Новости

Прощание с “Норильскими сезонами”

Прощание с “Норильскими сезонами”

Цель — заразить всех вирусом

На площади возле музейного комплекса на Стрелке натянуто полотнище, похожее на квадратный гигантский экран. Но это не кинозал под открытым небом, это скорее сцена, только вертикальная. Именно на этих, перенесённых из горизонтали в вертикаль подмостках будут выступать французские артисты.

Спектакль “Walldance” уличного театра “Les passagers” (“Пассажиры”) не совсем обычный — он совмещает в себе различные жанры: здесь есть театр, поэзия, музыка, акробатика, танец, живопись… Всё это замешено на высоком мастерстве, серьёзной физической подготовке и смелости актёров, которые словно ангелы или демоны целый час парили над землей. Мужчины и женщины вопреки закону притяжения летали, плавали, танцевали, рисовали в воздухе. Конечно, бороться с гравитацией им помогали тросы, но несмотря на нити невидимого кукловода, герои этого спектакля были свободны в своём полёте фантазии, в своих танцах по вертикали. Вот с небес спускается влюблённая французская парочка под зонтиком. Она — в романтичном платьице в цветочек, он — безумно похож на знаменитого французского шансонье Сержа Генсбура. Любовная идиллия разрушается зловещей фигурой в чёрном, разлучившей мужчину и женщину…

Компанию “Les passagers” основали в 1988 году режиссёр и хореограф Филипп Риу и актриса Кристина Бернар. Своей главной задачей французские лицедеи считают исследование возможностей городского пространства и архитектуры мегаполисов. Для представлений они используют парки, площади, исторические памятники, индустриальные здания. В общем, ничего в городах не мешает им создавать чудеса, наоборот, даже самые неказистые и пророй ужасные объекты вдохновляют бродячих артистов. Кстати, они полностью оправдывают своё название “Пассажиры” — труппа постоянно находится не только в творческом движении, но отмеряет реальное пространство семимильными шагами, из Европы — в Америку, потом — в Азию или Сибирь… Да и сам спектакль — это тоже путешествие. По странам, человеческим историям и судьбам.

В Красноярске прошло два представления французской команды — 15-го и 16 июня. Они стали частью программы празднования 385-летия Красноярска. Как и, впрочем, остальные проекты “Норильских сезонов” — театральный фестиваль Фонда культурных инициатив Михаила Прохорова вот уже несколько лет подряд проходит в краевом центре в рамках Дня города.

Надо сказать, что нынешний фестиваль получился очень семейным и многоликим. В программу вошли постановки очень разных и ярких театральных коллективов Италии, Испании, Франции и России. Здесь были постановки как для совсем маленьких зрителей, например, забавное и трогательное представление о дружбе и любви Teatro Telaio (Брешиа, Италия) “История одного ребёнка и одного пингвинёнка”, так и спектакли для продвинутой молодёжи — драйвовый проект “Копы в огне”, замешанный на таких противоборствующих, на первый взгляд, жанрах, как хип-хоп и опера.

Мюзикл для всей семьи по мотивам сказки Андерсена “Огниво” представил московский Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой. Зрелище, надо заметить, по классическому произведению получилось весьма фееричным и современным. Причём в восторге были как малышня, так и их родители. Так как Тереза Дурова, дочь знаменитых дрессировщиков Ганнибала и Терезы Дуровых, сама выступала на манеже, тут не обошлось без цирка. Актёры не только танцуют и поют, но и вовсю используют свои цирковые таланты — играют пантомиму, выполняют акробатические трюки. Спектакль щедро приправлен современной хореографией, каскадёрскими драками, спецэффектами. Например, драка солдата с адскими собаками, когда тот добывал огниво, превращается в настоящий хореографический трэш. Но не страшный и злой, а весьма ироничный, это своеобразная пародия на кулачные бои в современных боевиках. Динамично развивающая история явно пришлась по вкусу детворе, взращённой на комиксах вроде “Черепашек-ниндзя”. Взрослым же это напомнило их детство — времена, когда на экраны вышел революционный фильм-мюзикл “Новогодние приключения Маши и Вити”, имевший сумасшедший успех у ребятишек семидесятых — начала восьмидесятых. Как в советской картине, в спектакле “Огниво” много хорошей, качественной музыки, которую исполняет Оркестр имени Робинзона Крузо. Живая музыка — от классики до drum bass — во многом тоже способствовала успеху постановки.

Надо сказать, Тереза Дурова взяла на себя смелость немного изменить сюжетную канву хрестоматийной сказки. В своём спектакле она, например, коварную, но очень обаятельную и привлекательную колдунью не убивает, а делает женой короля. Слуг огниво — собак — она по большому счёту превращает в трёх мушкетёров. У них даже девиз похож на мушкетёрский, правда, адаптированный под животное сознание: “Один за всех, а все — за колбасой!” Надо ли говорить, что юные зрители к концу спектакля влюбились в потешных четвероногих.

Также красноярцы стали зрителями уникальной постановки “Охота на Снарка”. Это первая театральная постановка одноимённого произведения Льюиса Кэрролла. Её создали артисты “Седьмой Студии” Кирилла Серебренникова (Москва). Жанр тут тоже причудливый — опера по мотивам текста странного сказочника. Как и “Алиса в Стране чудес”, “Снарк” написан вроде бы для детей: он даже посвящён маленькой девочке, дочери оксфордского декана Гертруде Чэтуэй… Но до сих пор литературоведы и знатоки творчества писателя не пришли к общему мнению, для кого и о чём эта загадочная история. Своё видение этой абсурдистской истории представил один из знаковых персон современного российского театра Кирилл Серебрянников.

На сцене Красноярского ТЮЗа был представлена история без слов о поисках любви и божественном начале всего сущего “Пух и прах”. По жанру “Пух и прах” — нечто среднее между перформансом и инсталляцией, это клоунада, замешанная на метафизике, которая заставляет мыслить и переживать. Самым трогательным спектаклем фестиваля стал “Андре и Дорин” испанского Kulunka Teatro — грустная история и смешная история о пожилой семейной паре, об утерянных и вдруг вернувшихся воспоминаниях.

Надо сказать, что это последние “Норильские сезоны”, которые прошли в краевом центре. Проект закрывается. Но Фонд Прохорова, со слов его исполнительного директора и по совместительству племянницы миллионера и мецената Михаила Прохорова Ирины Палий, продолжит свою работу в Красноярском крае. Как всегда, осенью нас ждёт Красноярская ярмарка книжной культуры с многочисленными гостями, дискуссиями, круглыми столами, выставками, концертами… На смену канувшим в Лету “Сезонам” придёт более масштабный проект — региональный проект “Театральный синдром”, который уже успешно реализуется в центральных регионах России. Теперь именно в его рамках красноярцы смогут знакомиться с лучшими постановками российских театров. “У нас теперь появилась сверхзадача, — дополнила директор красноярского филиала Фонда Наталия Троицкая. — Постараться заразить вирусом любви к театру как можно больше зрителей, воспитать новое поколение знатоков и поклонников этого вида искусства”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА