Новости

20 лет с газетой

20 лет с газетой

Патриотизм — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Такое понятие этому слову дают толковые словари. Любовь к Родине — термин многоаспектный. Это и уважение к прошлому, и забота о настоящем, и знание истории своего государства, и желание защищать страну в случае войны.

Теме патриотизма, отношения к этому понятию людей посвящён сегодняшний выпуск проекта “20 лет с газетой”.

По жилым домам — на поражение

“Я служил в Приозёрском районе Ленинградской области. 31 декабря поступил приказ отправляться на учение. Оказалось, перебросили нас в Грозный, отдали приказ вести прицельный огонь по жилым домам на поражение”.

Это строки из рассказа мотострелка Владимира Васильева. Зимой 1995 года журналисты из Тольятти посетили Краснознамённый клинический госпиталь в Самаре. Там проходили лечение солдаты-срочники, раненные в Чечне. В числе пациентов были и наши ребята-красноярцы. Материал о визите в госпиталь был опубликован и в газете “Городские новости”.

“У многих из нас сжалось сердце: ведь там могут быть мирные жители, — продолжает Васильев. — Но вот убили бежавшую по улице женщину. Подошли посмотреть, что же она несла в огромной сумке, думали — продукты. А там — гранаты и мины. И поняли: на войне как на войне: если женщина взялась за оружие, то это не женщина, а воин, к тому же обученный убивать”.

“Боевые действия осложняются порой неразберихой, плохой разведкой, а то и вовсе непродуманными приказами, — рассказывает другой солдат Павел Митяев. — Вот взяли по приказу после ожесточённых боёв несколько домов у центрального рынка. Расставили там посты, а сами разместились в гостинице.

Вдруг высаживается неизвестный десант, который пытается нас выбить из занятых домов. Вскоре выяснилось, что это наши десантники: неразбериха произошла из-за отсутствия связи. А затем на наши головы обрушились снаряды: кто-то приказал танкистам прийти к нам на помощь, атаковать десант”.

Весной этого же года в Красноярске начал работу комитет солдатских матерей, мы написали об этом на страницах нашей газеты. Главной целью работы комитета стала помощь семьям военнослужащих, погибшим в горячих точках. По информации на 28 апреля 1995 года, с начала первой чеченской кампании в боях погибли 34 красноярца, ранены 44.

Если в 90-е годы прошлого века больше всего призывники и их родители боялись того, что молодых ребят отправят в Чечню, то в начале 2000-х годов появился другой страх — дедовщина. Безусловно, она существовала в армии и раньше. Но в тот период времени это явление достигло невиданных масштабов. По данным статистики, в 2001 году в России жертвами неуставных отношений стали более полутора тысяч человек, из которых 74 погибли, 54 покончили жизнь самоубийством.

В марте 2005 года в “Городских новостях” был опубликован материал “Я лучше сам с жизнью покончу”. Это история рядового Антона Кузнецова из Саянского района Красноярского края. Парень отслужил в одной из частей Дагестана всего два месяца. И покончил жизнь самоубийством — такова официальная версия. Родственники молодого человека уверены, что Антона убили. На момент подписания номера они собирались подавать жалобу в Страсбургский суд. “Его явно пытали, как будто он в плен попал к фашистам…” — рассказал журналистам брат погибшего.

Потом в армии начались многочисленные реформы: на страницах газеты мы рассказывали о том, какие отсрочки отменены, как изменится срок службы и что произойдёт с контрактной системой. К счастью, материалов о трагедиях становилось всё меньше.

Параллельно власти всех уровней пытались изменить отношение к службе, сделать так, чтобы уклонистов становилось всё меньше, чтобы ребята осознано отдавали долг родине. Весной 1995 года в нашей газете появилась следующая информация: “В целях улучшения военно-патриотического воспитания молодёжи необходимо ввести вновь в школьную программу курс военной подготовки и вписать в штатное расписание должность военруков”. Уже в следующем году в городе открылся центр “Патриот” в целях организации действенной системы подготовки подростков и молодёжи к воинской службе, пропаганды идей государственности и патриотизма.

В 2005 году в Красноярске прошёл первый патриотический фестиваль “Россия! Молодость! Мечта!”. Этот проект до сих пор существует в нашем городе. Руководитель центра “Патриот” Николай Жаров, который был организатором мероприятия, рассказывал в интервью нашей газете о том, что 30—40 процентов воспитанников учреждения идут в армию, остальные — на службу в правоохранительные органы. “Парни вступают в ряды Вооружённых сил уже подготовленными к трудностям службы”, — отмечал он.

В последние годы работа по патриотическому воспитанию молодёжи в России в целом и в нашем городе в частности усиливается. Тем не менее общество к службе в армии до сих пор относится настороженно.

— Да, многие негативные вопросы, связанные с прохождением службы, сняты, но отношение людей к ней, к сожалению, остаётся отрицательным, — говорит депутат Законодательного собрания Юрий Швыткин. — Служить стало спокойнее, на это повлияло два основных момента. Первый — переход на контрактную основу, второй — каждый негативный поступок, происходящий во время службы, тщательно рассматривается соответствующими органами. Виновные несут строгое наказание. Положительный эффект дали переход на годовой срок службы, создание общественных советов при частях. Показательны цифры: если раньше ежегодно я получал до 50 обращений от матерей и солдат с просьбой помочь разобраться в какой-либо конфликтной ситуации, произошедшей на службе, то в этом году таких обращений, к счастью, только пять.

Я полюбил тебя за письма

На реставрацию памятников денег нет, помощь ветеранам к Дню Победы будет весьма ограниченной: даже домашние телефоны установят не всем нуждающимся… Листая страницы газет 1990-х годов, понимаешь, как непросто жилось в то время.

“Город не может сейчас (а когда мог?) дать много своим ветеранам. Но хотя бы кое-что, считающееся в “цивилизованном” мире необходимым: лечение, ремонт квартир. Будут и подарки к празднику. Наиболее значительным подарком можно, наверное, назвать то, что ветеранам выделяется двести пятьдесят телефонных номеров… Город просит у краевой администрации семь миллиардов 850 миллионов рублей только на социальные мероприятия…”. Так в 1995 году Красноярск готовился отпраздновать 50-летие Победы. 26 мая этого же года в “Городских новостях” появилась небольшая новость — участникам и инвалидам войны в честь праздника установлено 393 телефона.

Спустя десять лет Красноярск готовился к 60-летию Победы. “В городской программе мероприятий, посвящённых празднику, более двух миллионов рублей запланировано на оказание адресной помощи в ремонте жилья”, — говорили мы на страницах газеты.

В начале 2005 года, вспоминая о снятии блокады Ленинграда, эксперты сетовали на то, что в городе до сих пор нет памятника, посвящённого блокадникам. 7 мая этого же года памятник “Дети войны” был открыт.

В тот год мы рассказывали о судьбе ещё одного монумента — братской могилы бойцов Красной армии, расположенной на проспекте Красноярский рабочий. Памятник находился в плачевном состоянии, нуждался в реконструкции. “Распался Советский Союз, были утрачены не только идеалы минувшего времени, но и интерес властей и людей к определённым вехам развития Красноярска… Вряд ли подобное отношение общества к памяти может служить положительным примером в плане патриотического воспитания для подрастающего поколения”, — писала газета. В этом же тексте журналист отмечал, что в связи с 60-летием Победы вскоре начнутся ремонтно-реконструкционные работы на памятниках, посвящённых событиям ВОВ. Помимо того, 30 миллионов рублей из бюджета края было выделено на обновление мемориального комплекса воинам-интернационалистам.

В 2005 году мы вели рубрику “60 судеб войны”, в ней рассказывали о людях, благодаря которым Великая Победа стала возможной. Один из материалов “Заветные “треугольники” был посвящён истории любви Галины и Михаила Рычковых. Их роман начался с переписки. “Я тебя так сильно полюбил, за что? А именно за твои письма, те простые ласковые слова, которые забираются в глубины моего сердца”, — такие письма своей возлюбленной отправлял пограничник Михаил Рычков. После войны пара встретилась впервые, уже через несколько дней сыграли свадьбу. Супруги прожили вместе 57 лет.

— Ветеранам Великой Отечественной войны все годы уделялось внимание со стороны властей, вместе мы готовились ко всем юбилеям Победы, — рассказывает Ирина Иванова, много лет возглавляющая совет ветеранов Центрального района. — Хорошо, что сегодня не забывают всех тех, кто стал жертвами войны, — и ветеранов, и тружеников тыла, и детей войны, и несовершеннолетних узников концлагерей.

Врасти в свой город

В конце прошлого века патриотизм по отношению к державе считался у русских чем-то совсем не обязательным. Нынче, похоже, наступили другие времена. Всё больше людей задумываются над тем, как воспитать у молодого поколения любовь к своей стране, своему городу.

В Красноярске в последние годы проводятся многочисленные патриотические мероприятия — акции, фестивали, флэшмобы, конкурсы. Их организаторы стараются, чтобы жители полюбили Родину, свой город. Небольшой опрос “Городских новостей”, проведённый в июне 2011 года, показал, что патриотические чувства к городу проявляют красноярцы, которые смогли найти своё место в этом местечке большой России. А космополитические чувства проявляют те, кто привык переезжать с места на место и не намерен надолго задерживаться в центре Сибири.

Тогда доктор культурологии заведующий кафедрой всеобщей истории Красноярского педуниверситета Андрей Зберовский в комментариях нашим журналистам отмечал, что врастание в город и реализация себя в нём — один из основных факторов воспитания любви к месту жительства или городского патриотизма, как называют это культурологи всего мира.

“Считается, что существует шесть факторов воспитания в человеке любви к его городу, — говорил профессор Андрей Зберовский. — Один из них — знание самого населённого пункта. Патриот должен хорошо в нём ориентироваться, знать его историю и достопримечательности. Патриотизм требует умения мыслить в масштабах малой родины, думать о её проблемах, которые требуют решения”.

Но не менее важны и другие факторы, считает доктор культурологи. Например, воспитать городской патриотизм поможет знание истории страны — ведь город вписан в неё и участвует в развитии державы.

Хотя работа по воспитанию патриотических чувств сегодня в приоритете, результаты исследований показывают, что продвигается она медленно. Опрос общественного мнения, проведённый исследовательским центром портала Superjob.ru, выявил, что о своём рождении в России чаще остальных сожалеют молодые люди до 24 лет — 44 процента опрошенных. Они предпочли бы родиться в маленьком, но стабильном государстве — в Германии, Бельгии, Дании. Среди убеждённых патриотов преобладают россияне в возрасте 45 лет и старше — 43 процента. Только сорок процентов опрошенных хотели бы родиться в нашей стране второй раз. Эксперты полагают, что такая позиция вызвана нестабильным социально-экономическим положением в стране. И при этом люди особо не задумываются, например, о том, что сейчас происходит в Европе или как живут народы Африки. Исходят из принципа: хорошо там, где нас нет.

Кто победил?

“Реформа образования, которая идёт в нашей стране, ориентирована на проамериканскую, западную модель. А ведь именно образование формирует идеологию и менталитет нации. Возьмите хотя бы учебник по истории фонда Сороса — именно союзным войскам автор присуждает победу… Это неправильно”.

Интервью с преподавателем кафедры военной истории КГПУ Анной Толмачёвой было опубликовано в нашей газете в год, когда страна отмечала 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Смена власти, произошедшая в нашей стране, привела к пересмотру свершившихся фактов и событий. Уже не один учебник истории признавался ложным.

Может и должна ли быть история точной наукой? Этот вопрос мы задавали Николаю Дроздову, ректору Красноярского педагогического университета, в 2004__ __году. “Вопрос достаточно сложный, — говорил он. — Конечно, история должна стремиться к точности. И исторические даты, за исключением некоторых, оставшихся в далеком прошлом, как раз отвечают этому требованию — быть точными. Многие исторические события можно описывать и оценивать с достаточной степенью достоверности и объективности. Но всё же есть в истории такие периоды, которые трудно оценивать объективно. И интерпретация точных исторических фактов, данных зависит тогда от уровня познания того или иного учёного, от его отношения к тем или иным событиям, идеологической настроенности”.

В 2005 году Анна Толмачёва говорила о том, что государство должно подключиться к решению проблемы некачественных учебников истории. Не допускать того, чтобы дети получали искажённое представление о нашем прошлом. “История — наука, а не беллетристика”, — говорила она.

В 2013 году президент России Владимир Путин предложил разработать новые единые учебники истории для средней школы. “Он уже выдвинул обязательные требования к будущим пособиям: учебники необходимо написать на хорошем русском языке, без двойных толкований и противоречий. Созданием новых учебных материалов должны заняться не только сотрудники Министерства образования и специалисты Российской академии наук. Кроме них, считает Путин, следует привлечь историческое и военно-историческое общества — старейшие российские объединения”. Об этом мы рассказывали на страницах “Городских новостей”.

“Как историк по образованию, я полностью поддерживаю инициативу президента, — говорил Михаил Яшин, ветеран боевых действий в Афганистане, кавалер ордена Красной Звезды. — Нам действительно нужны новые учебники, в которых будет прослеживаться единый подход к историческим событиям. Ведь, чтобы понимать, куда мы идём, надо знать, откуда мы вышли. Нужна неполитизированная история. В школах необходимо давать информацию, которая формировала бы в детях чувство патриотизма, приводила к пониманию единой национальной идеи”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА