Новости
Недобросовестность — повод для расторжения контракта
“Добро” на разрыв
Договор не кабала. И если один из участников не выполняет свои обязательства, второй должен иметь право разорвать контракт. Но до недавнего времени законодательство в сфере государственного и муниципального контракта не позволяло заказчику в одностороннем порядке отказаться от услуг недобросовестного поставщика.
Поправки, принятые совсем недавно, не только восстановят справедливость, но и сделают более плавным переход от действующего закона о государственных и муниципальных закупках к новому документу о контрактной системе, который вступит в действие в 2014 году. Изменения в действующий закон № ФЗ-94 касаются досрочного расторжения контракта между заказчиком и поставщиком по инициативе одной из сторон.
— Это новшество имеет для нас очень большое значение, — отметил руководитель департамента муниципального заказа администрации Красноярска Владимир Щербенин.
И вот почему. В тексте Федерального закона № 94-ФЗ не было механизма одностороннего отказа от исполнения контракта. Поэтому досрочно прекратить действие договора можно было лишь двумя способами. Либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке. На практике это зачастую создавало серьёзные проблемы. К примеру, подрядчик грубо нарушает условия контракта — не укладывается в оговоренные сроки, допускает серьёзный брак в работе. Казалось бы, по справедливости надо отказаться от услуг такого горе-исполнителя и передать заказ более квалифицированной фирме, но для этого надо было получить согласие незадачливого подрядчика. А кто же добровольно откажется от солидной денежной суммы, которую сулит муниципальный заказ? И уж тем более никому не хочется попасть в чёрный список недобросовестных поставщиков и исполнителей.
Вот и начиналась судебная тяжба. Дело могло тянуться долгие месяцы, а в это время исполнение контракта приостанавливалось. Ведь передать заказ другому подрядчику до решения суда было невозможно. При этом следует учесть, что многие работы (тот же ремонт дорог) можно проводить только в летнее время. А это значит, что, выиграв судебный процесс, можно было просто не успеть провести повторные торги, и приходилось переносить работы на следующий год.
С учётом этого опыта в новом законе о контрактной системе прописан механизм одностороннего расторжения контрактов. А благодаря принятым изменениям этот механизм начнёт работать не в 2014 году, а уже сейчас.
Как пояснил Владимир Щербенин, новая редакция закона даёт заказчику право расторгнуть договор в случае, например, поставки товаров ненадлежащего качества, с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок. Или в случае, когда подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным.
Интересно, что кроме права досрочного расторжения есть и обязанность. Заказчик должен расторгнуть договор, если становится известным, что поставщик не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, или предоставил недостоверные сведения о себе.
Следует заметить, что правом одностороннего прекращения договора обладает и исполнитель контракта. Поставщик может воспользоваться этим механизмом в случае неоднократного нарушения заказчиком сроков оплаты или неоднократной же невыборки товаров. А подрядчик вправе не приступать к работе, если заказчик вовремя не предоставил техническую документацию. Так что одностороннее расторжение контракта оружие обоюдоострое.
— Эта новация, по нашему мнению, будет способствовать повышению ответственности не только исполнителей, но и заказчиков в части подготовки конкурсной документации, строгого исполнения условий контракта, — говорит Владимир Щербенин.
Сам механизм чрезвычайно прост. Если одна из сторон по мотивированным причинам принимает решение о разрыве договора, то в письменном виде информирует об этом другую сторону. Через десять дней с момента получения этой информации второй стороной контракт считается расторгнутым. Однако заказчик вправе отменить не вступившее в силу решение об отказе от исполнения контракта, если в течение этих десяти дней исполнитель сможет устранить те нарушения, по которым ему предъявлены претензии. Правда, сделать это он может только один раз — в случае повторного нарушения договор расторгается безусловно.
— Разумеется, судебный порядок разрешения споров не исключается, — поясняет Владимир Щербенин. — Ведь исполнитель вправе опротестовать решение о прекращении договора в судебном порядке. Но для нас разница существенная. Сразу же после расторжения контракта мы можем передать заказ другому исполнителю. Причём для этого не обязательно объявлять новый конкурс. Мы можем воспользоваться методом запроса котировок, что значительно быстрее и проще. Таким образом, разрыв во времени исполнения контракта, связанный с расторжением и заключением договора с новым исполнителем, будет минимальным.
Как отметил Владимир Щербенин, основная задача сейчас — включить пункты об одностороннем расторжении во все новые муниципальные контракты. Для этого необходимо провести оперативную работу с заказчиками.
Конечно, действующие контракты пересмотру не подлежат, ведь закон обратной силы не имеет. Однако руководитель департамента не исключает, что наиболее добросовестные исполнители будут готовы сделать это в добровольном порядке, но по предложению заказчика.
Как уже говорилось, в новом законе о контрактной системе механизм одностороннего прекращения исполнения контрактов прописан. Имеет ли смысл модернизировать действующий закон, который скоро прекратит существование? Владимир Щербенин полагает, что смысл есть. Новый закон о закупках имеет большую преемственность со своим предшественником. И ранний запуск механизма одностороннего расторжения позволит сделать переход к контрактной системе более плавным. Ведь практика показывает, что изменения законодательных основ той или иной деятельности требует более или менее длительного адаптационного периода. На долгую адаптацию времени нет — необходимо ремонтировать дороги, строить здания, закупать детское питание. А ведь закон о контрактной системе содержит и массу других новаций, например антидемпинговые меры. И чем больше удастся отработать сейчас, тем проще будет потом. Кроме того, и это важно, город уже сейчас получает ещё один мощный рычаг контроля за исполнением муниципального заказа.