Новости
Глаза боятся, а руки травят шкот
“Эх, а не погорячилась ли я, вызываясь ощутить себя в роли морского волка и побыть в качестве матроса на яхте, — думала я, ожидая на пирсе своего инструктора. — Вон как кренит судно, того и гляди — окажешься в воде. А я и плавать-то не умею, и за рулём всё равно, что обезьяна с гранатой”.
Мастер-класс, в котором я решила поучаствовать, мог пройти в эти выходные любой желающий совершенно бесплатно. Такой подарок в честь Дня города сделала Красноярская федерация парусного спорта в рамках открытого первенства Красноярска по парусному спорту. “Стадион” сюрпризу обрадовался. Ещё бы! Не каждый день предлагают поматросить под парусами.
— Сейчас я тебе экстрим устрою, будешь, как вон те ребята, за борт переваливаться, — шутит наш фотограф Борис Бармин, наблюдая за яхтами на Енисее. — Рискнёшь? Фото классное получится.
Я совсем падаю духом и с тревогой интересуюсь у Виталия Яцуна, ответственного за развитие детского парусного спорта, что же представляет собой швертбот, на котором поплыву.
— Это гоночная яхта класса 420, швертбот международного класса, двойка, то есть в экипаже два человека: рулевой (капитан) и матрос (шкотовый), — рассказывает Виталий Геннадиевич. — Матрос управляет передним парусом и откренивает яхту на ровном киле — задача непростая и в какой-то степени более ответственная, чем у рулевого, который активно ведёт гонку. Но хороших рулевых много, а вот опытные матросы в дефиците. Управлять парусами сложно, это не машина и не паровоз, не едет ровно по дороге. Необходимо чувствовать ветер, управлять парусами, рулём и всё это делать одновременно, да ещё и лодку держать, чтобы она не перевернулась. В гонке перевернувшаяся яхта — обычное явление. Но поскольку парусным спортом занимаются ребятишки 8—10-летнего возраста, то при определённом желании это может сделать каждый.
При упоминании про мальчишек становится немного стыдно за свою трусость. “Ладно, прорвёмся, — думаю я. — Назвался груздём — полезай в кузов”. С некоторой обречённостью беру в руки спасательный жилет, надеваю и, ступив на яхту, сразу же предупреждаю своего инструктора Александра Лопатько, что матрос я ешё тот! Делать ничего не умею, всё впервые.
— Все когда-то приходят сюда впервые, всем поначалу страшно, но потом втягиваются, появляется азарт, — успокаивает меня Александр. — Ну, запоминайте: это шкот, это стаксель-шкот. При команде “приготовиться к повороту!” берёте шкот в руки. Когда произнесу “поворот”, снимаете шкот с фиксатора, отпускаете его, быстро пересаживаетесь на противоположный борт и травите уже шкот, который напротив вас. Затем фиксируете его.
Травить шкот у меня получилось неплохо. Были, конечно, заминки, вроде того, что в панике я наступала на шкот ногой, при этом усердно пыталась его травить и не понимала, почему же никак не могу натянуть этот самый шкот. Здесь огромное спасибо Александру, он терпеливо указывал мне на ошибки, а если яхту начинало сильно кренить, садился рядом со мной и выравнивал швертбот на воде.
Затем инструктор доверил мне и руль. Признаюсь, рулить мне было намного легче. Здесь уже не нужно перескакивать с одного борта на другой, сидишь спокойно и поворачиваешь рукоять управления на себя или от себя. Но долго пребывать в спокойствии не получилось, рядом с нами сначала пронёсся на бешеной скорости скутер, а потом подошла ещё одна яхта.
— Здесь тоже нужна особая наука, — объясняет Александр Лопатько. — У нас правый галс, у них левый, значит, они нам должны уступить дорогу. Я так понимаю, пришвартоваться к пирсу вы сами не сможете?
— Вряд ли это мне удастся, — отвечаю я и вновь приступаю к обязанностям шкотового.
И вот, когда до берега остаётся совсем ничего, сильным порывом ветра нашу яхту кренит так, что я уже без наставления инструктора переваливаюсь за борт и выравниваю швертбот. О том, что практически весь мой корпус параллелен воде, а на яхте только ноги цепляются за трапецию, даже не думала, в голове сидела одна мысль: “Быстрее выровнять швертбот, чтобы яхта не перевернулась”.
И вот мы у пирса, я выхожу на берег, где меня дружно встречают работники водно-моторной станции и в один голос спрашивают: “Ну как?”
— Драйва хватило, впечатлений масса, — честно признаюсь я. — И удовольствие получила, и страху натерпелась тоже.
— У нас все новички говорят, что в первый раз страшно, — смеётся Виталий Яцун. — Приходите к нам ещё, во второй раз будет уже не так боязно и намного интереснее. Вы ещё медленно шли, а ведь яхта-то гоночная. И чем сильнее ветер, тем веселее. Ну что придёте?
— Приду, — отвечаю я. — И сыновей своих приведу. Уж они-то и с первого раза будут в восторге!