Новости
Кого поглотила виртуальная реальность?
Когда я училась в школе, интерес к компьютерным играм активно набирал обороты. Это было в начале века. Мальчишки резались в стрелялки, девочки обустраивали электронные дома. К одиннадцатому классу виртуальная реальность у многих ушла на второй план. И только изредка от кого-то из одноклассников можно было услышать рассказ о компьютерном путешествии или блестящей победе над “вражеским” кланом.
Поступив в университет, я столкнулась с оборотной стороной своего школьного увлечения играми — эскапизмом. Само понятие и его определение известно давно. Эскапистами называют людей, которые в попытке уйти от реальности создают мир иллюзий и фантазий и только в нём ощущают себя комфортно. Но при этом они зачастую ведут вполне обычный образ жизни, например, ходят на работу, в магазины и так далее, а вечером, добравшись до дому, полностью погружаются в свой придуманный мир.
Раньше к эскапистам относили многих известных философов, художников, писателей. Сегодня это понятие в большей степени ассоциируется с виртуальной реальностью, то есть с болезненным увлечением Интернетом и онлайн-играми.
— Эта проблема стоит очень остро именно потому, что без компьютера и Интернета невозможно представить жизнь современного человека, — считает психолог-педагог школы № 91 Дарья Швецова. — И, к сожалению, многие становятся рабами виртуального пространства.
На протяжении двух последних лет обучения в университете на моих глазах параллельно развивались две “эскапичные” истории.
Оля была хорошей студенткой. Не сказать, чтобы прилежной, но очень сообразительной и любознательной. Без особого труда и усилий быстро осваивала сложнейшие дисциплины, блестяще сдавала экзамены и зачёты, помогала отстающим товарищам, писала научные доклады. В красном дипломе и блестящей карьере в будущем никто не сомневался. До третьего курса. Пока не началось её увлечение компьютерными играми. Сначала всё шло как всегда — лекции, семинары, зачёты, но чем ближе к окончанию вуза, тем реже девушка появлялась на занятиях. Первое время отговаривалась — мол, заболела, а со временем и вовсе перестала скрывать причину своего отсутствия — с головой ушла в Интернет.
Первый государственный экзамен Оля кое-как сдала, на второй уже не пришла, диплом так и не написала. И вот прошло уже два года после окончания вуза, иногда мы встречаемся с университетскими друзьями. Ольгу я не видела ни разу, только слышала от кого-то, что игра окончательно её поглотила, и практически весь её день проходит за экраном монитора.
— Хоть бы жениха себе там искала, — говорит героиня второй “эскапичной” истории Надежда. Настоящая любовь, найденная в онлайн-игре, помогла ей вновь обрести реальность.
Надя, так же как и Ольга, ещё в университете увлеклась компьютерными играми. Сначала играла в свободное от учёбы время, потом стала учиться в свободное от игры время. Но её увлечение, в отличие от первой героини, продлилась не так долго, уже спустя несколько месяцев в игре она познакомилась с молодым человеком под ником Мерлин. Сначала любовь развивалась только в рамках виртуального мира, постепенно перекочевала в реальность. Мерлин оказался Володей, симпатичным, молодым, перспективным инженером. Пообщавшись в реальности, оба оставили виртуальный мир, поженились, и почти год назад у них родилась вполне реальная малышка.
— Несмотря на то, что начало нашему союзу положила компьютерная игра, я бы не хотела, чтобы в поисках своего счастья моя дочь окунулась в виртуальный мир, — говорит Надя.— Хотя страшного в этом ничего нет, многие знакомые мне девушки сидят в компьютерных играх, как раз чтобы познакомиться с мужчиной, причём состоятельным. Как показывает опыт личный и друзей, 70 процентов игроков очень обеспеченные люди, уходящие в виртуальный мир, чтобы отрешится от реальных проблем и от многочисленных жизненных забот.
В интернет-игре, по словам Надежды, образуется братство, где всё легче, доступнее, и у тебя всегда есть поддержка, которой иногда так не хватает в реальности.
— В виртуальном мире безопаснее и проще, чем в реальном, именно поэтому многие стараются спрятаться в нём от проблем, — размышляет психолог Дарья Швецова.— Как правило, интернет-зависимости в большей степени подвержены дети и подростки с их нестабильной психикой, причём с каждым годом эта проблема молодеет. Даже у некоторых первоклашек я наблюдаю предрасположенность к эскапизму.
По словам Дарьи Андреевны, если эскапистом человек становится уже в сознательном возрасте, то, вероятнее всего, это последствия психологической травмы, например, неразделённой любви либо нанесённой обиды.
Кроме того, вполне возможно, что реальность, окружающая человека, не привлекает и не интересует его, вполне возможно, что человек просто занимается не тем делом: скучная работа, нелюбимый супруг либо вообще его отсутствие.
— Чтобы не стать компьютерным эскапистом, уберечь ребёнка либо близкого человека от этого, необходимо постоянно напоминать ему и себе, что в реальном мире значительно лучше и интереснее, — считает Дарья. — Этому помогает спорт, творчество, вообще какое-либо хобби. Нужно найти такие радости в реальном мире, чтобы не хотелось менять их на виртуальность.