Новости

Набережная Енисея как учебник культуры и истории

Набережная Енисея как учебник культуры и истории

Эдхам Акбулатов родился и вырос в Красноярске. Как и для многих мальчишек, в детстве одним из самых притягательных мест в городе для него была набережная Енисея. Сюда прибегали после школы, здесь проводили время летом, основательно изучая каждый квадратный сантиметр площади. И именно сюда он привёл нас на прогулку, завершающую серию материалов с известными людьми ко Дню города.

  • Там, внутри, можно пройти весь мост, - рассказывает Эдхам Шукриевич, показывая на основание Коммунального моста, - нас, конечно, ругали за такие опасные исследования. Но разве мальчишек остановишь?

Они и импровизированную горку устраивали, скатываясь по уклону между двумя уровнями набережной, и лестницы исследовали вдоль и поперёк. Секрет одной из них, спускающейся между двумя ярусами набережной от улицы Перенсона, мэр продемонстрировал и нам. Ступеньки этой лестницы - музыкальные. Если встать на площадку перед лестницей и притопнуть, музыкальное эхо пробежит вверх по всем ступеням.

А ещё Эдхам Акбулатов очень любил рассматривать макет теплохода «Святитель Николай», который был выставлен в те годы на постаменте на набережной. Даже фотография в семейном альбоме сохранилась: он позирует на фоне макета. Этот снимок уникален: вскоре к 100-летию парового судоходства на Енисее макет заменили якорем.

Видя, с какой теплотой Эдхам Шукриевич говорит о Енисее, о теплоходах, о том, как мальчишками они провожали и встречали суда, спрашиваю: «А речником стать не мечтали?»

  • Я ограничился тем, что лет пять занимался в авиамодельном кружке во Дворце пионеров. И даже был чемпионом края в одном из классов моделей, - с гордостью отвечает мэр, - руководитель кружка настраивал меня стать речником. Но папа разубедил: говорит, капитанам очень сложно совмещать полугодовые рейсы и семью. Повзрослев, я выбрал профессию строителя и ни разу об этом не пожалел.

Александровский бульвар, по которому мы прогуливаемся с Эдхамом Акбулатовым, многое пережил. Он появился на карте Красноярска век назад, к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Но вскоре страну захлестнули революции. Сменилась власть, а вместе с ней - и герои. Об Александровском бульваре забыли. Он просто стал частью набережной.

Ещё через век, в 2013-м, историческое место восстановили. Правда, сегодня сделать бульвар таким же по протяжённости, как в начале XX века, уже не получится: по центру его разбивает здание речного вокзала. Оставить историческую решётку её состояние тоже не позволило - пришлось демонтировать и изготавливать новую.

  • Её переделывали несколько раз, чтобы добиться сходства с той, что украшала набережную сто лет, - рассказывает Эдхам Акбулатов, - а соединительные элементы - столбы - удалось сохранить, они здесь по-прежнему те, столетние. Некоторые части решётки, наименее пострадавшие от времени, тоже сохранятся для будущих поколений - их мы передадим в краеведческий музей.

Бульвар восстанавливали бережно. Деревья высадили те, которые могли расти здесь сто лет назад - берёзы и лиственницы. Установили арку на входе - такая украшала Александровский и в день его открытия в 1913-м. Даже лавочки и урны постарались сделать под старину.

Не забыли и про то, что за эти годы бульвар превратился и в место исторической памяти о судоходстве на Енисее. Постамент для якоря обновили, свидетельство неоспоримо важного труда речников заняло своё почетное место.

  • А ещё можно изменить место стоянки теплохода «Красноярский рабочий», - говорит Эдхам Акбулатов, - этот вопрос мы уже обсуждали с речниками, и они идею поддерживают.

Теплоход этот исторический не только потому, что с 30-х годов прошлого века переводил суда через сложнейший Казачинский порог и совершал выходы в Карское море. Именно «Красноярский рабочий» помогал наводить арки Коммунального моста, именно этот теплоход привёл в наш город морской лихтер с первой турбиной для Красноярской ГЭС. Он долго был учебной базой для будущих капитанов. Сейчас на теплоходе планируют сделать музей освоения Приенисейского Севера и Заполярья. Поэтому и место для него на главной набережной города будет самым подходящим.

Речники предложили также выставить на Александровском бульваре стенды об истории судоходства, о енисейских капитанах.

Эдхам Акбулатов считает, что можно пойти и дальше, сделать информацию на стендах сменяемой. Выставлять там данные об исторических личностях города, об интересных местах Красноярска. «Не для туристов, для нас самих, красноярцев», - подчёркивает мэр.

  • А это место, где могут выступать уличные музыканты, где могут присесть художники, - Эдхам Акбулатов показывает на своеобразную подкову, вдающуюся в зелёные насаждения бульвара, а переходя к решётке и обращая наш взгляд на нижний ярус, продолжает экскурсию по будущему. - Здесь планируется сделать детский городок. Родители смогут с верхнего яруса, вот с этого места смотреть, как играют и веселятся со сверстниками их дети…

С этого года набережную под свой контроль взяли трудовые отряды главы города. И речь идёт не только о сохранении чистоты в этой части Красноярска. Ребята презентовали главе новый проект. Они готовы организовать на набережной постоянное дежурство «отряда доброты». Пока, увы, инфраструктура этого любимого горожанами места не позволяет людям с ограниченными возможностями или, например, мамочке с коляской беспрепятственно совершать прогулки от яруса к ярусу. Трудовые отряды будут помогать таким людям и превратят набережную в место для прогулок без барьеров.

А мэр тем временем готов сделать набережную Енисея самым протяжённым местом без барьеров для всех горожан.

  • Где ещё, в каком городе, есть такая протяжённая набережная, которую можно превратить в многофункциональное пространство? Я такого города не помню. А у Красноярска такая возможность есть. От регистрационной палаты до вантового моста нужно создать единое пешеходное пространство, - говорит мэр, - уже есть договорённость, что в ближайшее время перенесут забор строительной площадки Синема-парка, и мы сможем раскрыть всю набережную. Тогда появится уникальная возможность прогуляться на большом пространстве вдоль реки, покататься на роликовых коньках, на велосипедах. Пространство это будет многофункциональным. Каждый найдёт занятие по душе и интересам, и для всех найдётся достаточно места. Это станет ещё одной изюминкой нашего города.

***

Первым за облагораживание набережной Енисея взялся Александр Петрович Кузнецов, золотопромышленник, инициатор создания в Красноярске драматического театра, потомственный Почётный гражданин города.

На его деньги в 1871 году была оборудована набережная длиной 200 саженей (чуть больше 400 метров) на участке от переулка Дубенского (ул. П. Коммуны) до переулка Покровского (ул. Сурикова).

Через несколько лет в городскую управу обратился купец Гадалов. Он просил часть берега между переулком Дубенского и Галкинским (ныне улица 9 Января), с разрешением «на устройство съезда и всех необходимых сооружений», чтобы организовать пристань для прибывающего в наш город первого парохода - «Москва».

В 1908 году встал вопрос об укреплении берега. Было принято решение разработать проект каменной стенки. Предполагалось привести в порядок дороги, замостить пристанскую площадь.

Тогда же началось устройство решётки около бульвара на набережной. По крайней мере, сохранился документ от 8 сентября 1908 года о выделении 2 410 рублей на эти цели. Правда, заказали решётку только через два года, а устанавливать начали летом 1911-го.

31 мая 1912 года городская дума в честь увековечения 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года присвоила строящемуся бульвару между Степановским (ул. Каратанова) и Покровским (ул. Сурикова) переулками имя императора Александра I (Александровский). При выходах на бульвар предписывалось укрепить доски с соответствующими надписями, что и было сделано.

9 сентября 1913 года ревизионной комиссией набережная была принята к эксплуатации. Окончательный акт приёмки был подписан 20 мая 1914 года.

Вход на бульвар век назад был платным.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА