Новости
Чекатиф уполномочен заявить
В начале ХХ века стране не хватало квалифицированных врачей
Историю можно изучать по-разному, ведь бесценные сведения из прошлого содержатся во множестве источников. Это и литературные произведения, и газетные подшивки, и пожелтевшие письма… Но, пожалуй, самым интересным и беспристрастным поставщиком знаний о прошлом являются официальные документы прошлых лет. Сегодня вместе с сотрудниками Красноярского городского архива мы восстановим историю самых первых шагов по становлению советской системы здравоохранения в нашем городе.
С середины 1918-го и весь 1919 год Красноярск находился под военной диктатурой адмирала Колчака, поэтому нормативные акты, изданные Советом Народных Комиссаров, не доходили до города. Только после 8 января 1920 года, когда колчаковцы оставили Красноярск, а в Сибири была установлена специфическая форма власти — Губревкомы, к нам стали доставляться распорядительные документы, необходимые для организации и работы учреждений здравоохранения.
В феврале 1920 года в Красноярске появился городской отдел здравоохранения, который возглавил врач Николай Михайлович Знаменский. Тогда же в нашем городе открылись новые медицинские учреждения. В архивах сохранились самые первые документы, подписанные Николаем Знаменским. Так, постановлением № 1 от 18 февраля 1920 года на службу в Городской Отдел Здравоохранения принимается Елизавета Ивановна Соколова в должности сан. счётчицы.
В начале ХХ века в стране крайне остро ощущалась нехватка квалифицированных врачей. Поэтому ещё 10 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской Обороны предложил Народному Комиссариату Здравоохранения произвести на всей территории Республики однодневную перепись врачей, зубных врачей, лекпомов и фармацевтов. Перепись должна была пройти до 1 марта 1920 года. Все зарегистрированные лица медперсонала получали удостоверения, которые должны были носить с собой всегда.
В Красноярске медицинские учреждения также испытывали острый кадровый голод. Врачам приходилось совмещать работу в нескольких местах, о чём свидетельствуют сохранившиеся в тех времён списки медицинского персонала. В то же время власть крайне неодобрительно относилась к таким фактам. Вот выдержка из постановления Совета Народных Комиссаров: “Народный Комиссариат Здравоохранения считает необходимым обратить внимание Здравотделов на то, что совместительство, вообще говоря, является злом, приносящим большой вред как работникам, так и самому делу, что разрешение совместительства противоречит основам политики Советской власти в области труда, а постановление о расширении права совмещать есть мера, вынужденная обстоятельствами — острым недостатком квалифицированных медицинских работников. В виду изложенного Н.К.З. предлагает здравотделам прибегать к совместительству крайне осторожно и аннулировать выдаваемые разрешения на совместительство, как только представится возможность обходиться без него”.
В то же время в начале 1920 года в Советской Республике продолжала нарастать эпидемия сыпного тифа. В регионах на местах созданы чрезвычайные комиссии по борьбе с тифом (Чекатиф). Красноярск не стал исключением, с февраля 1920-го в нашем городе работала Чекатиф под председательством Александра Петровича Спундэ. Общество врачей Енисейской губернии 31.01.1920 вынесло постановление об устройстве ряда тифозных больниц для гражданского населения не менее чем на тысячу коек на первое время с расширением впоследствии до пяти тысяч мест. В связи с катастрофической нехваткой больничных коек по поручению Чекатифа осматривались торговые и служебные помещения, которые можно было приспособить под больницы. Из доклада управления делами Чекатифа: “… Кондитерская и магазины Абудеева и Ростовых являются совершенно непригодными ни для больных, ни для санитаров вследсвие полного отсутствия необходимых удобств и сравнительно малой величины площади пола… Шляпный магазин рядом с Госсоюзом тоже непригоден для нужд Чекатифа, но если бы присоединить к нему помещение Госсоюза и находящуюся сзади шляпного магазина квартиру, то можно было бы устроить больничку коек на 50-55… Из помещений, осмотренных членами группы по собственной инициативе, являются пригодными для больниц здания духовного училища на углу Благовещенской ул. и Плац-Парадного пер. /чел. на 250/ и часть дома Смирнова на углу Воскресен. ул. и Гимназического пер. /челов. на 80-100”.
В городе принимались все необходимые меры по устранению очагов эпидемии. Енисейский Чекатиф 3 апреля 1920 года постановил: всех заразных больных из частных квартир направлять на свободные места в гражданские лечебные заведения и на освобождающиеся места в военных госпиталях. В Красноярске работали 30 врачебных участков, врачи и сестры милосердия оказывали медпомощь больным тифом бесплатно. При этом, как следует из документов, всему медицинскому персоналу улучшалось продовольственное содержание и жилищные условия. Хорошо кормить старались и больных тифом. Кроме того, проводилось хлорирование водоёмов и водовместилищ. В результате решительных действий Чрезвычайной комиссии при борьбе с тифом к концу 1920 года эпидемия в Красноярске была локализована.