Новости
Экзаменационную брешь ищут на самых высоких уровнях
Утечка есть и будет
Основная волна сдачи ЕГЭ завершена. Теперь пришло время для решения задачи посерьёзней. Предстоит выяснить, почему из года в год школьные госэкзамены проходят со скандалами. Словно по заказу в Сети появляются заполненные бланки, а самый популярный пользовательский запрос в Интернете прост и банален: “Где найти ответы по ЕГЭ”.
С 2009 года Единый государственный экзамен стал основной формой проверки знаний для выпускников школ и абитуриентов. И каждый год мы наступаем на одни и те же грабли. Казалось бы, за время тестирования (а эксперименты по проведению ЕГЭ идут с 2001 года) и проверки качества новой системы оценки знаний можно было научиться бороться со “сливами” в Сеть правильных ответов. Но этого не происходит. Более того, сам министр образования и науки Дмитрий Ливанов на вопрос, реально ли перекрыть канал для утечки ответов, сказал: “Утечка есть и будет. Есть спрос, рынок этот достаточно весом. Это миллиарды рублей”.
Нынешний год признан рекордным по числу скандалов, связанных с ЕГЭ. А потому разбор полётов решено было устроить на самом высоком — правительственном — уровне. Чиновники пошагово проанализировали ситуацию, чтобы понять, откуда всё же ветер дует.
“2013 год: вся страна жульничает на ЕГЭ” — так назван представленный доклад Аналитического центра при правительстве. Автор доклада, руководитель дирекции по инновациям центра Юрий Аммосов утверждает, что утечки материалов ЕГЭ происходят на всех уровнях — от федерального до местного, так как доступ к контрольно-измерительным материалам (КИМ) имеет огромное количество людей, а число вариантов ограничено 35-ю.
Кроме того, по словам Аммосова, результаты ЕГЭ — один из критериев оценки работы региональных и местных властей. В результате региональные власти заказывают избыточное количество бланков, которые затем похищаются, а на местном уровне нарушается и порядок транспортировки материалов, и в школы допускают посторонних, и закрывают глаза на списывание и копирование. “Нет стимула быть честным”, — делает он вывод, поясняя, что вероятность попасться на экзамене составляет доли процента, но зато вероятность поступления в вуз при списывании — все 99 процентов. При честной сдаче экзамена эти пропорции кардинально меняются.
Но на чистую воду выводить ЕГЭ всё же планируют. В новостях уже распространилась информация о том, что в следующем году на защиту школьных тестов от утечек будет выделено около 300 миллионов рублей.
“Существует разработанный план, причём он даже уже включен в проект бюджета. Это конкретная мера по предотвращению нарушений”, — заявила вице-премьер Ольга Голодец. По её словам, в 2014 году будет увеличено число вариантов заданий ЕГЭ. Это позволит при необходимости заменить один вариант на другой в режиме онлайн.
По мнению Юрия Аммосова, нужно “максимально ограничить доступ к хранению и транспортировке КИМов, разбить варианты по часовым поясам или перенести начало экзамена в восточных регионах на один — три часа”, а также “ввести коллективную ответственность, когда из-за одного нарушителя аннулируются результаты всех сдающих в этой аудитории”. Эксперт также считает, что нужно перейти “от бумаги к цифре” — сдаче ЕГЭ на компьютере, поскольку так будет легче защититься от утечек, вычислить их и обеспечить большее количество вариантов.
Директор школы № 86, председатель комиссии по образованию, молодёжной политике, культуре и спорту красноярского горсовета Марина Малышева уверена: нужно что-то менять.
— Утечки идут на самом высоком уровне, и мне непонятно, почему это происходит, — негодует она. — Следует усиливать контроль: ограничить доступ к КИМам, запаролить их и выдавать в присутствии независимых наблюдателей. Начинать ЕГЭ в стране можно одномоментно, то есть у каждого часового пояса должно быть своё время, чтобы избежать просачивания информации с востока, где начинают писать тесты первыми.
Вообще, как призналась Марина Михайловна, она не понимает, откуда весь этот ажиотаж вокруг экзаменов в средней школе. Дети были детьми, их интересы защищались, и вдруг все на них ополчились, пытаясь в чём-то уличить. Среди учеников всегда были те, кто рассчитывает только на собственные силы, и те, кто норовит списать. И ЕГЭ, по мнению нашего эксперта, не является эффективной оценкой школьных знаний. Этим стоит озадачиться, прежде всего, нашим вузам.
— Кто-то спишет, благополучно поступит в вуз и займёт там чужое место, — рассуждает Марина Малышева, — и что потом? Каким специалистом он станет?
К слову, многие столичные вузы к ЕГЭ относятся скептически и вводят дополнительные испытания для абитуриентов, результаты которых являются более весомыми. В Сибирском федеральном университете нам пояснили, что делать это могут не все учебные заведения.
— Существуют стандарты, согласно которым в вузы, где выдаются дипломы установленного государственного образца, в качестве вступительных экзаменов принимаются результаты ЕГЭ, — поясняет проректор по учебной работе СФУ Наталья Гафурова. — Вузы, работающие по особым образовательным стандартам, где выдаются дипломы собственного образца, вправе назначать свои вступительные испытания. К слову, на ряд специальностей и в нашем вузе помимо ЕГЭ введены дополнительные требования — творческий конкурс или справка о состоянии здоровья. Но это скорее исключения.
По-гасконски честное ЕГЭ
“Добро пожаловать в Россию! В страну, где результаты ЕГЭ узнать сложнее, чем контрольно-измерительные материалы и ответы к ним”. Этот крик души из глубины Твиттера точно характеризует ситуацию.
Единый государственный экзамен звучит как нечто страшное и обременяющее. Несмотря на формальность и разговоры студентов о том, что “да ваше ЕГЭ ничто по сравнению с сессией”, для более чем 80 процентов выпускников это настоящая проверка не столько на знания, сколько на прочность. С каждым годом процедура проведения всё больше ужесточается, штрафы растут, а наблюдатели не щадят никого. В принципе, вокруг этого и построится мой рассказ о том, как мы писали ЕГЭ.
Нечто подобное мы уже проходили в девятом классе — Государственная итоговая аттестация. Только в то время эти баллы совершенно никуда не пригодились и пылятся сейчас в архивах школы (хотя переживали мы не меньше, чем на нынешних экзаменах). Уже тогда шла молва об ответах, которые наглым образом “сливаются в Сеть”, и о возможности спокойно списать.
Но это ГИА, а как же дела обстоят с ЕГЭ? Всё бы не так страшно, если бы эти результаты прямиком не влияли на дальнейшую судьбу выпускника: поступление, учёба в вузе. Первый же экзамен переполошил всю страну: скандал за скандалом, бесконечные апелляции, заявления, распечатки от мобильных операторов. Ещё и видео из Дагестана вызвало новую волну возмущений о безалаберном отношении организаторов к правилам проведения экзамена, о бессовестных выпускниках и всё о тех же попавших в Сеть ответах. Но будущие абитуриенты не гнушаются и старыми способами: смс, звонки репетиторам в туалетах, шпаргалки — всё это было и в этом году. Несмотря на многочисленные инструктажи, предупреждения и угрозы. Статистика вовсе не радует: на весь Красноярский край у 10 учеников результаты аннулировали.
“Я не знаю, что делать. Следующий год просто потерян для меня. Так как русский является основным предметом, то аттестат я получу только в следующем году, когда пересдам экзамен. Обидно и глупо получилось, но это тоже своеобразный опыт, который многому меня научил за столь короткий срок. Хоть и впереди у меня было ещё три экзамена, я решила не рисковать и оставить затею с телефоном за пределами школы” — так прокомментировала свою нынешнюю ситуацию девушка, которая была удалена с экзамена по русскому языку за использование сотового телефона. И ведь он у неё не звонил, его не было видно, просто ей сказали: “Дети всё видели, и если бы они написали апелляцию и указали на этот нюанс, то штрафы получили бы и проверяющие, и школа, и даже организаторы. Нам не нужны лишние проблемы”.
В ожидании последующих экзаменов всё мое окружение с головой ушло в поиск тех самых ответов, ведь впереди у нас было ещё по два-три экзамена. Были и ложные КИМы, и путаные ответы, но всё же огромному проценту удалось списать. Самое противное, что контрольно-измерительные материалы были даже на дополнительные предметы (история, биология, обществознание и т.п.), которые люди сами выбирали, основываясь на своих приоритетах и знаниях.
Вся эта выматывающая канитель подошла к концу — последний экзамен был сдан 13 июня. Осталось только мучительное ожидание результатов и неприятный осадок от “охотников за лёгкой добычей”. Однако пусть это останется на совести каждого.
Анастасия КУРАЛЕНКО, выпускница гимназии № 1