каменной архитектуры XIX и начала XX века. Только уже без тех ошибок, которые были допущены в Иркутске. Работая в 130-м квартале, мы торопились закончить всё к празднику и в спешке упустили стилистическое единство, правдивость в деталях и материалах, рекламу, вывески. В «Иркутской слободе» достаточно много новодела. На мой взгляд, можно было бы оставить побольше истории.
- Когда проводился конкурс на замещение вакантной должности главного архитектора Красноярска, мэр отметил, что перед новым руководителем будет стоять непростая задача: дать новый импульс градостроительной политике города. Появились ли у Вас идеи по преобразованию, изменению застройки Красноярска?
- Идей много, но прежде всего, необходимо решить проблему с подготовкой нового Генерального плана города. Старый Генплан сделан 14 лет назад. А за это время и страна в целом, и Красноярск в частности существенно изменились. Новый документ, безусловно, должен учесть решения старого, потому что градостроительство - это всегда преемственность. Нельзя перечеркнуть всё, что было до нас. Города без градостроительной истории всегда в чём-то ущербны. Кроме того, новый Генплан должен не просто учесть современные условия жизни, но и найти выход из достаточно сложной ситуации. Красноярцев не устраивает сегодняшняя экология. Я за короткий срок уже не раз видел плотный смог над городом. На мой взгляд, в Красноярске существует проблема рекреаций, общественных пространств - её должен решить Генеральный план совместно с проектами планировки и правилами землепользования и застройки. Не стоит пускать на самотёк и транспортную ситуацию. Если ничего не делать в этом направлении, проблема может превратиться в неразрешимую. Удивление вызывает отсутствие подземных гаражей и парковок в городе. Как следствие этого - даже главные площади города забиты автомобилями, машины на газонах и тротуарах - тоже не редкость. Причина, скорее всего, в отсутствии в Красноярске жёстких местных градостроительных регламентов, которые диктуют строительство определённого количества парковок при возведении жилых и общественных зданий. Когда появятся нормативы, автомобили с обочин городских улиц и дворов хотя бы частично уйдут под землю.
- Проблема экологии ясна: Красноярску действительно не хватает зелени. Какие решения будут приниматься для обустройства новых парков и скверов?
- В Красноярске существует великолепный остров Татышев. Я считаю, он должен стать спортивным и оздоровительным центром города, но это должна быть зона, свободная от застройки: только легкоразборные сооружения, навесы, спортивные площадки. Недавно мы с главой города рассматривали возможность связать остров Татышев со Взлёткой пешеходным, велосипедным мостом. С тем чтобы люди на остров для занятия спортом и отдыха приезжали не на автомобилях, а могли бы сесть на велосипед где-нибудь в Северном и приехать на Татышев отдохнуть. Затем вернуться или проехать по набережной в Центральный парк. В городе должна быть единая система связанных общественных пространств. Парки и скверы должны быть соединены бульварами, аллеями, велосипедными дорожками. Биологи считают, что зелёные насаждения исчезают в замкнутых каменных мешках, зелёные зоны должны быть объединены между собой в единый биологический организм, тогда и красивые голубые ели перестанут сохнуть, и новая поросль появится. Одна из задач нового Генерального плана - откорректировать решения старого и установить связи зелёных зон, сделать это приоритетом.
- В прошлом году в Красноярске активно обсуждалась реконструкция набережной Енисея. У Вас есть планы продолжить эту работу, какой Вы видите эту территорию?
- Я смотрел материалы красноярских архитекторов и считаю правильным провести конкурс проектов. Набережная для любого города - одно из главных мест. Иногда набережные тянутся до десяти километров, это великолепная зона для отдыха, где люди гуляют, любуются открывающимися перед ними пейзажами, занимаются спортом. В Красноярске набережная может стать осью, связывающей исторический квартал, Центральный парк с островом Татышев, а вторая пешеходная ось уйдёт на Взлётку. Всё это хотелось бы реализовать.
- Как Вы относитесь к идее использовать промышленные территории под жилую застройку?
- Идея хорошая, но подобные решения нельзя принимать спонтанно, необходимо взвесить все за и против. Прорабатывая градостроительный закон - Генеральный план - мы как раз и должны определить условия для формирования того или иного вида застройки на промышленных территориях. И, наверное, не всегда это жильё. Мы претендуем на проведение Универсиады, а значит, здесь могут появиться спортивные сооружения - стадионы, комплексы спортзалов, бассейны. Кроме жилых и офисных зданий должны строиться театры, библиотеки, концертные залы, музеи, появляться новые скверы и парки. Генеральный план проходит общественные слушания, а значит - горожане и будут решать, каким станет Красноярск. Кроме того, корректируется стратегия социально-экономического развития города. Недавно состоялась встреча с одним из возможных разработчиков этого документа. Думаю, что в ближайшее время дело сдвинется с мёртвой точки.
- Не увеличит ли разработка стратегии социально-экономического развития сроки утверждения Генерального плана?
- Мы уже работаем над Генпланом, готовим задание разработчикам. В ближайшее время проведём конкурс. Процессы разработки стратегии и Генерального плана города могут идти одновременно. Так происходило во многих городах. Кроме того, уже сейчас необходимо активизировать разработку проектов планировки отдельных территорий города совместно с правилами землепользования и застройки, чтобы избежать непоправимых ошибок. Идти нужно от общего к частному. Если же мы будем собирать отдельные проекты в единое целое, получится лоскутное одеяло, сплетённое из иногда труднообъяснимых частных интересов. То есть следует сформировать стратегию в увязке с концепцией Генплана и обязательно закончить разработку проектов планировки. Уже в этом году мы должны концептуально определиться с развитием города. Нельзя упускать время.
У меня сложилось не очень хорошее впечатление о выполнении градостроительной документации в Красноярске. Мы отстаём от соседей - Читы, Иркутска, Улан-Удэ. Для примера: в Иркутске только один проект планировки, уже прошедший слушания, не утверждён - это центральная часть, которая составляет менее 10 процентов от всей территории города.
Нам срочно нужно приступать к работе. Не хотелось бы потерять те плюсы, которые сегодня имеет Красноярск.