Новости
Юлиана МАЛХАСЯНЦ: “История вершится прямо на сцене”
Премьера оперы Александра Бородина “Князь Игорь” состоится 28, 29 и 30 июня в Красноярском государственном театре оперы и балета. Специально для участия в его постановке в наш город пригласили заслуженную артистку РФ, одну из ведущих характерных солисток, балетмейстера Большого театра Юлиану МАЛХАСЯНЦ.
Юлиана является единственной обладательницей награды журнала “Балет” “Душа танца” в номинации “Звезда народного танца”. Её спектакли не раз отмечались как лучшие музыкальные спектакли года. Мы попросили Юлиану рассказать о готовящейся премьере, которая должна стать настоящим праздником завершения юбилейного 35-го театрального сезона.
— Сейчас актуально восстанавливать оперы Монтеверди, Глюка. Это в духе современных тенденций. А у нас в театре готовится грандиозная премьера оперы Бородина из классического репертуара…
— Я убеждена в том, что если в театре полноценно представлен классический репертуар, на афишах такие имена, как Чайковский, Римский-Корсаков, Верди, Пуччини, то можно задуматься и о постановке оперы для эстетов. Например, восстановить “Золушку” Россини или порадовать слушателей с утончённым вкусом оперой “Воццек” Альбана Берга. Пока у нас другие задачи. Хотелось бы вернуть в репертуар оперу, которой открывался красноярский театр 35 лет назад.
Много лет арии из “Князя Игоря” звучали у вас как концертные номера. Но эта опера, безусловно, заслуживает того, чтобы слушатели оценили её как масштабную постановку с массовыми сценами, балетными номерами. Тем более, не каждый театр может себе позволить такую постановку. В ней задействован широкий спектр голосов. Высокие и низкие басы, разные теноры, сопрано, меццо-сопрано. В Красноярском театре есть такие исполнители. На русской оперной сцене сейчас принято вольно обращаться с персонажами русской истории. Наверное, это модно. Я не буду привлекать внимание к постановке какой-то оригинальной трактовкой образов. Идея оперы в том, что Игорь действительно герой. И на родине его встречают как героя, ждут, что он соберёт полки для нового похода. Я повторяю хор “Слава Игорю” в финале. В спектакле будет декорация Храма. Этот Храм разламывается в определённый момент. Для того, чтобы в финале Храм восстановили, и все увидели, что он ещё прекраснее. Для меня важна тема надежды на лучшее будущее русского народа.
— Наверное, Вам часто задают вопрос о том, как может балетмейстер ставить оперы?
— В истории русского музыкального театра я далеко не первый балетмейстер, занимающийся постановками опер. Достаточно назвать таких мастеров, как Горский, Захаров, Лопухов. Балетмейстер мыслит музыкальными фразами. Этот опыт он и переносит в постановку мизансцен. А что касается оперы “Князь Игорь”, то как балерина, исполнительница роли Чаги, я работала с разными режиссёрами Большого театра. Этот спектакль мне хорошо знаком.
— Расскажите, пожалуйста, о предстоящей премьере. Что ожидает красноярцев в июне?
— Моя постановка отличается от академической. Но это не значит, что я собираюсь переносить действие из 1185 года в XXI век. Композитор создавал оперу 18 лет, но так и считал её незавершённой. В связи с этим у режиссёров есть некоторая свобода. Например, у Бородина второй акт задуман как парад концертных номеров — арий и дуэтов. Есть закулисный событийный ряд, приём интермедийного занавеса. А в нашей постановке приём открытых перемен.
Идея в том, что история вершится прямо на сцене. Я прослеживаю всю историю взаимоотношений героев, логику их дуэтов и личные судьбы путём постановки мизансцен. В этом случае сольные номера и дуэты обретают дополнительный смысл. Все события вынесены на сцену. Я восстанавливаю то, что, по замыслу композитора, слушатель должен домысливать. Показываю, что князь Игорь взят в плен раненным на поле боя, и у половцев он не в гостях. Собираюсь показать, как ему трудно даётся решение бежать на родину, оставив у половцев своего сына. Вернула в постановку первую половецкую пляску. У Бородина она задумана между Песней половецкой девушки и каватиной Кончаковны. Обычно постановщики сокращают её.
— Какими будут декорации? Можно ли уже говорить о костюмах?
— Уверена, что успех постановки зависит от удачного сотрудничества режиссёра и художника. Мы снова работаем с Дмитрием Чербаджи. Я ему рассказала о своих идеях, и мне понравились его художественные решения. Будут контрастные декорации. Русь белокаменная и абсолютно горячие, в стиле Рериха, декорации половецкого акта. Детали декораций подвижны, поэтому в спектакле не будет пауз. Монтировщики в народных костюмах будут передвигать декорации иногда прямо во время действия. Костюмы исторически верны. При их создании использованы современные ткани, много мелкой отделки — особенно в восточных костюмах. Спектакль должен получиться красочным.
— Опера “Князь Игорь” — это несколько романтический взгляд на русскую средневековую историю. Вы рассказываете солистам об исторических персонажах?
— Я сама заинтересовалась историей похода Игоря Святославича и поняла, что произведение “Слово о полку Игореве” и опера Бородина — это художественные произведения на историческую тему, но историю по ним изучать нельзя. Настоящая биография князя Игоря — это самая обычная биография русского правителя эпохи междоусобных войн. Факты биографии могут шокировать современного человека. А в опере Игорь Святославич — воплощение чести, мужества. Александр Бородин увлёкся изучением “Слова о полку Игореве” и хорошо себе представал настоящую жизнь Игоря. Но композитор захотел создать образ русского воина, защитника земли Русской в то время, когда в стране были предреволюционные, пораженческие настроения. Предлагаю следовать замыслу композитора, видеть Игоря воином — защитником, которому невыносима жизнь в плену, который хочет вернуться на родину, не только для того, чтобы собрать полки для нового похода, но и просто домой. Хорошо, если опера вызовет интерес к древнерусской истории! Мы ведь специально создаём исторический национальный колорит. Например, на репетициях мы обсуждали с артистами хора, как надо правильно креститься.
— Опера “Князь Игорь” известна даже тем, кто никогда не посещал оперный театр. Часто звучат в разных обработках Половецкие пляски, арии Князя Игоря и Хана Кончака. Какие ещё концертные номера вы рекомендуете послушать из этой оперы?
— “Князь Игорь” — это собрание так называемых оперных хитов. Могу привести много примеров. Дуэт Игоря и Ярославны. Красивейшие каватины Владимира и Кончаковны, их дуэт. Сцена Овлура и Игоря — это мини-шедевр. Во всём мире популярен Плач Ярославны. Эти и другие фрагменты оперы исполняются как концертные номера. А в нашей постановке все эти фрагменты сюжетно связаны.