Новости

“Исследуя землю, смотрю на небо”

“Исследуя землю, смотрю на небо”

Астроархеология — молодая наука, которая появилась на стыке астрономии и археологии в XX__ веке. Предметом её изучения являются астрономические представления людей древности. __Археологи нашли многочисленные свидетельства того, что в доисторические времена люди проявляли большой интерес к небу. Одной из широко известных древних обсерваторий является комплекс Стоунхендж, расположенный в Великобритании.

Но, оказывается, Сибирь представляет не меньший интерес для астроархеологов, обнаруживших в этой земле древнейшие артефакты. Это утверждает доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Красноярского филиала Университета Российской академии образования Николай Дроздов.

Помимо Стоунхенджа примером любопытного материала для астроархеологов можно назвать многокилометровые рисунки на плато Наска (Перу). Фигуры животных (птица, обезьяна, паук и пр.) хорошо сохранились в полупустынном климате Наски, хотя их можно разглядеть только поднявшись высоко над плато. О назначении рисунков до сих пор ведутся научные и околонаучные споры. По одной из версий это древние обсерватории, по другой — место проведения ритуалов и даже посадки космических кораблей. Мария Райхе, немецкий учёный, почти половину века изучавшая макрокомплекс плато Наска, также предполагала, что он мог быть предназначен для решения астрономических задач.

Сибирь в отношении астроархеологии богатый регион. По выражению Николая Дроздова, это “земля притяжения космоса” (ведь недаром же именно сюда угодил всемирно известный Тунгусский метеорит…).

Одним из самых известных учёных-астроархеологов можно по праву назвать Виталия Епифановича Ларичева, академика Российской академии естественных наук. Первой его находкой в области астроархеологии в Сибири стал так называемый “Ачинский жезл” — лунно-солнечный календарь, обнаруженный при раскопках Ачинской палеонтологической стоянки. Он вырезан из бивня мамонта и полностью покрыт орнаментом из лунок, лент и спиралей, посередине же имеет пояс, который определяет “золотое сечение” — термин, хорошо известный математикам.

По мнению Ларичева, жезл представляет собой древнейший в истории человечества календарь. Возраст стоянки, где он был найден, насчитывает более 18 тысяч лет. Находка говорит о том, что уже в древности люди занимались наблюдениями за звёздами, Луной и Солнцем, что весьма понятно, поскольку в те давние времена человек полностью зависел от природных сил и явлений.

В районе же уникальнейшей в мире многослойной стоянки Усть-Кова (на данный момент затопленной рукотворным Богучанским морем) красноярскими учёными было найдено скульптурное изображение мамонта. Фигурка, возраст которой насчитывает 23 тысячи лет, вырезана из бивня мамонта и окрашена в два цвета — красный и чёрный. В древней мифологии эти цвета обозначали жизнь и смерть. Подобное можно сказать и о фазах Луны, она всё время словно рождается и умирает. Подтверждение того, что это знание было у древних людей, можно найти во многих мифах. Кроме того, наблюдая звёзды, древний человек определял направления движения, находил ориентиры, видел, что небо меняется, что оно разное зимой и летом. Возможно, тогда наши предки не понимали, что и сама Земля движется. И в этом отношении создание древними людьми лунно-солнечного календаря звучит просто как фантастика.

Богатейшим регионом для работы астроархеологов в Сибири можно назвать Хакасию. Так, в Ширинском районе известен горный комплекс, называемый Сундуки. По результатам исследований Ларичева комплекс представляет собой древнейшую астрономическую обсерваторию бронзового века, где были найдены наблюдательные пункты для определения положения Луны и Солнца. Также в Хакасии Ларичев работал с древнейшим хакасским эпосом и наскальными рисунками, на которых можно увидеть этапы захода Солнца.

Вообще, древние наскальные рисунки отражают мифологию, связанную с космосом. Космические сюжеты особенно характерны для окунёвского времени (окунёвской называют южносибирскую археологическую культуру скотоводов бронзового века). В наскальных рисунках и скульптурных изображениях животных этой культуры часто можно увидеть и изображения Вселенной, солярные знаки, змей, соединяющих подземный и космический миры. Подобные рисунки и изваяния представлены в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л. Р. Кызласова.

В 1973 году был изобретён и способ, как сберечь наследие древних художников, — красноярец Владимир Феофанович Капелько, заслуженный художник России и археолог, изобрёл ныне всемирно известный метод эстампажного копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу.

Популярный вопрос, адресуемый астроархеологам, — встречаются ли наскальные рисунки, которые изображают людей в скафандрах? И действительно, в разных районах мира найдены, например, изображения так называемых грибовидных человечков (люди в скафандре и с антеннами на голове). Археолог, доктор исторических наук Марианна Дэвлет обнаружила их в Саянском каньоне Енисея (сегодня эти места затоплены вследствие запуска Саяно-Шушенской ГЭС). Точно такие же грибовидные люди были найдены и на Чукотке, и в рисунках Тельменского района (Алтайский край). Подобные мифологические рисунки можно встретить в Азии и на Кавказе.

По словам Николая Дроздова, человечество всегда основывалось на удивительной триаде философских вопросов: кто мы, откуда и куда идём? Независимо от принадлежности к той или иной религии или эпохе человек стремится понять, откуда он появился и что останется после него. Интуитивно кажется, что на эти вопросы можно ответить через общение со звёздами, с космосом. Поэтому Николай Иванович признался, что, исследуя землю, он часто смотрит в небо. И призвал всех чаще смотреть на звёздное небо, чтобы видеть бесконечность, задумываться над вечностью и мечтать под звёздами…



НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА